Писать статьи – не страшно

Писать может любой человек. Качество текстов зависит только опыта и желания писать. На специальном воркшопе для авторов ProWomen By редактор Студии Райт Ксения Анискович рассказала о секретах написания действительно полезных статей. Мы подготовили конспект воркшопа для всех, кто хочет писать статьи и делиться своим опытом с другими.

Сразу развеем миф, что статьи писать легко и быстро. Нормально, если статья занимает много времени: за вечер нельзя написать качественный материал, даже в порыве вдохновения. Первый черновик придется редактировать, иногда по три или четыре раза.

Чтобы написать хорошую статью, понадобится четыре базовых ингредиента: определить аудиторию, поставить цель, определить задачи к цели, выстроить структуру текста. Разберемся с каждым из них.

Аудитория — люди, для которых ты пишешь статью

От аудитории зависит то, каким языком ты будешь писать, как именно и зачем.

Если читателю не интересна тема, ему непонятно или он не может разобраться в тексте, то твоя статья никому не будет нужна. Читатель не кликнет на заголовок, если он не зацепит. Даже если кликнет, то может сразу уйти, если с первых предложений текст покажется скучным.

Кажется, что анализ аудитории — оторванное от жизни занятие. Но если не потратить на него пять минут, то любая, даже толковая статья, получится неинтересной. Чтобы вызывать отклик среди читателей, для начала их нужно понять.

Есть хорошее упражнение, чтобы определить свою аудиторию. Перед тем, как писать или во время работы над статьей представь себе конкретного человека. К примеру, ты пишешь для женщины старше 30 лет с детьми. У нее не слишком много времени на себя, поэтому ей важно быстро и легко воспринять информацию. Если не получается сформулировать мысль, то расскажи своему персонажу то, что ты пытаешься сформулировать.

Новички и профессионалы

Есть два типа читателей: новички и профессионалы. Для них писать статьи нужно по-разному.

Новички исследуют тему, хотят узнать больше и расширяют кругозор, чтобы стать профессионалом. Когда пишешь статью для новичка, руководствуйся тремя правилами:

1. Проверяй текст на понятность и доступность. Отложи его на час и займись повседневными делами, потом прочитай статью, как будто ты новичок и видишь ее впервые.

2. Постарайся получить свежее мнение человека со стороны. Покажи подруге, маме или молодому человеку. Важно, чтобы им было понятно, что ты хочешь сказать в статье.

3. Не бойся допускать неточности. Если ты напишешь что-то просто, без длинных профессиональных терминов — это не страшно. Главное, чтобы читатели тебя поняли. Но при этом будь готова к критике профессионалов.

Профессионалы — более требовательная аудитория. Текст для них может быть сколько угодно сложным, но нужно хорошо разбираться в теме. Здесь два базовых правила:

1. Главное — никогда не пиши для профи, если не разбираешься в теме. Скорее всего, получится недостаточно хорошо, а шквал критики может пошатнуть твою уверенность в своих силах и желание писать дальше.

2. Пиши о том, в чем ты экспертка. Гораздо проще научить специалиста-практика: юриста, бухгалтера или другого эксперта — писать профессиональные статьи, чем хорошего автора написать о том, в чем он плохо разбирается.

Цель статьи

Цель поможет правильно выбирать материал для текста и отвечает на вопросы: «Зачем я пишу? Чего хочу добиться от читателя?» Цель заставляет писать по делу. С ней ты не напишешь абзац просто потому, что какой-то факт показался интересным.

Цели могут быть такими:
— чтобы читатель увидел пользу;
— перестал бояться планировать;
— понял, как важно задавать вопросы.

Цель бывает сильная и слабая. Сильная цель заставляет читателя измениться, помогает самостоятельно выполнить действие. Ты не можешь заставить человека поверить, что есть на ночь плохо, но можешь помочь ему понять это.

«Проинформировать, рассказать..» — плохая цель, с ней не получится добиться чего-то от читателя. Он прочитает и просто пойдет дальше. Хорошие цели — «Хочу, чтобы читатель больше не боялся писать», «Помочь читателю сделать что-либо».

Когда хочешь сформулировать цель, начинай со слов: «Помочь читателю… ».

Задачи статьи

Отвечают на вопрос: «Как прийти к цели?» Если цель — это то, куда движется статья, то задачи — способ достичь этой цели.

К примеру, ты объясняешь пользу планирования. Недостаточно просто сказать, что планирование — это хорошо. Это может выглядеть как попытка навязать читателю выводы, а лучшие выводы — те, которые он делает самостоятельно.

Объясни преимущества, поищи исследования экспертов в тайм-менеджменте, предложи инструменты, которые сделают планирование приятным. В этом случае читатель сделает выводы сам и не почувствует, что ему пытаются навязать чужое мнение.

Структура текста

Структура — это порядок в тексте. Она помогает легко воспринять статью: если читатель пробежится по подзаголовкам и ухватит суть — выше шанс, что он пройдет и прочитает статью целиком. Когда ты сформулируешь цель и определишь задачи, то она получится сама собой.

Хорошая структура состоит из модулей. Модуль — это смысловая единица статьи, такие коробки, в которые ты упаковываешь одну мысль в несколько абзацев.

Чтобы сформировать понятную структуру:

— сформулируй основные мысли. Одна мысль на модуль;

— тезисно опиши их. Расскажи, о чем ты будешь рассказывать в каждом модуле;

— проверь структуру и основные тезисы.

Лайфхаки, которые помогут написать хорошую статью

1. Если вообще не знаешь, как написать статью, попробуй фрирайтинг — поставь таймер на 10 минут и записывай все свои мысли.

2. Самый первый абзац статьи пиши в конце. Когда у тебя перед глазами готовая статья, то легче написать первый абзац, который заинтересует читателя.

3. Пиши о том, что тебя волнует и от чего прет. Так тебе будет хотеться работать над статьей, искать новые материалы для нее, а комментарии редактора не будут казаться страшными.

4. Если у тебя нет редактора, то придерживайся правила: хорошая статья — та, которая решает задачу.

5. Используй следующий алгоритм работы над текстом: напиши черновик, отложи, вернись позже и перепиши. Покажи знакомому, чтобы узнать понятно ему или нет. После этого посмотри на статью свежим взглядом и только тогда окончательно отредактируй.

6. Заглядывай в книгу Максима Ильяхова и Люды Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст». Она ответит на множество вопросов и поможет сделать текст понятным, легким и интересным.

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.