Ликвидация: как закрыть бизнес

Иногда закрытие бизнеса может быть единственным выходом. О том, что нужно сделать индивидуальному предпринимателю, самозанятому и ремесленнику для ликвидации бизнеса, рассказали экспертки Arzinger Law Offices в рамках проекта в партнёрстве с Международной финансовой корпорацией (IFC).

Алгоритм прекращения деятельности зависит от формы регистрации. Разберём его для каждого из трёх статусов: самозанятые, ремесленники и индивидуальные предприниматели.

Самозанятые

Самозанятым прекратить деятельность довольно просто, для этого нет урегулированного законодательством порядка.

Тебе нужно:
– Подать в налоговый орган уведомление произвольной формы. Образец можно найти на сайте easybusiness.by.

или

– Не подавать заявление на новый период. Твоя деятельность будет прекращена автоматически по истечении периода, за который ты уплатила единый налог.

Если ты работаешь в сфере агроэкотуризма, то для прекращения деятельности тебе нужно обязательно направить заявление установленной формы в районный исполком по месту нахождения агроэкоусадьбы.

Ремесленники

Для прекращения ремесленной деятельности нужно подать в налоговый орган уведомление в письменном виде или через личный кабинет плательщика по установленной форме. Датой прекращения деятельности будет считаться дата получения налоговым органом твоего уведомления.

Раньше ремесленная деятельность прекращалась при неуплате взноса. Сейчас, если не направить уведомление, взнос за следующий календарный год будет начислен автоматически, а статус деятельности будет считаться действующим.

Индивидуальные предприниматели

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя занимает до 9 месяцев. При необходимости срок может быть продлён до 12 месяцев.

Перед тем как начинать ликвидацию, зайди на сайт Комитета госконтроля и проверь, включена ли ты в план выборочных проверок. Если да, то с ликвидацией придется подождать до момента окончания проверки.

Если решение принято окончательно и в планах проверок тебя нет, то нужно проделать следующие шаги:

1. Прекратить трудовые отношения с работниками и расторгнуть гражданско-правовые договоры

Если у тебя есть работники с трудовыми договорами, проверь, можно ли уволить их в связи с истечением срока действия контракта. Ты можешь предложить увольнение по соглашению сторон, но помни, что работник вправе отказаться.

Прекращение трудовых договоров в связи с ликвидацией предполагает:
– уведомление работников за 2 месяца;
– уведомление ФСЗН за 2 месяца;
– выплату выходного пособия в размере не менее трёх среднемесячных заработков.

Имеет смысл заранее расторгнуть и заключенные гражданско-правовые договоры. Предварительно нужно проверить возможную ответственность за односторонний отказ от таких договоров. Ты можешь также обсудить с контрагентами прекращение договоров по соглашению сторон.

2. Заключить договор с аудитором

Этот пункт не обязательный.

Договор заключается по желанию и упрощает жизнь: сокращает время ликвидации и ожидания результатов проверок, снижает риски штрафных санкций. Аудиторская оценка заменяет проверки налоговых, таможенных органов и Белгосстраха, проводимые при прекращении деятельности.

Обрати внимание, что аудиторская оценка не заменяет проверку ФСЗН, поэтому рекомендуем заранее привести в порядок документы, подтверждающие уплату взносов (если таковые уплачивались).

Перечень аудиторов, которые могут проводить независимую оценку, можно найти на сайте Министерства финансов.

Если ты решила обратитсья за помощью к аудитору, то у тебя есть 20 дней с даты подачи заявления в исполком (шаг 4) для представления сведений, которые содержатсяв заключении (отчёте) аудитора. Отчёт нужно предоставить в следующие структуры:
– налоговая, где ты состоишь на учёте;
– региональный таможенный орган;
– БРУСП «Белгосстрах», где ты зарегистрирована как плательщик.

3. Оплатить размещение информации о ликвидации в журнале «Юстиция Беларуси»

Реквизиты и порядок оплаты можно найти на официальном сайте журнала.

В публикации нужно указать контакты и срок для принятия претензий от кредиторов. Для индивидуальных предпринимателей срок не определён, но на практике его устанавливают по аналогии с юридическими лицами – не меньше двух месяцев.

4. Заполнить и подать заявление установленной формы в исполком, в котором ты регистрировалась

Это можно сделать лично или в электронном виде. Укажи планируемый срок завершения деятельности и сведения об оплате объявления в «Юстиции Беларуси». Если ты приняла решение заключить договор с аудитором, это также нужно отметить.

После подачи заявления можно заниматься только деятельностью, которая связана с ликвидацией: оплата налогов и сборов, расчёт с кредиторами, выплата заработных плат и так далее. В противном случае тебя могут привлечь к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Если после подачи заявления будет поступать оплата от твоих контрагентов, необходимо подавать декларацию.

5. Предоставить налоговую декларацию

В налоговую инспекцию по месту регистрации не позднее 5 рабочих дней после подачи заявления нужно предоставить декларацию:
– за истёкший налоговый период (если за этот период ты ещё не подавала декларацию);
– за время с начала налогового периода по день подачи заявления включительно (декларация за истекший налоговый период + декларация с начала налогового периода).

Если были работники по трудовым договорам, то необходимо:
– предоставить отчёт в Белгосстрах в течение 15 дней;
– подать ПУ-2, ПУ-3, ПУ-6 в ФСЗН в течение 30 дней;
– подать отчёт по форме 4-фонд (срок подачи не установлен, обычно подаётся до ПУ-3, однако рекомендуем сделать звонок инспектору).

6. Провести инвентаризацию

Обрати внимание, что закон не обязывает тебя проводить инвентаризацию обязательств и активов, но нужно проверить наличие определённых объектов, которые подлежат обязательной инвентаризации при прекращении деятельности (например, неиспользованные контрольные знаки). Если они есть, нужно оформить соответствующий акт по результатам инвентаризации.

7. Рассчитаться с кредиторами

Очерёдность расчётов установлена Положением о ликвидации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента №1.

Порядок следующий:
– требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
– расчёты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;
– задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества индивидуального предпринимателя. Уплатить налоги необходимо до 22 числа месяца, следующего за месяцем предоставления налоговой декларации;
– расчёты с другими кредиторами.

Если на каком-то этапе не хватает средств, то прекращать деятельность придётся в процедуре банкротства.

8. Сдать на хранение в архив документы постоянного хранения и документы по личному составу

Примерный перечень документов, которые необходимо сдать в архив, если у тебя были наёмные работники:
– копия свидетельства о государственной регистрации;
– штатные расписания и изменения к ним;
– документы (приказы) индивидуального предпринимателя по личному составу (о приёме и увольнении работников);
– расчётно-платёжные ведомости;
– платёжные ведомости;
– книги по заработной плате работников;
– трудовые договоры и договоры подряда;
– книга учёта проверок;
– документы постоянного хранения.

Чтобы упростить сдачу документов, позвони в территориальный архив. В зависимости от твоей ситуации, работники архива подскажут, какие документы сдавать, а также предложат платную помощь в их оформлении.

Основные правила оформления документов для сдачи в архив:

1. Систематизировать документы в хронологической последовательности: более ранние документы находятся в начале, более поздние – в конце.

2. Провести полное оформление дела:
– удалить все металлические предметы (скобы, скрепки и прочее);
– подшить в картонную папку в четыре прокола;
– пронумеровать листы карандашом в правом верхнем углу (чистые листы и лист-заверитель не нумеруют);
– сделать заверительную надпись, которая размещается в конце дела;
– оформить обложку. На обложке нужно указать твоё полное и сокращённое наименование, обозначить заголовок (например, «Документы о деятельности индивидуального предпринимателя (копия свидетельства о регистрации, трудовые договоры)»), указать дату начала (первого документа) и окончания дела (дата самого позднего документа).

Для сдачи в архив также необходимо в трёх экземплярах составить опись передаваемых дел, которая содержит предисловие и титульный лист.

9. Уведомить исполком о выполнении своих обязанностей, сдать оригинал свидетельства о государственной регистрации, уничтожить печать

В исполком необходимо направить:
– заявление установленной формы о завершении процесса прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
– оригинал свидетельства о государственной регистрации. Если свидетельство утеряно, то нужно заранее подготовить заявление и сделать публикацию об утрате.

Печать можно уничтожить спиливанием текста, измельчением или сожжением. Тебе необходимо составить акт об уничтожении печати, а если от неё что-то остаётся, – предоставить остатки вместе с актом.

10. Проверить свой статус

Убедиться, что ликвидация завершена, можно на сайте ЕГР.

Переезд за границу

При смене места жительства рекомендуем оставить своему представителю нотариальную доверенность.

Тебе нужно обязательно уведомить инспекцию о смене места жительства и места хранения книги учёта проверок, если оно изменилось. В противном случае тебя могут привлечь к ответственности за непредставление сведений для целей налогового контроля.

По общему правилу смена налогового резидентства произойдёт при твоём пребывании за рубежом в течении 183 и более дней в календарном году. Рекомендуем внимательно изучить новые условия налогообложения твоей деятельности в Беларуси и стране проживания, оценить дополнительные обязательства и финансовые затраты. Это поможет принять решение, прекращать ли деятельность в Беларуси.

Обрати внимание, что если будешь оформлять постоянное проживание за пределами Беларуси (с получением паспорта серии PP), то к моменту подачи заявления об оформлении ПМЖ твоя деятельность в качестве индивидуального предпринимателя уже должна быть прекращена.

Неосуществление деятельности

Ты можешь не осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и не уплачивать налоги не более 24 месяцев подряд.

Исключениями являются периоды приостановления деятельности: прохождение срочной военной или альтернативной службы, нахождение в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов госбезопасности, в период исполнения административного взыскания в виде лишения права заниматься определённой деятельностью, отпуск по уходу за ребёнком.

Взносы в ФСЗН за периоды неосуществления деятельности могут не уплачиваться: по общему правилу налоги не уплачиваются при отсутствии дохода. Особенность есть только в отношении единого налога, который нужно уплатить до начала работы, поэтому при последующем неосуществлении деятельности его можно будет вычесть или зачесть в следующие периоды.

Информация в статье актуальна на апрель 2022 года.

О проекте

Материал подготовлен в рамках сотрудничества Международной финансовой корпорации (IFC) в Беларуси и Посольства Великобритании, которые в конце 2019 года запустили несколько совместных проектов, направленных на достижение гендерного равенства в предпринимательстве. Эти инициативы позволят белорусским женщинам получить дополнительные знания и навыки для ведения собственного бизнеса.

IFC стремится создавать ниши в частном секторе, которые предоставляют равные экономические и социальные возможности женщинам и мужчинам. На глобальном уровне IFC обязалась удвоить свои усилия по устранению гендерного разрыва в частном секторе посредством инвестиций и консультативной работы.

Правительство Великобритании считает, что на сегодняшний день женщины недостаточно представлены в сфере предпринимательства и этот дисбаланс сдерживает экономический рост во многих странах. Вовлечение женщин в экономику является важной движущей силой экономической эффективности, поэтому правительство Великобритании поддерживает инициативы, направленные на борьбу с существующими гендерными стереотипами и стимулирование женского предпринимательства.

Транскрибация и работа с текстом:
Надежда Пограновская

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Иллюстрация:
unsplash.com

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X