Ликвидация: как закрыть бизнес

Иногда закрытие бизнеса может быть единственным выходом. О том, что нужно сделать индивидуальному предпринимателю, самозанятому и ремесленнику для ликвидации бизнеса, рассказали экспертки Arzinger Law Offices на вебинаре в партнерстве с Международной финансовой корпорацией (IFC). Мы подготовили конспект мероприятия.

Алгоритм прекращения деятельности зависит от формы регистрации. Разберем его для каждого из трех статусов: самозанятые, ремесленники и индивидуальные предприниматели.

Самозанятые

Самозанятым прекратить деятельность довольно просто, для этого нет урегулированного законодательством порядка.

Тебе нужно:
– Подать уведомление произвольной формы. Образец можно найти на сайте easybusiness.by.

или

– Не подавать заявление на новый период. Твоя деятельность будет прекращена автоматически по истечении периода, за который ты уплатила единый налог.

Ремесленники

Для ремесленников также нет четкой инструкции.

Тебе нужно:
– Подать уведомление произвольной формы. Образец можно найти на сайте easybusiness.by.

или

– Не уплачивать ремесленной сбор на следующий год.

Индивидуальные предприниматели

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя занимает до 9 месяцев. При необходимости срок может быть продлён до 12 месяцев.

Перед тем как начинать ликвидацию, зайди на сайт комитета госконтроля и проверь, включена ли ты в план выборочных проверок. Если да, то с ликвидацией придется подождать.

Если решение принято окончательно и в планах проверок тебя нет, то необходимо проделать следующие шаги:

1. Разместить информацию о ликвидации на сайте журнала «Юстиция Беларуси» с последующей публикацией (платно)

В публикации нужно указать контакты и срок для принятия претензий от кредиторов – не менее двух месяцев.

2. Прекратить трудовые отношения с работниками и расторгнуть гражданско-правовые договоры

Если у тебя есть работники с трудовыми договорами, проверь, можно ли уволить их в связи с истечением срока действия контракта. Ты можешь предложить увольнение по соглашению сторон, но помни, что работник вправе отказаться.

Прекращение трудовых договоров предполагает:
– уведомление работника за 2 месяца;
– уведомление ФСЗН за 2 месяца;
– выплату выходного пособия в размере не менее трёх среднемесячных заработков.

Если были заключены гражданско-правовые договоры, необходимо проверить возможную ответственность за односторонний отказ. Ты можешь обсудить с контрагентами прекращение договоров по соглашению сторон.

3. Рассчитаться с кредиторами

Очерёдность расчётов установлена Положением о ликвидации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента №1.

Порядок следующий:
– требования граждан, перед которыми прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
– расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;
– задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя. Уплату налогов необходимо произвести до 22 числа месяца, следующего за месяцем предоставления налоговой декларации;
– расчеты с другими кредиторами. Если на каком-то этапе не хватает средств, то прекращать деятельность придется в процедуре банкротства.

4. Заключить договор с аудитором

Этот пункт не обязательный. Договор заключается по желанию, но упрощает жизнь: сокращает время ликвидации и ожидания налоговой проверки, снижает риски штрафных санкций.

Перечень аудиторов, которые могут проводить независимую оценку, можно найти на сайте Министерства финансов.

Если ты решила прибегнуть к помощи аудитора, то у тебя есть 20 дней с даты подачи заявления в исполком для представления сведений, содержащихся в заключении (отчёте) аудитора. Отчёт нужно предоставить в следующие структуры:
– налоговая, где состоишь на учёте;
– региональный таможенный орган;
– БРУСП «Белгосстрах», где ты зарегистрирована как плательщик.

Обрати внимание, что закон не обязывает тебя проводить инвентаризацию обязательств и активов, но нужно проверить факт наличия объектов, подлежащих обязательной инвентаризации при прекращении деятельности (например, неиспользованные контрольные знаки). Если они есть, нужно оформить соответствующий акт по результатам инвентаризации.

5. Заполнить и подать заявление установленной формы в исполком, в котором ты регистрировалась

Это можно сделать лично или в электронном виде, указав планируемый срок ликвидации и сведения об оплате размещения объявления в «Юстиции Беларуси». Если ты приняла решение заключить договор с аудитором, это также нужно отметить.

После подачи заявления можно заниматься только деятельностью, которая связана с ликвидацией: оплата налогов и сборов, расчет с кредиторами, выплата заработных плат и так далее. Если после подачи заявления будет поступать оплата от твоих контрагентов, необходимо подавать декларацию.

6. Предоставить налоговую декларацию

В налоговую инспекцию по месту регистрации не позднее 5 рабочих дней после подачи заявления нужно предоставить декларацию:
– за истекший налоговый период (если за этот период ты ещё не подавала декларацию);
– за время с начала налогового периода по день подачи заявления включительно (декларация за истекший налоговый период + декларация с начала налогового периода).

Если были работники по трудовым договорам, то необходимо:
– предоставить отчет в Белгосстрах в течении 15 дней;
– подать ПУ-2, ПУ-3, ПУ-6 в ФСЗН в течении 30 дней;
– подать отчет по форме 4-фонд до подачи ПУ-3.

7. Сдать на хранение в архив документы постоянного хранения и документы по личному составу

Примерный перечень документов, которые необходимо сдать в архив, если у тебя были наемные работники:
– копия свидетельства о регистрации;
– штатные расписания и изменения к ним;
– документы (приказы) индивидуального предпринимателя по личному составу (о приеме и увольнении работников);
– расчётно-платёжные ведомости;
– платёжные ведомости;
– книги по заработной плате работников;
– трудовые договоры и договоры подряда;
– книга учёта проверок;
– документы постоянного хранения.

Чтобы упростить сдачу документов, сделай звонок в территориальный архив. В зависимости от твоей ситуации, работники архива подскажут, какие документы сдавать, а также предложат свою оплачиваемую помощь в их оформлении.

Основные правила оформления документов для сдачи в архив:

1. Систематизировать документы в хронологической последовательности: более ранние документы находятся в начале, более поздние – в конце.

2. Провести полное оформление дела:
– удалить все металлические предметы (скобы, скрепки и прочее);
– подшить в картонную папку в четыре прокола;
– пронумеровать листы карандашом в правом верхнем углу (чистые листы и лист заверитель не нумерует);
– сделать заверительную надпись, которая размещается в конце дела;
– оформить обложку. На обложке нужно указать твоё полное и сокращённое наименование, обозначить заголовок (например, «Документы о деятельности индивидуального предпринимателя (копия свидетельства о регистрации, трудовые договоры)»), указать дату начала (первого документа) и окончания дела (дата самого позднего документа).

Для сдачи в архив также необходимо в трех экземплярах составить опись передаваемых дел, которая содержит предисловие и титульный лист.

8. Уведомить исполком о выполнении своих обязанностей, сдать оригинал свидетельства о государственной регистрации, уничтожить печать

Если свидетельство утеряно, то необходимо заранее подготовить заявление и опубликовать информацию. Печать можно уничтожить спиливанием текста, измельчением или сожжением. Также тебе необходимо составить акт об уничтожении печати, а если от неё что-то остается, предоставить вместе с актом остатки.

9. Проверить свой статус

Убедиться, что ликвидация завершена, можно на сайте ЕГР.

Переезд за границу на ПМЖ

При смене места жительства рекомендуем оставить своему представителю нотариальную доверенность.

Тебе нужно обязательно уведомить инспекцию о смене места жительства и места хранения книги учета проверок, если оно изменилось. В противном случае тебя могут привлечь к ответственности за непредставление сведений для целей налогового контроля.

По общему правилу смена налогового резидентства произойдёт при твоём пребывании за рубежом в течении 183 и более дней в календарном году. Рекомендуем внимательно изучить новые условия налогообложения твоей деятельности в Беларуси и стране проживания, оценить дополнительные обязательства и финансовые затраты. Это поможет принять решение, прекращать ли деятельность в Беларуси.

Неосуществление деятельности

Ты можешь не осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и не уплачивать налоги не более 24 месяцев подряд.

Исключениями являются периоды приостановления деятельности: прохождение срочной военной или альтернативной службы, нахождение в учреждениях уголовно-исполнительной  системы, следственных изоляторах органов госбезопасности, в период исполнения административного взыскания в виде лишения права заниматься определённой деятельностью, отпуск по уходу за ребенком.

Взносы в ФСЗН за периоды неосуществления деятельности могут не уплачиваться: по общему правилу налоги не уплачиваются при отсутствии дохода. Особенность есть только в отношении единого налога, который нужно уплатить до начала работы, поэтому при последующем неосуществлении деятельности его можно будет вычесть или зачесть в следующие периоды.

О проекте

Материал подготовлен в рамках сотрудничества Международной финансовой корпорации (IFC) в Беларуси и Посольства Великобритании, которые в конце 2019 года запустили несколько совместных проектов, направленных на достижение гендерного равенства в предпринимательстве. Эти инициативы позволят белорусским женщинам получить дополнительные знания и навыки для ведения собственного бизнеса.

IFC стремится создавать ниши в частном секторе, которые предоставляют равные экономические и социальные возможности женщинам и мужчинам. На глобальном уровне IFC обязалась удвоить свои усилия по устранению гендерного разрыва в частном секторе посредством инвестиций и консультативной работы.

Правительство Великобритании считает, что на сегодняшний день женщины недостаточно представлены в сфере предпринимательства и этот дисбаланс сдерживает экономический рост во многих странах. Вовлечение женщин в экономику является важной движущей силой экономической эффективности, поэтому правительство Великобритании поддерживает инициативы, направленные на борьбу с существующими гендерными стереотипами и стимулирование женского предпринимательства.

Транскрибация и работа с текстом:
Надежда Пограновская

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Иллюстрация:
unsplash.com

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.