
Электронная цифровая подпись индивидуального предпринимателя
Посещение госорганов вызывает тоску у предпринимателей: инструкции, подписи, документы, декларации — голова идёт кругом. Читай в статье, как получить электронную цифровую подпись (ЭЦП), которая позволит свести контакты с государственными служащими к минимуму и сэкономить твоё время.
Зачем нужна ЭЦП
- Для подачи налоговых деклараций через систему электронного декларирования.
- Для работы с электронными счетами-фактурами на портале vat.gov.by
- Для работы с порталом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) portal.nalog.gov.by. Здесь можно посмотреть свою задолженность/переплату по налогам, подать декларацию и необходимые запросы/заявления и так далее.
- Для подачи отчётов в Белгосстрах через сайт bgs.by
- Для подачи отчётов в ФСЗН при условии получения атрибутного сертификата на портале portal.ssf.gov.by. Ты можешь получить его при оформлении ЭЦП или докупить отдельно к уже существующему ключу.
- Для подключения к сервисам обмена электронными накладными (topby.by, edn.by).
- Для использования систем электронного документооборота (quidox.by). Ты сможешь обмениваться электронными документами с контрагентами вместо привычного обмена бумажными с «живыми» печатями.
Как получить ЭЦП
1. Заполни «Перечень сведений о подписчике» (форму ищи на сайте), поставь подпись и печать (если работаешь с печатью).
2. Скачай счёт-фактуру и оплати услугу. Стоимость услуги зависит от многих факторов:
— получаешь ты ЭЦП первый раз или продлеваешь,
— срок, на который оформляешь услугу,
— нужен атрибутный сертификат ФСЗН или нет,
— нужен носитель (флешка) или нет.
Например, если ты впервые оформляешь ЭЦП на 2 года, и у тебя есть наёмные сотрудники, то выбирай код услуги 6.2.4 «Издание сертификата юридического лица на 2 года c дополнительным атрибутным сертификатом для работы с системами ФСЗН с выдачей носителя ключевой информации (USB-носитель AvPass)».
3. Собери документы:
— паспорт
— копию свидетельства о государственной регистрации
— копию платёжки
— перечень сведений в 1 экземпляре. Сохрани его себе в электронном виде, чтобы через 2 года не заполнять заново.
Если есть наёмные работники, то возьми с собой ещё и копию извещения о постановке на учёт в ФСЗН.
4. ЭЦП выдают в удостоверяющих центрах. Направляйся в любой ближайший к тебе центр, даже если ты зарегистрирована как ИП в другом городе. Полный список мест оформления смотри здесь.
При выдаче ЭЦП тебя попросят ввести пароль. Восстановление пароля невозможно, и тебе придётся оплачивать услугу по получению ЭЦП ещё раз, если забудешь пароль. Придумай пароль, который будет удобно вводить с клавиатуры, потому что делать это придётся каждый раз, когда ты пользуешься ключом.
Оформив ЭЦП, тебе предстоит научиться работать с порталами и программами электронного декларирования. Освоив их и один раз в два года потратив время на получение ЭЦП, ты сможешь вообще не появляться в налоговой и ФСЗН, общаясь с ними только письменно или по телефону. Это серьёзно сэкономит твоё время, сохранит нервы, облегчит и оптимизирует работу.

Статья подготовлена в рамках проекта «Продвижение женского предпринимательства в Беларуси». Проект реализуется при поддержке Программы малых грантов посольства США в Республике Беларусь. Удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи №03-08/102 от 12.04.2019.
Читай также
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.
К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.