Как продвигать подкаст, чтобы получить 5000 прослушиваний в месяц

Один из ключевых факторов, определяющих успех подкаста, — это большая база слушателей. Из этого кейса ты узнаешь несколько советов и стратегий, которые помогут увеличить количество заинтересованных слушателей. Проверенными способами делится Иоланта Вашкевич — авторка подкаста о work-life балансе «Куда бежишь».

Бизнес-задача: привлечь слушателей в подкаст.

Последовательность решения: выбор ниши, продвижение через близкий круг, собственную медийность, рекламу, сотрудничество с лейблом.

Команда: ведущий подкаста и монтажёр.

Период: 3 года.

Технические средства: микрофон, переходник на телефон, программы для монтажа и работы с аудио — GarageBand, Audacity, сервис для размещения подкастов — mave.digital.

Масштаб: 8 сезонов, 80 выпусков.

Результаты: 5 тысяч прослушиваний в месяц на 1 выпуск, 600 тысяч в целом.

Подкаст «Куда бежишь» стартовал в 2020 году. Это попытка найти в современном мегаполисе баланс между жизнью и работой, при котором человек чувствует себя счастливым. Создательница подкаста Иоланта Вашкевич не говорит о продуктивности и успешном успехе. Только про отдых, баланс, счастье и ментальное здоровье. В подкасте почти 80 выпусков и он регулярно входит в топ-30 Apple Podcasts. По прослушиваниям «Куда бежишь» один из топовых подкастов в Беларуси.

Как люди продвигают подкасты

Три года назад в русскоязычном пространстве не было консультантов по подкастингу. Первые прослушивания Иоланта получила от друзей. Чтобы попасть в чарты, она просила знакомых писать отзывы в Apple Podcasts и ставить оценку подкасту. Вначале было 20 прослушиваний, через пару выпусков — 100.

Через полгода стало понятно, что число прослушиваний не увеличивается. Иоланта обратилась за помощью в популярный подкаст «Давай поговорим», который согласился прорекламировать её в своём выпуске за 100$. После этого число прослушиваний эфиров «Куда бежишь» увеличилось до 1500. С такой цифрой Иоланта могла работать над продвижением подкаста дальше — «Куда бежишь» впервые попал в чарты.

Ниже приведены советы Иоланты, которые помогут тебе привлечь слушателей в подкаст.

1. Определи свою нишу и целевую аудиторию

Сформулируй, о чём и для кого твой подкаст, как ты можешь помочь слушателям решить их проблемы, узнать что-то новое или развлечь. Знание ниши поможет создать название, логотип, описание.

Людям нравится структура: они хотят понимать, что получат, когда включат подкаст. Даже если это личная история и юмор, то польза и объяснение, зачем вы собрались на ближайшие полчаса, должны быть. Американский рынок подкастинга наиболее развит. Там можно подсмотреть разные форматы: от интервью и онлайн-консультаций специалистов до расследований.

2. Планируй контент

Как только ты определишься со своей нишей, аудиторией и форматом, нужно спланировать контент. Напиши 10-20 тем, которые планируешь освещать, и реши, как будешь структурировать эпизоды. У Иоланты в Notion есть перечень тем, которые ей интересно осветить, список книг, исследований, которые она хочет прочесть и поделиться с аудиторий. Структура важна, особенно в начале. На первые сезоны «Куда бежишь» были заранее прописаны темы, количество выпусков, частота их выходов. 

Подкаст Иоланты начинался как эксперимент, в котором героиня Лола пробует разные способы поправить ментальное здоровье и найти баланс. Этот формат не предполагал жёсткого костяка тем и авторка не всегда строго придерживалась контент-плана. Но 8 сезон будет самым структурным. Его идея заключается в изучении понятия «колесо жизненного баланса». Один выпуск — одна сфера жизни.

3. Оптимизируй подкаст

Совет состоит в том, чтобы оптимизировать подкаст для Google, Яндекс и поисковых систем каталогов подкастов. Один из главных способов — использование ключевых слов, по которым ты хочешь ранжироваться в заголовках, описаниях к подкастам.

Название должно быть коротким и хлёстким, ведь чем оно длиннее, тем сложнее его найти. Посмотри в нише, в которой записываешь подкаст, самые популярные названия. Например, «Давай поговорим». Со словом «поговорим» есть ещё 80 подкастов, поэтому его лучше не использовать. В названии не должно быть кавычек, тире, даже запятых, так как всё это портит оптимизацию.

В описании не пиши слово «подкаст», потому что и так понятно, что это он. «Подкаст о жизни Дуняши» — плохо. Первая строка должна быть максимально триггерная. Она видна на некоторых платформах и даёт понимание людям, о чём будет выпуск. Если ты пишешь: «Подкаст о том, как две подружки весело похихикали» — сольёшь один из немногих инструментов захвата аудитории. А если напишешь кликбейтно: «Яблоки убирают тревогу» — есть шанс, что люди прослушают.

4. Отрисуй обложку

Первое, на что аудитория обращает внимание, листая чарты подкастов, — обложка. Реальная фотография смотрится плохо, словно автор не подготовился и не совсем понимает, что тут не Instagram. Если ты не инфлюэнсер, чьё лицо — это товарный знак, нужно делать что-то иллюстративное, яркое, интересное. Бежевые, минималистичные обложки на белом фоне не цепляют. Иоланта рекомендует обращаться к иллюстраторам и делать обложку, которая отражает характер автора, либо тематику подкаста.

В «Куда бежишь» обложка меняется каждый сезон — это фишка подкаста. Возможно, кого-то это сбивает, но на обложке всегда одна и та же иллюстрированная героиня Лола. В последних сезонах добавился Павлик (муж Иоланты), потому что он монтирует подкасты и пишет джингл. И коты, так как Иоланта часто в подкасте рассказывает, что у неё их трое.

5. Запиши звуковую заставку — джингл

Джингл — музыкальный фрагмент, который звучит в начале и в конце выпусков подкаста. Это визитная карточка, которая выделяет и по которой слушатели узнают подкаст. Джингл должен быть запоминающимся и в случае, если ты захочешь его поменять, необходимо оставить его в рамках существующей стилистики.

В подкастах есть правило трёх минут. После трёх минут монолога и/или беседы с гостем должен включаться какой-то звук, который возвращает человека в подкаст. Поэтому над джинглом стоит заморочиться.

6. Скажи «Да» рекламе

На заре подкаста Иоланта брала список городских медиа и стучалась ко всем. Пока «Куда бежишь» не начал набирать несколько тысяч прослушиваний, никто не обращал внимание на подкаст. Но потом CityDog включил его в свою подборку подкастов беларусов.

Размещая рекламу в подкасте вне своей сферы или в другой стране, можно впустую потратить бюджет. Если платишь деньги и договариваешься о рекламе, то попроси, чтобы рекламщики прослушали хотя бы половину выпуска. Иоланта за 160$ купила рекламу у известного подкаста, ребята просто прочли названия выпусков и сказали у себя в эфире: «Классная девчонка из Минска рассказывает о тревоге». Результат — нулевые показатели.

Небольшое количество прослушиваний «Куда бежишь» дала коллаборация с другими подкастами. Этот способ продвижения Иоланта попробовала скорее из-за интереса, ведь когда чем-то долго занимаешься, хочется быть своим в тусовке и интересно знакомиться с другими подкастерами.

Два года «Куда бежишь» работает под российским лейблом TalkTalk. Благодаря этому сотрудничеству с Иоланты снимается вопрос коммуникации с клиентами и оформления договоров, а лейбл за эту работу получает проценты от рекламных контрактов. Внутри лейбла подкастеры планируют ходить друг к другу в гости, чтобы обменяться аудиторией. Это более рабочая история, чем платить деньги блогеру в Instagram. 

Реклама из Instagram, когда ссылкой указываешь в сторис подкаст, не работает, так как мало кто переходит с одной платформы на другую, потому что у них разные контексты. Люди заходят в Instagram, чтобы полистать ленту своих друзей, блогеров, посмотреть сторис, полайкать и написать в директ. Подкасты слушают во время прогулки, уборки, за рулём. У Иоланты есть опыт таргетолога, она тестировала в Instagram разные гипотезы, но потраченный бюджет не принёс результата. 

Если говорить про алгоритм привлечения внимания к подкасту в Instagram, то речь не идёт о покупке у блогера двух сторис со ссылкой. Это должна быть планомерная работа, где ты в постах описываешь работу над каждым выпуском, снимаешь рилз, рассказываешь про сложности, даёшь ссылку на подкаст в био и делишься каждым выпуском. Развивай свой бренд подкастера в соцсети, где хочешь продвигаться. 

В дополнение к подкасту Иоланта сделала телеграм-канал «Куда бежишь», где подписчики могут присылать вопросы для выпусков, есть посты с главными мыслями эфиров, рекомендации книг, lifestyle. Подкасты — это формат, где можно много креативить. Поэтому на старте Иоланта сделала стикер-пак для Telegram. Число прослушиваний это не увеличило, но стилистика подкаста стала узнаваемой.

В самом начале, когда важно каждое прослушивание, можно раздавать визитки, рассказывать о своём подкасте на мероприятиях, где выступаешь как приглашённый спикер или гость. Когда количество прослушиваний достигает 2-3 тысяч, самые работающие способы продвижения — реклама в других подкастах, коллаборации и Telegram.

7. Поощряй слушателей оставлять отзывы и оценки

Чьё-то честное мнение может склонить чашу весов в пользу того, чтобы подписаться на твой подкаст и послушать. Поэтому положительные отзывы важны. Без отзывов и оценок платформа не покажет тебя в поиске новых подкастов.

Apple Podcasts реагирует на количество единовременных прослушиваний. Если ты залила выпуск и за день его послушала тысяча человек, платформа реагирует и включает тебя в подборку. Если тысяча прослушиваний набирается за месяц, то вряд ли попадёшь в чарты.

8. Помни про качество звука

Не нужно вкладывать средства в дорогое оборудование или программное обеспечение, но необходимо убедиться, что качество звука чистое и профессиональное. Чем лучше качество звука подкаста, тем больше вероятность того, что люди останутся с тобой. Для Иоланты важна мобильность, поэтому она приобрела микрофон Harper. Через проводник он подключается к телефону и эфиры можно записывать на диктофон. 

Даже большие подкасты приглашают гостей на запись к себе домой. Отдельно снимать студию для эфира не нужно. Используй простой микрофон, тихую комнату и бесплатный или недорогой инструмент для редактирования. 

Обрати внимание на свой голос, тон и подачу. В речи старайся избегать слов-паразитов, пауз и фоновых шумов. 

Сервисы для работы

Когда заходишь в подкастинг, то сразу размещаешься на всех платформах для прослушивания: Google Podcasts, Apple Podcasts, SoundStream, Castbox, Яндекс.Музыка, Spotify и другие. Иоланта использует для этого сервис mave.digital — бесплатную подкаст-платформу и крупнейший каталог подкастов со статистикой.

Редактирование аудио поможет отшлифовать выпуски и устранить ошибки или отвлекающие факторы. На макбуке для монтажа можно использовать программу GarageBand, на Windows — Audacity (подходит для начального уровня).

Зачем запускать подкаст

1. Подкаст позволяет высказать свою точку зрения широкой аудитории, влиять на неё, развлекать, получить обратную связь и взаимодействовать с людьми. Твой голос в голове у человека. Более тесного взаимодействия с аудиторией нет ни у одного формата. Для Иоланты было важно не только разобраться в себе, но и помочь людям. 

2. Подкаст повышает уровень доверия и медийности. Если у тебя есть свой проект, тебя будут чаще звать выступать, делиться опытом. Авторка «Куда бежишь» выступает на мероприятиях, в вузах, даёт комментарии и делится экспертизой с медиа. 

3. Подкаст также является способом заработка. Он не требует таких больших инвестиций, как, например, развитие канала на YouTube. За три года на рекламу подкаста Иоланта потратила 350$, а заработала больше 4000$ — и можно было намного больше, если этим планомерно заниматься. Подкаст покрывает стоимость обучения Иоланты на психолога. Затраты на авторский курс по подкастингу от Кристины Вазовски окупились приглашением в лейбл. В планах дальнейшей монетизации — продвигать себя как коуча, сделать инфопродукт по балансу, проводить офлайн-встречи, мастермайнды.

Выводы

Привлечь слушателей в подкаст не просто, но возможно. Чтобы добиться успеха, нужно сосредоточиться на создании качественного контента: говори о том, что тебе интересно, оптимизируй подкаст для поисковых систем, продвигай его в социальных сетях, сотрудничай с другими подкастерами и взаимодействуй со своей аудиторией. Реализуя эти стратегии, ты сможешь привлечь больше слушателей и создать базу лояльных поклонников своего подкаста.

Работа с текстом:
Ольга Шишло

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Алина Сельвесюк

Иллюстрация:
kaboompics.com

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X