Бизнес есть, а денег нет: 5 финансовых ошибок малого бизнеса

Бизнес создается ради денег. Если в финансах нет порядка и системы, то бизнес долго не проживёт. Финансовый директор Дарья Ребковец рассказала, как уберечь своё дело от самых распространённых ошибок.

Из статьи ты узнаешь, почему важно не смешивать личные и рабочие деньги, как рассчитать вложения в бизнес и как финансовая отчётность поможет тебе принять правильное решение.

Ошибка №1. Смешение личных и рабочих финансов

При старте бизнеса мы часто задействуем личные финансы. Бизнес растёт, а привычка остаётся.

Если ты не разделяешь личные и рабочие финансы, значит не сможешь просчитать реальную прибыльность бизнеса. А это важно для принятия решений.

Чтобы не допускать смешения финансов выполни три действия.

1. Раздели банковские карты на «личную» и «для бизнеса». Расходы бизнеса оплачивай с соответствующей карты. При этом, если у тебя появилась необходимость вложить дополнительные деньги в своё дело (например, усовершенствовать сайт или запустить рекламу), то эти деньги необходимо дополнительно заработать бизнесу, а не брать из личных финансов.

2. Установи себе заработную плату, которая будет покрывать расходы на проезд и твои сопутствующие затраты. С ростом бизнеса ты сможешь назначить себе зарплату, которая бы соответствовала прежнему доходу в найме. В этот момент ты сможешь оценить, насколько бизнес соответствует ожиданиям. Зарплата в найме может быть твоей точкой отсчёта для сравнения.

3. Выплачивай дивиденды. После выплаты зарплаты и текущих расходов у тебя останутся деньги на счетах. Плати себе дивиденды. Держать деньги в бизнесе – это рисковое дело. Не храни деньги на счетах бизнеса. Ты всегда найдёшь способ внести деньги, если они понадобятся на счёте.

Ошибка №2. Отсутствие рассчитанной финансовой модели бизнеса

Когда ты планируешь поездку в отпуск, то примерно знаешь, куда едешь, сколько потребуется денег на дорогу, еду, развлечения.

При старте бизнеса всё точно так же. Изначально планируй крупными мазками на 3 года: первый год, второй год, третий.

На первой стадии надо понимать, сколько у тебя будет клиентов, какой средний чек, какая выручка, какая прибыль в каждом году. На второй год заложи как минимум 20% прирост показателей. Третий год должен привести тебя к точке, в которой твой доход не меньше, чем в найме. Через три года ты сможешь оценить успешность своего бизнеса или принять решение о возврате в найм. 

Точка Б, к которой ты стремишься, должна быть оцифрована. В идеале нужно рассчитать три сценария: минимум, норма и максимум. Норма – это то, что ты планируешь получать в качестве альтернативы найму. Минимум – это нижняя планка дохода, Максимум – это то желаемое, к чему ты стремишься.

Ошибка №3. Всё самое лучшее – в бизнес

На старте бизнеса многие начинают вкладывать в него самое лучшее: дорогое оборудование, сложный сайт, качественные рекламные материалы. Не делай таких ошибок.

В малом бизнесе вкладывай столько, сколько ты можешь окупить за месяц. Максимальный срок окупаемости вложенных инвестиций – не более года. После проверки модели через год ты сможешь принять решение о масштабировании и развитии.

Формируй фонды развития. Для дальнейшего масштабирования тебе понадобятся средства. Для этого заранее откладывай около 10%. Именно за счёт этих средств в дальнейшем бизнес сможет расти и развиваться, не привлекая твои личные финансы.

Вкладывай в содержание, а не в обёртку. Не зацикливайся на оформлении. В приоритете «вложения в суть». Например, для консультанта важно вкладывать в своё обучение, а не в красоту социальных сетей и дорогой сайт.

Ошибка №4. Отсутствие финансовой отчётности

Многие думают, что финансовая отчётность необходима только крупному бизнесу. Для того, чтобы получать прибыль, нужно понимать, есть ли она и как её увеличить. Если бизнес убыточен, то при росте ты и дальше будешь масштабировать убытки. Если бизнес прибыльный, то ты масштабируешь прибыль.

Оцифруй бизнес, собери факты и цифры. Тебе нужна информация о доходах, затратах, клиентах, среднем чеке, выручке.

Пропиши бюджет. Ежемесячно на основе финансовой модели бизнеса готовь план с прописанными целями на месяц.

Регулярно делай план-факт анализ. После сравнения данных ты сможешь понять, насколько планируемые показатели отклоняются от фактических и как ты будешь это исправлять. Например, в случае низкой прибыли ты можешь или больше привлекать клиентов, или снижать затраты.

Ошибка №5. Нет привязки мотивации команды к финансовому результату

Команда и сотрудники должны быть привязаны к цели, иначе им выгоднее работать меньше. Привязывай заработную плату работников к конкретным измеримым результатам. Если у тебя работает смм-специалист – ставь цель по лидам. Если бариста – цель по выручке.

Платить зарплату необходимо полностью и в срок. Хорошая команда – это залог успеха. Слухи разлетаются быстро и предпринимателю с плохой репутацией будет сложно найти себе персонал.

Работа с текстом:
Наталья Янкив

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Иллюстрация:
unsplash.com

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.