За дело!
Светлана Безман и White Crow

Светлана Безман всегда любила шить. Это навык стал поворотным в её жизни, превратившись бизнес и источник уверенности в себе. В интервью Светлана рассказала о своём пути к собственному бренду сумок и поделилась своими открытиями.

svetlana-bezmen
Светлана Безман

Основательница проекта White Crow

В 2023 году твоему проекту исполнилось 2 года. Расскажи, как всё начиналось?

По образованию я психолог и до отпуска по уходу за ребенком работала по специальности. А когда ушла в декретный отпуск, позволила себе заниматься творчеством и на прежнюю работу выходить уже не стала.

Я мечтала, что после декрета обязательно открою свой бизнес. Я постоянно придумывала для себя способы реализациями, каждый день у меня была новая идея. Наконец я решила, что буду шить детские платья из льна. И всё лето я занималась этим. Но когда стало приближаться конец отпуска, мне стало очень страшно. К тому времени не было продано ни одного платья и я испугалась, что не смогу зарабатывать достаточно, чтобы содержать свою семью.

На тот момент у меня не было никакой поддержки, в моём окружении никто не верил в мой талант. Родители вообще никогда не воспринимали всерьёз творчество, которым я занимаюсь. А прежде всего я искала поддержки у них. Чаще всего я слышала: «Ну, кто же будет покупать вот такое?». 

Я была неуверенна в себе и это подтолкнуло меня всё-таки устроиться на работу. Я стала вести швейный кружок для людей с инвалидностью. Директор Дана Борисовна первая поверила в меня и подарила мне крылья: очень поддерживала и постоянно повторяла: «Это шикарно!». Там же я поняла, что умею решать творческие задачи. Например, мне говорят: «Нужно сделать такую красоту, которая будет соответствовать такой-то тематике, отражать наш посыл и использовать вот такие материалы. Ну, и, конечно, чтобы было бабах!». Спустя несколько дней этот пазл складывался у меня в голове. Постепенно я поняла, что у меня есть талант и поверила в него и себя.

Я продолжала работать, но во мне продолжала жить моя нереализованная мечта — своё дело. Я хотела сама выбирать ткани, условия работы, создавать собственную реальность, а не опираться на существующую. И тогда я решила рискнуть!

Я стала слушать себя, свои внутренние желания. Осознала скоротечность жизни, поняла, что не могу откладывать её на потом и не реализовываться прямо сейчас. После этого мне никакие советчики были уже не нужны. 

Никто лучше меня не знает, что для меня будет лучше. Так я уволилась в никуда. 

Я решила, что буду продолжать шить платья, но уже для взрослых. Со своей идеей я пришла в тайм-клуб к Наталье Халанской, где проходили программы поддержки. Я посетила их все, взяла субсидию у государства и целенаправленно начала заниматься своим делом. И уже в процессе вдруг поняла, что хочу сшить себе сумочку на фермуаре. Я разобралась, как строить выкройку, купила ткань, и всё — оказалось, что я больше не могу без этого жить. С тех пор я шью сумки и не могу остановиться.

Твой проект — это бизнес, ремесло или творчество?

Для меня это — всё перечисленное вместе. Думаю, что даже с большим достатком я всё равно не смогу жить без своего дела. Не шить для меня невозможно. Я шью постоянно и моё желание продолжать только усиливается. Видимо, оно долго спало у меня внутри и накопилось в большом объёме. А теперь я наконец могу этим заниматься.

С какими основными сложностями ты столкнулась в начале пути, а что, напротив, оказалось гораздо проще, чем ты ожидала?

Я зарегистрировалась как ремесленник — для этого ничего особенного не нужно. Сложности у меня возникли с ведением странички своего проекта в Instagram. Меня беспокоило, что постоянно нужно публиковать сторис — без этого никак — ведь это мой основной источник продаж. Потом я разобралась, привыкла, но у меня всё равно не хватает времени, чтобы сделать всё красиво. Планирую над этим работать.

Я создала страницу в Instagram в ноябре, и те, кто был подписан, говорили: «Хорошая сумка на весну». Гора сумок росла, а продаж не было. И только когда пришла весна, сумочки стали покупать. И для меня это было большим удивлением: я что-то сделала, а люди покупают и говорят, как им нравится. Эти отклики до сих пор являются моей главной опорой.

Конечно, бывают моменты, когда продажи проседают. Перед первым сентября, например. Тогда я начинаю немного грустить и сомневаться. И ещё меня очень ранит критика.

Какой твой главный урок из опыта работы на себя?

Главный урок — не нужно предавать своё стремление. Если внутри есть желание что-то делать, то ему нужно следовать, не распыляясь на какие-то другие сферы и дела. Если внутри горит огонь, то нужно продолжать нести это пламя. 

Я решила, что не буду себя предавать. Может быть, у меня не будет такого дохода, как я хочу, но я буду продолжать двигаться дальше. И прямо сейчас я чувствую, что набираю обороты.

Чем уникальны твои изделия? Что тебе самой в них нравится больше всего? Изменился ли стиль изделий за эти годы?

Конечно, мне нравятся всё, что я делаю. Я всегда думаю: если не купят — оставлю себе. При этом я — сапожник без сапог: у меня нет ни одной моей сумки. 

Сначала я шила всё исключительно из натуральной ткани: пробка, плотный хлопок. Это классные ткани, приятные на ощупь, изделия приятно брать в руки. Но они не служат так долго, как хотелось бы. Я сама ходила с таким рюкзаком и заметила, что уголки в нём начали протираться. Мне захотелось продлить службу моих изделий, ведь я в них вкладываю много сил и энергии, и жаль, если они быстро придут в негодность. И теперь я печатаю на Оксфорде — это специальная ткань для рюкзаков, которая не промокает и очень долго служит Ей не страшны ни снег, ни дождь, сумку можно носить и летом, и зимой. Все ткани я заказываю в России ограниченным тиражом. Я выбираю принты и мне печатают их на любой ткани.

Со временем я немного поменяла модели и добавила новые. И в целом изменилось качество изделий. Раньше я могла сшить один рюкзак за день, а сейчас времени уходит больше, потому что я добавляю какие-то прострочки, отстрочки, новые элементы — мне хочется сделать изделие оригинальным. Моделей у меня не много, но все их я создала сама. На выставке «Чароўны Млын» я часто слышала от людей, что такого они никогда не видели.

В твоём профиле написано «Для свободных в стиле женщин». Какой смысл ты в это вкладываешь? Какой ты представляешь девушку, которая носит твои изделия? Как она выглядит? Куда ходит?

Для меня это всегда женщина или девушка, которая живёт без оглядки на окружающих, в ладу со своими чувствами. Творческая личность, которая не думает о своём возрасте и можно ли ей носить такую сумку. Она забывает об этом и одевается так, как ей хочется. Это счастливая, свободная от всех предрассудков женщина, которая живёт вне каких-то рамок. Мне было бы очень приятно, если бы мои сумочки чаще носили женщины золотого возраста.

Интересно, что каждая сумка идеально вписывается в образ и стиль купившей её девушки, как если бы сумка была создана именно для неё. Я много раз наблюдала этот феномен на выставках и каждый раз удивляюсь этому. А ещё у всех моих покупательниц удивительные глаза: они светятся.

А однажды мой шоппер купил парень. И я была очень счастлива, что он его оценил и будет носить.

Первой появляется идея, для реализации которой ты ищешь подходящий материал, или ты видишь ткань и воображение создаёт из неё новый рюкзак или сумку?

Сначала я должна влюбиться в ткань: её качество, принт. Беру новые ткани и начинаю их прикладывать друг к другу, складывать, рассматривать, думаю, что же из этого может получиться. И тут какая-нибудь ткань мне «говорит»: «Я-я-я, возьми меня, пожалуйста». И вот я уже знаю, какой компаньон будет красиво сочетаться с этой тканью и у меня в голове рождается сумочка. И только потом я начинаю шить.

Я могу идти по улице и тайно фотографировать сумочки, потому что мне понравилась какая-то деталь. Я не буду создавать точно такую же вещь, но из какой-то мелочи может родиться идея для вашей сумки. 

Расскажи о процессе создания сумок и рюкзаков. Сколько времени проходит от выбора материала и фурнитуры до появления готового изделия?

Если меня никто не отвлекает, то на рюкзак уходит примерно 2 рабочих дня. Если же я понадобилась семье, чтобы помочь детям с уроками, или кто-то заболел — у меня, конечно, остаётся гораздо меньше времени на шитьё. 

Но недавно я стала замечать, что научилась лавировать между домашними делами и в любом случае выкраивать время на шитьё.

Где ты находишь вдохновение? Бывает ли такое, что вдохновения нет, но делать что-то нужно? Как ты с этим справляешься?

Когда у меня нет вдохновения, то я стараюсь не шить, потому что это всегда отражается на работе. Вот сейчас есть заказ на рюкзак из одной ткани, а придётся шить из другой. И я не могу приступить, потому что понимаю, что он не будет таким, как ожидает заказчица, а я очень не хочу ее расстраивать. Мы ещё будем обсуждать заказ, но до этого времени шить я не буду.

Когда я шью сама, то у меня всегда есть вдохновение. Но иногда мне нужно просто отдохнуть, сделать паузу.

А как о тебе узнают твои покупатели?

Основной источник – это Instagram. Несколько раз я ездила на выставки, кто-то узнал оттуда. Платную рекламу я уже давно не давала. Работают также статьи в газетах и интервью.

Отправляешь ли ты заказы в другие страны? В каких городах и странах носят твои сумки и рюкзаки?

Отправляла в Израиль, Европу. Некоторые сейчас переезжают в другую страну и заказывают изделия на новый адрес. Знаю, что мои вещи есть в Литве, Польше, Грузии, США и даже в странах Африки.

Часто бывает, что живущие в других странах люди покупают мои изделия, и когда их друзья едут в гости, то я передаю сумки с ними. Меня это очень радует и вдохновляет двигаться дальше. 

Сталкиваешься ли ты с проблемами, связанными с тем, что живёшь в Бобруйске — не очень большом городе?

Наоборот, я считаю, что сейчас такое прекрасное время, когда мастера могут творить в любом месте. За три рубля изделие можно доставить обычной почтой и чуть дороже — Европочтой. Я бы вообще переехала жить в деревню, есть у меня такая мечта. 

Единственное, что не очень удобно — ездить на выставки в Минск: нужно организовать, чтобы кто-то присмотрел за детьми, всё собрать, перевезти, найти себе ночлег. Если ты живёшь в Минске, то с этим гораздо проще и можно посещать больше маркетов.

Но я не очень публичный человек, мне больше нравится быть в своей мастерской. Единственно, что я люблю — это «Чароўны млын», я просто обожаю эту выставку.

Зависит ли твой бизнес от сезона?

Раньше я думала, что да, а теперь мне кажется, что всё зависит от того, что я сама думаю про свои изделия. Я решила, что мои сумки подходят для всех сезонов и именно эту мысль я транслирую покупателям.

Если говорить про продажи, то больше покупают к весне. Как только солнышко начинает светить по-весеннему — всё, пошли сумочки продаваться. 

В свой первый год работы к зиме я нашила варежек. Тогда я ещё считала, что у меня сезонные сумки, и решила что-то придумать. Варежки хорошо продавались, я даже поучаствовала в рождественском маркете в Минске. Но маркет проходил в торговом центре, где большинство людей просто проходят мимо. Это не приносит особых продаж и меня это ранит. В прошлом году я давала рекламу варежек в Instagram, и тогда было много покупок. А в этом году покупали уже без рекламы.

На маркеты нужно подаваться самостоятельно или организаторы приглашают сами?

Обычно организаторы делают рекламу, ты выбираешь маркет, который тебе интересен, и подаёшь заявку. После этого заявку либо одобряют, либо нет.

Расскажи про Бобр-принт. Как пришла эта идея? Как ты выбирала темы для принтов? Это продолжение White Crow или отдельный самостоятельный проект?

Это отдельный проект со своим профилем в Instagram.

Я подумала, что мне нужно создать что-то бобруйское. Долго думала и итоге появилась идея Бобр-принта, который я просто была обязана воплотить. Его стали покупать, везти в другие страны в качестве подарка. Мне приятно, что это родилось и живёт.

В основе идеи — уникальность нашего города, объекты, фразы, знакомые всем бобруйчанам. Оказалось, это очень трогает людей, которые давно не были в Бобруйске. Они читают и мысленно возвращаются сюда.

Как сейчас организована твоя работа?

Я стараюсь организовывать свою работу так, чтобы у меня было рабочее время и выходные. Но у меня так не получается, ведь чтобы прийти на работу, мне достаточно перейти в другую комнату. Если бы я работала в мастерской в другом месте, то, скорее всего, я была бы лучше организована. Сейчас же я каждую свободную минутку провожу здесь, просто мне так хочется. Даже в выходной я скорее буду шить, чем заниматься чем-то другим.

Помогает ли тебе кто-то с производством и продвижением? Есть ли какие-то обязанности, которые тебе бы хотелось делегировать?

Пока мне никто не помогает. Возможно, можно было бы частично делегировать продвижение в Instagram, а также приглашать фотографа, чтобы делать более качественные фотографии. Но я шью вещи в единственном экземпляре, поэтому организовывать фотосессию не совсем выгодно.

Меня сейчас устраивает ритм, в котором я работаю, мне достаточно заказов и покупок. Боюсь, что если я буду делать более качественный контент, то мне придётся наращивать обороты, а я к этому пока не готова. 

Есть ли у тебя какие-то новые идеи, планы на будущее?

Я бы очень хотела добавить вышивку в свои работы. А ещё хочу шить одежду — эта идея меня не оставляет. 

В мультике «Царевны» у одной из героинь был волшебный гребень, с помощью которого она делала копии себя. Вот мне нужен такой гребень, чтобы одна Я шила сумки, другая вышивала, а третья шила одежду. Ничего из этого делегировать я не хочу.

Я видела на выставках, что некоторые мастера так делают: продают сумки, а рядом у них стоит вешалка с уникальными пальто в единственном экземпляре. И мне тоже хочется что-то такое добавить. У меня есть миллион мыслей, как это можно делать. Например, использовать в одежде и аксессуарах наши традиции: вышивку, бисероплетение. Я уверена, что это очень понравилось бы людям и было бы востребовано.

Отдых творческого человека тоже творческий? Или наоборот?

Мой главный отдых — это просто переключиться. Например, вышивать или рисовать то, что нравится, не по работе. Иногда, когда я выдыхаюсь, мне хочется просто лечь и посмотреть кино. Но такое редко случается, в основном я хочу что-то делать. Я лучше восстанавливаюсь, когда переключаюсь с одного вида деятельности на другой.

Какое твоё любимое место в Бобруйске?

Я очень люблю центр. Там какой-то особый дух, истинная атмосфера города. Я сейчас живу далеко и мне нравится сюда приезжать. В моих мечтах я живу в центре, сижу у окна в старом доме, шью или просто смотрю на улицу и низкие дома. А потом просто выхожу и гуляю по Бобруйску.

Интервью:
Анастасия Бузинаева

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Алина Сельвесюк

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Редакция не несёт ответственности за качество продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и их работу.

Редакция, авторы статей и героини интервью не получают финансирование от владельцев компаний, продуктов и сервисов, представленных в статьях, а также никак с ними не связаны. 

Редакция не вносит изменения в тексты по просьбе представителей продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и не добавляет в текстовые материалы обзоры новых продуктов по запросу владельцев.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X