За дело!
Наталья Неборская и «Каляки-Маляки»

Наталья Неборская 8 лет успешно руководит изостудией «Каляки-Маляки». Всё начиналось с небольшой школы рисования на окраине Минска, а теперь это сеть филиалов в разных районах города. Юные художники здесь рисуют на стенах, дверях, окнах и мольбертах. Дети смело выражают свои эмоции и учатся творить. Узнали у Натальи, как создать креативную атмосферу в студии, отстроить все процессы и продвигать такой бизнес.

kalyaki-ag
Наталья Неборская

Основательница и идейный вдохновитель изостудии «Каляки-Маляки».

Расскажи немного о себе. Чем ты занимаешься сейчас и что делала до старта бизнеса?

Меня зовут Наташа Неборская. Я – основательница и руководитель изостудии для детей и взрослых «Каляки-Маляки». Сегодня это самая крупная изостудия в Беларуси, в Минске у нас 7 филиалов: 4 стационарных и 3 на базе общеобразовательных школ.

До того, как начать бизнес, я работала на «обычных» работах, занималась с людьми с особенностями развития в районном территориальном центре обслуживания населения и любила свою работу. А когда пришлось переехать в другой район Минска, пошла работать воспитателем в детский сад рядом с домом, чтобы отдать туда ребёнка.

Как появилась идея открыть студию рисования? Что было самым сложным в этом решении?

Я хорошо рисую. Когда я была во втором декрете, подруги стали приводить ко мне домой своих детей заниматься творчеством. Кто-то из родителей хотел подготовить ребёнка к поступлению в художественную школу. Кто-то хотел, чтобы его малыш был развит разносторонне, а рисование для этого очень полезно. Сначала юных художников было немного, но потом сработало сарафанное радио, и поток стал очень большим. Дети бегали по моей спальне, кухне и коридору, и я поняла, что нужно специальное место, чтобы заниматься своим делом. Тогда я, как репетитор, сняла помещение в средней школе №9 в Брилевичах на условиях почасовой аренды и набрала первую группу. Туда пришли дети, которые уже у меня занимались, и дети, которые учились в этой школе и ходили в продлёнку. Всем было очень интересно, поэтому я решила расшириться, оформиться как индивидуальный предприниматель и открыть изостудию.

Как появилось название?

Название появилось очень просто. Помогла моя старшая дочка, которой сейчас 16, а тогда она была совсем малышкой. Я спросила, как бы она назвала школу рисования, и получила от неё ответ: «Каляки-Маляки». Мне очень понравилось, потому что это полностью отражает детское рисование: родители часто называют так рисунки своих детей.

С чего ты начинала? Как выглядела первая студия?

В помещении 9-ой школы я проработала целый год. Сама администрировала, вела бухгалтерию и занятия. Параллельно я проводила мастер-классы в антикафе «Дом Фишера», в других кафе и детских центрах, и собирала хорошую аудиторию. Через год у меня уже была довольно большая клиентская база. Люди со всех уголков города хотели приводить детей на занятия, и я подумывала, чтобы снять какое-то помещение стационарно. Однажды мне позвонила одна из мам, предложила занять пустующее помещение товарищества собственников в их новом доме и спросила, занимаюсь ли я рисованием с детьми с особенностями развития. Для меня в этом не было никакой проблемы, ведь у меня уже был такой опыт и я много волонтёрила в похожих проектах. Я позвонила председателю правления и мы быстро нашли общий язык.

Наша самая первая студия на Колесникова 27 в Каменной горке работает до сих пор. Там и сейчас стены обиты фанерой, чтобы дети могли рисовать на разных форматах – от А4 до А1, выходить за границы листа, линий и рамок стереотипных стандартов мышления в живописи. Каждый год к 1 сентября мы перекрашиваем все стены студий в белый цвет, чтобы осенью начать работу с чистого листа.

Как сейчас ты позиционируешь свой бизнес? Что это и для кого?

Сейчас я позиционирую свой бизнес как изостудию, которая доступна для всех детей и учит их мыслить шире, борется со стереотипами и развивает креативное мышление.

Мы хотим, чтобы дети были лучше нас, мудрее, умнее, раскрепощённее, мыслили иначе и видели мир широко открытыми глазами. Если я попрошу любого взрослого нарисовать домик, то он, скорее всего, нарисует квадрат и треугольник. Но если взглянуть в окно, то мы увидим мало таких домов. Я хочу, чтобы наши дети изображали мир таким, каким они его видят: без навязанных и привитых советским мышлением стереотипов.

Наша студия для родителей, которые понимают, что ребенка нельзя ограничивать в творчестве. Для нас принципиально, чтобы детские работы были аутентичными, свободными, потому что самое интересное – увидеть мир глазами детей и вспомнить, что мы сами когда-то были такими.

Часто родители хотят, чтобы ребёнок сразу рисовал красиво. Так получается при поэтапной технике, когда педагог показывает, а дети повторяют за ним определённые шаги и получают красивую картинку. Для меня эта схема не работает, потому что ребёнок приносит из студии великолепный рисунок, а дома уже не может повторить его, потому что забыл все этапы. Для меня важно, чтобы ребёнок даже за одно занятие чему-то научился и мог применить эти знания на практике. Поэтому у нас нет поэтапных картин, а у каждого из 8-10 детей в группе есть своя. Ведь как может быть одинаковая работа у детей с разными темпераментами и идеями? Хотя я и понимаю, что если бы мы работали поэтапно, то клиентов было бы в разы больше.

Изначально нашей целью было сделать искусство доступным, поэтому мы сохраняем лояльные и одинаковые цены для всех филиалов. Студию пытались перекупить и предлагали очень хорошие деньги. Но я знала, что тогда она будет только для премиум-сегмента, цены сильно увеличатся, и не пошла на этот шаг.

Расскажи о программах и направлениях, которые есть в студии «Каляки-Маляки».

У нас сейчас есть несколько направлений.

«Мама и малыш» для самых маленьких до 3,5 – 4 лет. Программа основана на цветоведении: мы учим смешивать цвета и рисовать простые формы. Дети занимаются с мамами.

Ещё есть многоуровневое обучение «Паспарту», где для каждого уровня полностью прописана программа с темами. Третий, самый старший уровень этой программы, основан на творческих проектах, которые дети делают индивидуально.

Есть несколько годовых групповых проектов для развития креативности и творческого мышления.

Также для ребят есть «Станковая живопись» и «Академический рисунок». В последнее время эти направления пользуются особой популярностью, потому что многие дети хотят поступать в художественные школы, и это обучение здорово помогает поставить руку и начать видеть тени, светотени и строить предметы.

Чем твоя изостудия принципиально отличается от других?

Принципиальное отличие – это концепция, что хорошо и сложно одновременно: каждый ребенок рисует так, как ему нравится и хочется.

Мы знаем: чтобы чему-то научиться, нужно время. Наша задача – научить ребёнка пользоваться разными инструментами и материалами в рисовании, объяснить, как можно комбинировать разные техники и приёмы в одной картине. Например, нарисовать картину гуашью, а потом разнообразить деталями, нарисованными масляной пастелью. Или приклеить фольгу. Ведь дети этого не умеют, а мы им это показываем. Самое тяжёлое в работе художника – это придумать. Нарисовать гораздо легче. В нашей студии дети учатся думать, развивают воображение.

Занятия построены таким образом: есть какая-то тема, обязательные упражнения на закрепление и время для свободного творчества. Часто приходят дети, в основном младшие школьники и подростки, которым сложно придумывать самим, и тогда они рисуют по теме, учатся комбинировать различные материалы. Я больше всего люблю работать с дошкольниками, потому что у них нет стереотипизации, зашоренности и великолепно развита фантазия.

Ещё я заметила, что дети часто оборачиваются в поиске того самого одобрительного кивка, чтобы убедиться, что всё делают правильно. И мы объясняем, что в искусстве нет «красиво и некрасиво», «правильно и неправильно». Есть только то, как ты видишь мир сам. Обязательно найдутся ценители твоего видения, и своего зрителя ты можешь найти всегда. Часто дети этого не понимают, считают, что рисуют некрасиво, сравнивая свои картины с другими. Обычно я говорю, что если посмотреть на обычных художников, то получается, что Шишкин, который рисовал мишек на поляне, – хороший, а Малевич со своим «Черным квадратом» плохой? Но ведь это совсем не так. Картины обоих художников красивы, стоят безумно дорого, у каждой находятся свои ценители. Дети с этим обычно соглашаются и со временем у них проходит привычка оборачиваться и искать подтверждения тому, что они всё делают правильно.

Я вижу нашей задачей, в первую очередь, раскрепостить ребенка, чтобы он мог ценить своё творчество и научился ценить себя, как личность, не оборачиваясь на других, перестал себя сравнивать с кем-то.

Расскажи об основных этапах развития бизнеса за 8 лет.

Когда я открыла первую стационарную студию на улице Колесникова, то целый год работала одна: преподавала и на Колесникова, и в школе №9, вела бухгалтерию и администрировала. Для меня было принципиально важно самой понять, как работают все процессы, чтобы потом можно было обучить специалистов тому, что нужно делать, как правильно говорить и настроить конкретную часть работы.

Как-то я гуляла по своему району и увидела, что недалеко от моего дома сдаётся в аренду помещение. Так я открыла вторую студию. Открывала её зимой, что нетипично для сферы образования и несёт определённые риски, и абсолютно не надеялась, что люди наберутся сразу, ведь многим было далеко ездить. Но, поскольку клиентская база была большая, то второй филиал заполнился сразу и ни одного месяца не был в минусе. Тогда я и наняла первого педагога, который стал работать в этом филиале.

Мой бизнес существует уже 8 лет. Каждый год я открывала по одному филиалу, за исключением года, когда мы работали онлайн из-за COVID-19.

Как ты принимаешь решение, где открыть новый филиал? Какие критерии у тебя есть?

Восемь лет – это довольно длительный период работы и, конечно, я уже поняла, как должны выстраиваться бизнес-процессы и системы управления. У меня есть замечательный исполнительный директор, которая мне в этом помогает. Мы постоянно советуемся и созваниваемся. Она – моя правая рука. Мы уже знаем, какие маркетинговые исследования необходимо провести, где и когда можно открывать филиалы, которые будут пользоваться спросом, и какую рекламу нужно настроить, чтобы набрать людей. Но, на самом деле, очень большое значение играет репутация. И здорово, что у нас с этим всё в порядке.

Часто идеи, где открыть новый филиал, подбрасывают люди. Например, ко мне в Каменную горку ездило очень много родителей с детьми со станции метро Восток. Это далеко. И как только мне попалось помещение, я открыла там студию, которая сразу же заполнилась.

При открытии филиала нужно набрать 50-60 клиентов, чтобы окупать зарплату педагога и выходить в ноль. Для работы с детьми важно, чтобы у помещения были соблюдены определённые требования. Например, нужен собственный санузел, потому что детям и краскам сложно соседствовать с другими арендаторами. Несмотря на то, что мы убираем и следим за чистотой, всё равно где-то могут остаться следы творчества. Поэтому у нас должен быть свой санузел, отдельный вход в помещение и хороший свет для рисования.

Приходилось ли тебе закрывать какой-то из филиалов? Как ты принимала это решение, на что опиралась?

Да, мне пришлось закрыть один филиал в Боровлянах. Помещение было довольно маленьким и удалённым от самого центра посёлка. В начале года там были набраны все группы под завязку, но со временем многим стало трудно добираться. Филиал проработал год, не был в минусе, но я видела, что помещение недостаточно комфортное для творческой работы с детьми. Для нас оптимальный размер – это 50-60 квадратных метров, а этот филиал был около 30. И там был один санузел на несколько арендаторов. Большего помещения в том районе я не нашла и приняла решение закрыться и расширить ближайший к этому месту филиал в районе метро Восток.

Сколько сотрудников работают в твоём бизнесе и как распределяются роли?

У меня есть исполнительный директор, администратор, бухгалтер и в каждом филиале работают два педагога. Для комфортной работы каждый педагог может выбирать количество часов для преподавания и проводить занятия в нескольких филиалах, если позволяют время и расписание.

Для всех педагогов, которых мы берём к себе в студию, у нас есть оплачиваемая стажировка, чтобы девочки могли посмотреть, как всё устроено, и научиться работать в нашей концепции. Регулярно для педагогов проводятся обучающие семинары и вебинары.

Как ты продвигаешь свой бизнес?

Был один год, когда я сотрудничала с ребятами, которые продвинули наш сайт kalyaki.by на топ-3 позиции в Google и Яндекс. И тогда спрос на наши услуги в 2,5 раза превысил предложение. Например, в студию вмещается 100 учеников, а желающих – 200. Я решила больше так не экспериментировать, потому что негативные отзывы людей, которые не попали в студию, очень подрывают репутацию.

Сейчас мы не продвигаем сайт, а стараемся точечно, локально запускать рекламу с учётом возможностей наших филиалов.

Основной площадкой для нашего продвижения является Instagram, потому что им пользуются очень много мам с детьми. Иногда мы запускаем рекламную компанию в Facebook, а также пользуемся услугами размещения на сайте family.by, в метро, лифтах и переходах, чатах Telegram. И это даёт хорошую обратную связь: клиенты откликаются, группы набираются.

А на самом деле лучшей рекламой является сарафанное радио и хорошая репутация.

Как изостудия пережила пандемию? Запускали ли вы онлайн-направление? Открыто ли оно сейчас?

Пандемия для нас стала большим шоком и ударом. Были арендаторы, которые согласились снизить стоимость, но не все. Посещения занятий в студии сократились. Нам пришлось быстро адаптироваться под ситуацию, перейти в онлайн и работать очень много. Тогда я и написала программу для работы изостудии в режиме онлайн. Большим плюсом для нас было расширение географии наших учеников. Мы работали с ребятами из Японии, Кипра, США, Канады, Израиля, Германии и других стран. Сейчас дистанционно мы не работаем, потому что педагоги заняты по вечерам в изостудиях и не могут проводить занятия онлайн ближе к ночи для желающих из других стран. Но во время пандемии это было хорошим подспорьем. Да, пришлось переделывать программы, потому что в оффлайне педагог может во время занятий подойти к ребенку, помочь ему или что-то подсказать, а для онлайна это неактуально.

Вторым направлением работы во время пандемии были «Арт-боксы» с видеоуроками, чтобы дети могли заниматься дома сами и в любое время.

Конечно, я очень боялась, что студию придётся закрыть, но наши педагоги оказались достаточно лояльны, смогли быстро адаптироваться к ситуации, и нам удалось пережить пандемию без потерь. К тому же у меня была финансовая подушка для ведения бизнеса, так как я постоянно откладывала на это часть заработанных средств.

Вы делали несколько проектов с учреждениями и компаниями. Какой запомнился тебе больше всего?

Мы сотрудничали с разными компаниями, в том числе крупными. Больше всего мне запомнился проект с сетью АЗС «А-100». На заправках они используют стаканчики с рисунками и чаще всего это изображения птиц или достопримечательностей Беларуси. Я связалась с руководством компании «А-100» и предложила разместить на стаканчиках детские рисунки. Тогда в Беларуси как раз проходил республиканский конкурс, куда попали и работы наших учеников. Проводилось открытое голосование, и работы победителей были размещены на стаканчиках заправок «А100» и на упаковках для угля. Дети были безумно счастливы, что их картины увидит большое количество людей по всей стране.

Еще изостудия «Каляки-Маляки» участвовала в благотворительном проекте инклюзивного образования «Солнечный круг», который спонсировал «Приорбанк». На базе нашей изостудии целый год бесплатно занимались дети с синдромом Дауна и аутизмом, а потом мы организовали выставку их работ. Это был крутой проект, потому что все эти дети очень талантливы.

Есть ли в студии программы для взрослых?

Сейчас мы над этим работаем. Постоянных занятий для взрослых в студии в данный момент нет, но мы часто проводим Дни рождения и корпоративы, организуем мастер-классы для по определённым техникам и работе с различными материалами, в концепции Drink and Draw – пошагово или поэтапно.

Чем отличаются маленькие клиенты от взрослых? Какие есть особенности в работе?

Для меня лично разница работы с детьми и со взрослыми в том, что дети лучше умеют фантазировать и воображать. Для многих взрослых практически невозможно придумать что-то самим, у них мало самостоятельных идей, также есть сложность с тем, как изобразить придуманное. Я больше люблю работать с детьми, но сейчас у меня есть несколько взрослых учеников, и все они – большие дети. Это классно!

Если бы этот бизнес ты создавала сейчас, что бы ты сделала совершенно по-другому?

Когда создавались «Каляки-Маляки», мы были трендсеттерами, потому что никто кроме нас так не делал. Сейчас была бы огромная конкуренция.

Если бы я создавала бизнес сейчас, то, во-первых, я бы ещё до старта разработала антикризисную систему управления, чтобы подстраховаться в период больших кризисов, пандемий.

Во-вторых, я бы сразу продумала систему обучения педагогов, что очень важно. Не бывает уже готовых специалистов, которые сразу работают так, как ты хочешь. Чтобы всё работало, как задумано, должны быть очень чётко прописаны все мануалы и скрипты. Даже то, что администратор должен говорить клиентам.

В-третьих, я бы детальнее составила бизнес-план, учитывая стоимость аренды, рекламы, инвентаря, расчёты с персоналом и другие расходы, чтобы минимизировать финансовые и имущественные риски, правильно рассчитать бюджет и определить рентабельность.

Какие трудности, с которыми ты столкнулась при создании и ведении бизнеса, были для тебя неожиданными? О чём бы ты предупредила девушек, которые только планируют открывать своё дело?

Прежде всего, это человеческий фактор. Бывает, что некоторые педагоги тебя слушают, кивают, вроде бы мотают на ус, понимают концепцию студии, но решают всё равно делать по-своему, считая, что у них большой опыт. А потом я смотрю на Google Диске сохранённые фото детских работ и вижу, что работы все одинаковые. И я говорю: «Стоп, мы так не работаем. Это совсем не то, что я хочу от студии. Да, работы детей хорошие, но не в нашей концепции». Приходится много часов с педагогами разговаривать и объяснять, а с кем-то даже прощаться, потому что человек не может адаптироваться под другую деятельность. А если человек не хочет учиться и закрыт для чего-то нового, то мы явно не сработаемся.

Поэтому девушкам, которые открывают свой бизнес, я рекомендую более чётко и ответственно относится к подбору персонала. Я понимаю, что с этим нелегко. На мой взгляд, лучше брать на работу людей, которые ещё не совсем всё умеют, потому что гораздо легче научить, чем переучивать.

О чём самом важном надо помнить и всегда держать в фокусе внимания при ведении своего бизнеса?

Для меня самое главное – это соблюдение качества услуг.

Например, у нас группы по 6-8 человек. Я могла бы взять 12, и мы заработали бы больше денег, но качество обучения тогда сильно снизилось бы.

Для обеспечения качества нужен постоянный контроль работы нанятых специалистов. Нужно прописать, что им нужно делать и постоянно мониторить, как они это делают, соответствует ли это твоей задумке. Потому что каждый, даже маленький провал или негативный отзыв в Instagram, например, оставляют след на репутации, которая зарабатывается годами.

Конечно, нужно следить за бухгалтерией, расходами и приходами, но для меня контроль и обеспечение качества – это самое важное. Если вы делаете своё дело хорошо, тогда деньги для вас всегда будут лишь вопросом времени.

Какие твои черты характера помогают вести бизнес?

Когда я начинала свой бизнес, то никто не верил, что у меня получится зарабатывать на детском творчестве.

Я часто слышала: «Детское рисование? И что? Ты будешь учить детей рисовать? Миллион педагогов так делает, работает в школах и ничего не зарабатывает».

Бывший муж меня тоже не поддерживал. Он мне помогал оборудовать студии, но не особо верил, что что-то получится. И куча людей вокруг не верила!

Поэтому, я считаю, в бизнесе очень помогают стойкость, внутренний стержень и умение верить в себя. Однозначно, лучше попробовать что-то сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть.

Я не знаю, как назвать эту черту характера, но думаю, что самое важное – это прислушиваться к собственному мнению, внутреннему ощущению на счёт того, что ты делаешь. Даже если не получится, ты будешь знать, что попробовала, и это станет опытом и точкой опоры для дальнейших свершений.

Как ты планируешь и проводишь рабочий день, выходные, отпуск? Получается ли совмещать личную жизнь и работу?

Поскольку я очень много работаю с людьми, то для меня лучший способ перезагрузиться – это уехать на природу. Летом я стараюсь больше времени проводить со своими детьми, их у меня трое, потому что осенью начинается школа, а лето – это период, когда они могут напитаться моим вниманием и ощущением семьи. Мы ездим в усадьбы, много ходим в походы с палаткой на берега рек и озер, купаемся. Были в трёхдневном туре по замкам Беларуси. Нам очень понравилось.

Личная жизнь и работа сейчас совмещаются гораздо легче. Когда я работала одна, вела занятия, бухгалтерию и администрировала, то, честно говоря, подвыгорела. У моих детей была няня, потому что я считала, что лучше дети будут проводить время с человеком в ресурсе, чем с вечно уставшей и замученной мамой. Но детям хорошо, когда хорошо маме. И, как говорят, маме нужно спасательную кислородную маску дать в первую очередь! Тогда я решила многое делегировать и наняла специалистов – администратора, бухгалтера, исполнительного директора и педагогов.

Поэтому последние несколько лет мне значительно легче удаётся совмещать личную жизнь и работу и я могу больше времени проводить с детьми.

Есть ли у тебя хобби?

Моё хобби и моя работа – это одно целое. Для себя я рисую очень мало, но фонтанирую разными идеями для развития студии, подкидываю их педагогам и директору, чтобы рождались новые и новые интересные проекты. Например, недавно мы увидели, что компания Mark Formelle проводит конкурс с одноимённым нашей изостудии названием. И, конечно, мы с ними сразу связались и приняли участие в выборе работ для этого конкурса. Потом прошло народное голосование и три работы победителей получили призы.

Какой самый большой бонус ты получила за годы существования изостудии «Каляки-маляки»?

Лучша награда – позитивные отзывы и искренняя благодарность от родителей наших учеников. Многие дети после обучения в нашей студии поступают в художественные школы или в учебные заведения, связанные с искусством, ведь они понимают, чего хотят на самом деле и учатся мыслить более широко.

Когда у меня что-то получается – это самый кайф! Я понимаю, что создала свой бизнес не зря, что люди его ценят и благодарны мне и моим сотрудникам за то, что мы делаем. Это не про успешный успех, не про «заработать все деньги мира». Это про внутреннее удовлетворение от работы, про ту самую самореализацию, которая является истинной ценностью и удовольствием для меня.

Очень важным был момент, когда я решила делегировать часть задач. Я очень много переживала, что работа будет сделана плохо, по-другому, не так, как я сделала бы сама. Но часто получалось, что какая-то работа была сделана по-другому и не потеряла при этом в качестве. Это было приятное осознание!

Назови три самых важных вывода о бизнесе, которые ты вынесла для себя к сегодняшнему дню.

Во-первых, для того, чтобы не выгореть, нужно отдыхать и многие задачи можно и нужно делегировать. В этом нет ничего страшного. Ты можешь найти человека, который близок тебе по духу и который хорошо справится с задачами, которые ты ему поставишь. Уставший собственник бизнеса – это выгоревший человек, который ничего не хочет в жизни, кроме отдыха. Никаких хороших идей в такой ситуации рождаться не может.

Во-вторых, даже если ты всё на свете делегировала и процесс идёт хорошо, осуществляй постоянный контроль качества и финансов. Тогда можно найти разные подводные камни, обойти их и совершенствовать своё дело дальше. А именно это и есть задача собственника.

В-третьих, самый главный вывод. Каждый бизнес должен делаться не ради зарабатывания денег, а ради собственного удовольствия. Ведь сделанное с душой и добросовестно приносит удовлетворение и наёмным работникам, и собственнику, и клиентам. А в ответ ты получаешь благодарность и прибыль. Я считаю, что деньги – это «побочный эффект» хорошего дела. Если что-то сделано качественно и от чистого сердца, то рано или поздно такой бизнес будет приносить и высокий доход.

Интервью:
Любовь Трофимова

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X