За дело!
Анастасия Колупанович и «САХАРИНИ»

Анастасия уже 8 лет учит кулинарии детей и взрослых. Всё началось с домашних тортов на заказ, а выросло в кулинарную школу и собственное ТВ-шоу. Мы поговорили о начале пути, маленьких клиентах, трудностях и о том, как спонтанное увлечение переросло в успешный бизнес.

anastasia-kolupanovich
Анастасия Колупанович

Владелица кулинарной школы «САХАРИНИ», судья.

Расскажи о себе и своём пути.

Как ни странно, я не считаю себя поваром-кондитером. Сейчас я бы назвала себя судьей, аудитором, критиком, наставником.

До второго декрета (13 лет назад) я работала заместителем директора по маркетингу. Эта работа мне нравилась, но потом я влюбилась в тортики. Начала их делать 10 лет назад, во время декрета. Постепенно это переросло в оформление кэнди-баров, организацию декора свадеб и вечеринок. В это же время я искала близких по духу людей, так собралась команда, с которой мы делали ВИП-вечеринки под ключ. Немного позже, с одной девушкой из команды, мы открыли квест-комнату для детей, 50 на 50. Параллельно я проводила мастер-классы по украшению пряников, кексов на ярмарках и вечеринках. В последний год декретного отпуска занялась студией и кондитерскими мастер-классами. К окончанию декрета муж сказал, что нужно или выходить на работу или развивать своё дело, но не дома. Так мне пришлось снять квартиру.

С 2013 по 2015 год был огромный поток тортов на заказ, три наёмных кондитера и мы не справлялись. В день могли отдавать от 3 до 5 тортов – для домашнего кондитера это очень много, иногда отдельно закупали бисквиты, потом уже сами собирали и декорировали. В сезон свадеб мы практически не спали, а семьи нас не видели сутками.

У нас даже была семейная шутка. Мы играли в съедобное/несъедобное. Муж говорит: «Кекс, значит – съедобное». А дочь ему в ответ: «Ты что, это ж на заказ!».

Я стала ездить на конкурсы и курсы. Увидела, что в Бресте не хватает таких мероприятий и осенью 2015 года организовала мастер-класс по 3D-тортам от мастера из Москвы. Собралось 6 человек и всё проходило на первой съёмной квартире, которую мы переоборудовали под студию.

Это стало отправной точкой и в 2016 году я открыла школу. Обучение было в формате разовых мастер-классов, отдельного обучающего курса ещё не было. В 2016-2017 годах мы проводили гастрономические путешествия: приглашали шефов и обычных людей, которые увлекались национальными кухнями. Например, в месяц Италии встречались раз в неделю и готовили 4 итальянских блюда и десерт вместе с шефом. Кто-то готовил, кто-то просто приходил отдохнуть, пообщаться, посмотреть на работу шефа, а потом попробовать результат.

В то же время, когда мы с напарницей открывали квест-комнату, я запускала собственный проект – кулинарную школу. Школа и комната находились в смежных помещениях. Оба проекта были молодые, и я не могла каждому уделять одинаковое время, нужно было делать выбор. И я выбрала школу. Целый год я пропускала конкурсы, а когда приехала, меня как будто не было 10 лет, так сильно индустрия шагнула вперед. Мы два года были лучшими среди кондитеров в Бресте, но когда я привезла свою работу на международный уровень, то даже не хотела показывать. Было ощущение, что я застряла.

Поэтому в 2018 году я начала снова участвовать в конкурсах. Поехала с девочкой, которая была моей ученицей с 9 лет. Ей очень нравилась кулинария, она ходила и на взрослые, и детские мастер-классы, я занималась с ней углубленно. Конкурсы во всём мире доступны только с 17-18 лет, ей было всего 12, поэтому нам пришлось скрыть возраст. И она взяла золото! Чтобы проверить, её пригласили провести мастер-класс, спрашивали о каждом элементе, но она со всем справилась. С этого момента нашей школе разрешили участвовать с 12 лет.

После такого успеха я решила открыть полноценный обучающий курс для детей от четырёх лет. Мы открылись в сентябре 2018 года, занятия были 2 раза в неделю. А через год взяли кубок «Лучшая школа года» на Best cook fest с командой 13-14 лет.

Параллельно со школой и выступлениями, с 2016 по 2020 годы существовал проект «КвАРТирник», который я создавала с друзьями. Это были кулинарно-музыкальные вечера, на которых кто-то пел, кто-то готовил, кто-то просто общался. С этим проектом нас приглашали на телевидение и мы сняли несколько выпусков, включая полноценную новогоднюю программу. Но затем разошлись во взглядах и квартирники закончились.

Развивать бизнес не было моей мечтой. Я поняла, что это моё, потому что одно плавно вытекало из другого. Я не думала, будет бизнес приносить деньги или нет. Если бы мне кто-то сказал, что я создам школу и буду преподавать у детей, я бы никогда не поверила.

Как ты представляешь свой бизнес другим?

Сейчас я хожу по заведениям и ем. Это шутка, но в ней есть доля правды.

Как ты стала кулинарным критиком?

Я ездила на конкурсы много раз и почему-то никак не могла получить золото. Никто не давал обратную связь по работам, не указывал на ошибки. Потом я взяла золото, но только потому что сама спрашивала и искала ответы на вопросы.

Осенью 2018 года на кубок мира приезжал один из главных шефов Америки, член коллегии шеф-поваров мира, и проводил обучение. Можно было выбрать семинар по судейству и аудиту. Я выбрала судейство десертов и арт-класс (художественное оформление десертов, тортов). После этого обучения и сертификации я стала сертифицированным судьей. И с 2019 года меня начали приглашать судить.

У меня есть сертификат на судейство кондитеров. Но меня назначили судить ещё и обычную еду, потому что на чемпионатах меня знали с 2016 года. Видели, как я работаю, подсказываю что-то менее опытным участникам. Рассказывала нюансы, о которых обычно все молчат, потому что боятся конкуренции. Но для меня все коллеги, а не конкуренты.

В судейской коллегии, кроме меня, были взрослые, состоявшиеся судьи со своим бизнесом, рестораном или сетью, отелями, школами, были и кулинарные писатели. Я просила, чтобы они рассказывали все тонкости судейства, записывала каждый пункт, иногда с диктофоном, чтоб ничего не пропустить – это было бесценно! Такие знания нельзя получить на обучении.

Этот опыт натолкнул меня на идею ходить в заведения и разбирать десерты, практиковаться, чтоб не потерять навык и квалификацию. Кроме этого, я ещё и тренер команды сборной Беларуси и детей-юниоров по кулинарии. И чтобы объяснить им, что может сочетаться, а что нет, удобно ходить в заведения, брать десерты и еду и разбирать прямо там.

В какой-то момент к нам стали подсаживаться администраторы, узнавать, что мы делаем. Слушали, звали шефов. Потом коллеги-предприниматели стали говорить, что это большая работа, которую я делаю бесплатно. Даже старшая дочь говорила: «Мама, ты столько лет, денег и сил потратила на то, чтоб за три минуты рассказать о десерте. А сейчас продаёшь свои предыдущие годы за эти три минуты». Мне это запало в душу. Я решила, что они правы.

Потом меня стали приглашать хозяева заведений, чтоб я сделал разбор десертов и подсказала, как исправить недочёты. Так я пришла к аудиту и консалтингу десертов. Аудит – рассказать, как обстоят дела, консалтинг – сказать, что исправить. Иногда я могу даже не пробовать десерт. Смотрю на витрину и говорю: здесь переборщили с крахмалом, здесь не нужен желатин, здесь передержали. Могу оценить десерт визуально, по цвету, консистенции. За столько лет у меня уже очень большая насмотренность.

Получается, что сейчас я аудитор, судья и наставник. В школе я сейчас преподаю меньше, мне больше нравится быть наставником при подготовке к чемпионатам для более заинтересованных детей, в которых вижу потенциал. А для взрослых я веду курс «Интеллектуальный кондитер». Для меня это терапия: возвращает меня к психологии, которую я когда-то забросила.

Ты работала психологом?

На 5 курсе я поступила на второе высшее. Пока училась, писала работу по созависимым и работала в реабилитационном центре. Когда закончила, меня хотели оставить там в докторантуре, чтоб я писала научную работу. Но у меня были сложные пациенты, мне было всех жалко, тяжело, я всё пропускала через себя. Поняла, что выгораю, бросила психологию и пошла работать маркетологом. Но психологию применяла в рекламе и маркетинге.

А теперь психология по жизни меня догоняет. В обучении детей и тренерстве эти знания помогают правильно давать обратную связь.

Ты училась кондитерскому мастерству или освоила всё самостоятельно? Что было для тебя самым интересным в этом процессе?

Я начала сама: смотрела онлайн-уроки, читала, пробовала. Первый торт сделала в ноябре 2012 года, а учиться стала с февраля-марта 2013. После учёбы по сахарным цветам решила заниматься этим профессионально. За 3 месяца у меня было 4 обучения. Я много ездила по курсам, а с ноября 2015 года стали приезжать уже ко мне.

Как ты относишься к онлайн-обучению?

Думаю, это не очень эффективно, особенно в записи, когда нельзя задать вопросы. Есть очень много нюансов, которые невозможно уловить удалённо. Например, как сидеть, как держать руки, плечи, чтобы ничего не болело от длительной работы.

Когда я училась в Московской школе шоколада, у меня была возможность после обучения помогать готовить заказы. Там я узнала кучу нюансов: как промыть аэрограф, как ставить посуду. Об этом на курсах обычно не говорят.

То есть ты советуешь учиться кондитерству только офлайн?

Есть девочки, которые учатся онлайн и их все устраивает. Но я думаю, это до тех пор, пока они не увидят разницу. Я сравниваю это со своим курсом. Если бы в начале пути я прошла свой курс, он сэкономил бы мне 10 лет. За 2 месяца я делюсь тем, что сама собирала всё это время. Рассказываю лайфхаки, ошибки, жизненные истории.

Помнишь свой первый торт на заказ? Что и для кого ты делала?

Подруга попросила сделать сыну на день рождения кэнди бар. Я сделала его в стиле Губка Боб и всем очень понравилось.

Из запоминающихся заказов был торт-медовик в виде скрипки для девушки, которая играла на этом инструменте. Был болид Формулы-1, который девушка заказывала парню. К слову, он ей потом сделал предложение.

Ещё запомнился случай с братом, который говорил, что мастичные торты невкусные. Он живёт в Москве и играет на валторне. Я приготовила торт «Пьяная вишня» в виде валторны с деньгами, обтянула мастикой и отправила в Москву. Договаривалась с проводниками в вагоне-ресторане, чтоб довезли в холодильнике. Он обалдел, сказал, что очень вкусно.

Куда ещё ты отправляла свои торты?

В Питер, Литву, Украину, Грузию. Я тогда уже не делала торты на заказ, но у родителей было 35 лет свадьбы, поэтому я везла с собой в Грузию коржи, а крем делала на месте.

В Польшу, Люксембург, Германию, Хорватию мы возили торты на конкурсы.

Поговорим о твоей команде. Все преподаватели учились у тебя?

В основном – да. Одна девочка – преподаватель и художник. Я её пригласила провести мастер-класс и она осталась у меня. Шефы из ресторанов делятся знаниями на добровольных началах или у нас, или дети идут к ним в ресторан.

Сложно ли тебе делегировать?

Делегировать было сложно. За много лет я поняла, что так относиться к своему делу, как я, никто не будет. Но сейчас мне повезло с командой. Они относятся к школе, как к своему делу.

С делегированием я однажды сильно обожглась. В мою команду пришла девушка, которая ходила на все мои мастер-классы, как только школа открылась. Мы очень сдружились, я взяла её под крыло, всему обучила, возила на конкурсы, передала много обязанностей по школе, хотела, чтоб она развивалась и даже предложила партнёрство. Я предложила ей полностью заниматься школой в Бресте. Всё, что на тот момент происходило бы в этой школе, она могла бы назвать своим, а я бы развивала проект в других городах и странах. Но она не могла понять, хочет этого или нет. Говорила, что её уже не интересует кулинария. В какой-то момент я заметила, что она рекламирует себя на курсах. Предлагала ученикам, которые занимались в школе, свои индивидуальные занятия. Оказалось, что она всегда хотела продвигать личный бренд, а не работать на кого-то. Меня это не устроило и мы разошлись. Для меня это было очень тяжело, потому что мы 5 лет были бок о бок. Она вникала во все вопросы, в том числе и финансовые. После этой ситуациии я даже хотела закрыть школу. Я долго не могла прийти в себя и понять, что сделала не так. На время даже отошла от дел.

Ты считаешь себя строгим руководителем?

Нет, у нас демократия. Я говорю про себя так: «разрешаю на себе ездить, но оседлать меня никому не позволю».

При этом я разделяю работу и личные отношения. Если мы дружим, общаемся, смеёмся, вместе отдыхаем, это не значит, что в работе я дам поблажку. Я требовательна и к себе, и к сотрудникам. Но если мы с кем-то ругаемся по рабочим моментам, то можем хорошо общаться за пределами школы. К сожалению, так могут не все: многие воспринимают замечания на личный счет. Из-за этого возникают трудности с командой.

А с родителями учеников это тоже проявляется?

Да, бывают сложности. У нас очень душевные отношения, мы общаемся с детьми, они иногда рассказывают нам то, что не говорят родителям. Из-за этого некоторые родители начинают ревновать. Но мне нравится, что я могу себе позволить учить только тех детей и родителей, которые совпадают с нами по ценностям. У нас даже в договоре прописано, что мы можем отказаться от оказания услуг без объяснения причин.

Бывали сложные ситуации, когда дети объявляли бойкоты друг другу, создавали коалиции. Приходилось пересматривать состав учеников, кого-то исключать. Был случай, когда дети работали в кафе. Было противостояние между мальчиками и девочками: мальчики готовили десерт и забыли добавить в него сахар, а девочки видели и ничего не сказали. Это были десерты для посетителей кафе. Тогда я их очень отчитала: они не работали в команде, подставили себя, заведение, а самое главное – гостей.

Для меня очень важно научить детей работе в команде, взаимоуважению, взаимопомощи и честности. Я учу их говорить правду, что бы ни случилось, ведь в таком случае мы будем в курсе и вместе решим вопрос. Для многих это сложно: их наказывают в школе и дома, не разбираясь. Поэтому некоторым родителям наши методики непонятны.

Расскажи о логотипе и названии школы. Как они появились? Как вы выбирали фирменные цвета?

Раньше я называла себя «Сласти от Насти». Потом увидела, что такое название уже есть и стала искать что-то другое. Придумывала много всего, всякие креативные названия, но всё было уже занято. Затем решила связать название с сахаром, потому что всё-таки пеку сладости. Получилось Настя «Сахарина», Saharina, как фамилия. Это название было у нас долго. А потом захотелось изменить его на итальянский манер и получилось «САХАРИНИ».

Логотип изначально был в виде картинки капкейка: они мне очень нравились и с детьми мы чаще всего украшали пряники или капкейки. Потом муж предложил сделать какой-то уникальный логотип. Под рукой был планшет с детским приложением для рисования и мы начали что-то набрасывать. Муж любит конструктивизм и повторял мне: «надо проще». И я на эмоциях нарисовала пальцем 4 вертикальных линии, 3 горизонтальных и точку. Потом выбрала палитру цветов, вертикальные линии сделал под цвет теста, немного поправила и розовым добавила «вишенку на торте». И мы вдвоём посмотрели и поняли, что это оно! Так этот логотип и появился: пальцем, на эмоциях, на планшете в детском приложении.

Когда мы только начинала работать, я выбирала цвета стиля pin up. Мне очень нравились его цвета: мятно-голубой, розовый и красные вкрапления. Так мятный цвет и пошёл со мной. И при переезде в здание, где работаем сейчас, муж ремонт тоже делал в мятном цвете.

Были ли трудности с подбором помещения для школы?

Меня всё устраивало в первой съёмной квартире. Всё было оборудовано по санитарным нормам. Например, нужно, чтобы было отдельное помещение, где ты раздеваешься, моешь руки, переодеваешься – у меня это был коридор, ванная, туалет. Дальше был холодный цех, там были столы, что-то для декора, и потом горячий цех – кухня.

Недостатков в квартире я не видела, потому что стараюсь видеть красоту во всём. Это была хрущёвка с деревянными полами и старыми окнами. Потом имя стало раскручиваться, начали появляться новые клиенты. Однажды две мамы привели детей, посмотрели на квартиру и попросили вернуть деньги. Я сначала не поняла, что им не понравилось, а потом внимательно посмотрела на квартиру и увидела дырку в потолке, скрипучий, деревянный пол. И подумала, что пора двигаться дальше.

Весной 2015 года муж купил помещение, где мы сейчас. Я сразу заказала железную профессиональную мебель: обычную кухню ставить было нельзя, потому что дети её быстро «убивают». Расписали планировку для студии, заказали мебель, начали ремонт. А осенью узнали, что в этом помещении во время дождей течёт крыша. Денег на ремонт здания и замену крыши не было и всё остановилось.

Через год знакомая девушка позвала меня в гости и предложила помещение напротив её фотостудии. Она меня очень поддержала. В этом же здании мы организовали квест-комнату для детей. Но потом я поняла, что не вывожу два проекта. Моя компаньонка, с которой открывали квест-комнату, занималась только декором, а я писала сценарии, набирала людей, была аниматором, вела мастер-классы в студии. Нужно было решать, что оставлять: квест или «САХАРИНИ». И мы закрыли комнату. Я взяла отдельное помещение с кладовкой, туалетом, и была там с 2017 по 2020 год.

Во время карантина в 2020 году всё закрылось, учеников было мало, а аренду платить нужно было. И решила вернуться в здание мужа. Как раз один арендатор съехал и мы за 2 недели сделали ремонт.

Расскажи о своих маленьких клиентах. Дети какого возраста чаще всего приходят на курсы? Почему они приходят изучать кулинарное мастерство?

Чаще всего это дети от 10 до 13 лет, а вообще от 4 до 17. Кто-то из самых маленьких любит готовить, а кого-то водят потому, что учат самостоятельности.

Многие следят за мной в Instagram: как я отношусь к детям, даю им свободу. И приводят детей, чтобы я воспитывала в них самостоятельность. Плюс кулинария отлично развивает моторику, эстетику и вкус.

Мне важно, чтобы дети делали всё сами, самовыражались, но не все это понимают. Некоторые родители думают, что если ребенок поехал на конкурс и ничего не занял, значит его плохо натренировали. У нас даже в процессе подготовки к конкурсам уходили дети и родители со скандалом, потому что считали, что мы не говорим, как делать. Но я и не буду говорить, иначе это моё конкурсное выступление, а не детей.

Сложно с подростками, но если ребенок заинтересован, то отключается от всего и работает. С малышами трудно в том, что они могут вредничать, бросают начатое и убегают играть. И с родителями малышей непросто: они часто считают, что у них самые талантливые дети, просят перевести в группу постарше. Но мы же видим детей и понимаем, где им будет комфортнее.

То есть вы собираете группы не по возрасту, а по способностям?

Да, в школе сейчас смешанные группы, не по возрастам и году обучения. Новые ученики могут заниматься с опытными, всё в школе перемешано по методике формирования групп Монтессори.

Изначально мы, конечно, смотрим на возраст, а потом обращаем внимание на способности. Например, ребёнка 8-9 лет можем оставить в младшей группе или перевести в группу 10+, если видим, что так лучше.

Если ребенок пришёл в 4 года, он может учиться у нас до 17. Даже если темы повторяются, они преподносятся по-другому. Есть общая программа: за год нужно пройти супы, каши, закуски, десерты, декор. Но в процессе мы можем что-то изменить. Например, увидели, что группе какая-то тема особенно интересна, добавили её. Или после урока в ресторане увидели, в чём у детей были проблемы и поработали над этим. Был период, когда мы целый месяц делали разные виды бутербродов: брускетты, горячие/холодные, нарезки, формирование.

Во время пандемии пробовали ли вы какие-то новые направления?

Да, мы попробовали онлайн-уроки, но это не было успешно. Их купили всего человек 10-15, потому что методика преподавания всё-таки больше направлена на личное присутствие. Но зато именно в пандемию я открыла успешный курс для взрослых – «Интеллектуальный кондитер». Думала, будет одна группа на время пандемии, но запустили сразу две, а потом ещё и ещё. Сейчас учится уже пятая группа. Это курс для взрослых, но могут присоединиться и подростки.

Первые ученики курса сказали, что это терапия. Я стала анализировать и поняла, что использую уникальную методику преподавания: я не учу их как учитель, не показываю, как надо, а вдохновляю и раскрываю потенциал. Дети и взрослые выходят после мастер-класса или школы и развиваются в чём-то своём, у них меняется мышление. Я не учу их, что всё должно быть строго по рецепту. Наоборот, у нас все 2 месяца идут эксперименты с обсуждениями, разборами. Ученики приносят домашку, делятся чувствами и становятся более уверенными в себе. Например, девочка пошла шеф-кондитером в «Будешь булочку» в Бресте и построила весь десертный ряд.

Кто-то из твоих учеников открыл собственное заведение или работает кондитером?

Многие. Например, был повар, который всегда мечтал быть кондитером. Он отучился у меня и сейчас работает шеф-кондитером.

Кто-то учился и работает дома, но с хорошей клиентской базой. В «Будешь булочку» работает 5-6 моих учеников, ещё в Paragraph, Bloom. Одна моя ученица уже живёт в Польше, открыла свою школу онлайн и офлайн. Даже сейчас мне звонят и просят кого-то посоветовать.

На одной конференции владелица «Будешь булочку» очень хорошо отзывалась о моих учениках. Сказала, что их не нужно переучивать, они сразу включаются в работу, получают задачу и сами додумывают, как её сделать. Это именно то, к чему я стремилась и чего хочу от учеников – чтобы они думали! После этого отзыва я поняла, что моя методика преподавания работает.

Сейчас ты готовишь что-то на заказ или работаешь только в роли менеджера?

Нет, сейчас я только разрабатываю десерты. Например, в апреле 2022 года был Gastrofest Легенды. Десерт заведения Basilico Trattoria из сета, который выиграл в Бресте, разрабатывала я.

К тебе часто обращаются с такими задачами?

Не очень. Бывает, что обращаются, а у меня нет времени. А бывает, что время есть и я могу сама предложить разработать десерт.

Расскажи, как возникла идея ТВ-шоу? Как оно создаётся? Кто пишет сценарии?

Мне хотелось показать детей, хотелось сделать шоу. Моя дочка поёт, но она боялась сцены, поэтому я записывала её в разные конкурсы. И после одного конкурса пришла реклама шоу «Без взрослых». Я им написала по поводу участия дочери, мы разговорились, речь зашла о моей кулинарной школе. И мы решили попробовать, стали придумывать идеи вместе с детьми и родителями.

Потом Europa Plus TV Беларусь приехали, сняли пилотный выпуск. Каналу понравилось и Европа+ заключили с нами договор на год, чтобы шоу выходило раз в неделю.

Изначально в шоу был сценарист, но возникли сложности в том, что она не имеет никакого отношения к кулинарии и нам было сложно работать вместе: я тратила много времени на объяснение, она не понимала, что умеют дети, какой текст нужно прописать. Чтобы создавать сценарий, нужно знать детей и кулинарию.

Название «ВкусНО» придумала продюсер. Изначально это должна была быть музыкальная передача: дети должны были петь и под песню придумывать блюда. От идеи отказались, а название осталось.

Как проходят съёмки?

Съёмочная команда приезжает раз в месяц и за один день снимает 4 передачи. Работаем в студии «САХАРИНИ» целый день с 8 утра до 8-9 вечера. Это непросто. Ещё есть сложность в том, что для детей школа – родной дом и они не воспринимают съёмки серьезно. Например, могут сценарий не выучить.

Расскажи, как вы привлекаете учеников в школу. Какой канал для вас самый эффективный?

По большей части работает сарафанное радио. В соцсетях мы выкладываем анонсы о наборе и люди приходят. Иногда можем запустить таргет.

Ещё люди приходят к нам через городские мероприятия, в которых мы участвуем.

Работает ли ТВ-шоу на привлечение клиентов в школу?

Пока сложно отследить, потому что шоу у нас только с июня. Но, скорее, да: дети хотят сниматься, но участвуют только ученики «САХАРИНИ», потому что я не могу на площадке обучать кулинарии. Поэтому некоторые приходят на обучение.

Расскажи, как ты развивала свой личный блог.

Когда все пришли в Instagram и развивались там, я это всё отрицала. Муж долго уговаривал завести страницу, в какой-то момент я сдалась и начала делиться тем, что происходит в жизни. Позже разделила на два профиля – школы и личный. Блогингом решила заняться после вечеринки baby shower с третьим декретом в декабре 2020 года. Я устроила на своей странице интерактив, на который многие откликнулись. После этого начала знакомиться с другими блогерами, вступать в чаты, заказала разбор страницы, стала тестировать методы продвижения.

А как ты продвигалась?

Гивы, круги, рассылки, взаимный пиар, таргет. Наверное, я попробовала все методы продвижения. До 2020 года у меня было около 10 тысяч и за 2 года я набрала ещё 30 тысяч.

Какие качества ты открыла в себе благодаря бизнесу?

Я развила организаторские качества, стала заводить больше знакомств и пользоваться этим, обращаться к людям. И сама стала больше помогать. У меня появилось больше смелости, безбашенности, я поняла, что я могу всё. И каждый человек может всё, просто что-то ещё не пробовал.

Я разделяю людей на спортсменов и неспортсменов, но это не относится к спорту. Спортсмены – люди, которые идут вперёд, за медалями, всегда хотят победить. Я же участвовала в конкурсах, чтобы учиться у коллег, потому что только там можно встретить профессионалов. Так у меня появилось больше коллег, желание пробовать и развиваться, захотелось идти дальше. Торты, кэнди-бары, оформление, квест-комната и так далее. Я поняла, что можно развиваться бесконечно.

Чем ты руководствуешься, когда принимаешь решения?

Внутренним голосом. Если весь мир против, значит, я перестаю общаться со всем миром, но делаю так, как чувствую.

То есть на мнение других ты не обращаешь внимание?

Вообще я подвержена влиянию других. Конечно, я задумаюсь, если много людей начнёт говорить, что я не права. Но потом всё равно спустя время окажется, что надо было слушать себя.

Если идея возникла, её надо хотя бы начать прорабатывать. Да, может не получиться, но попробовать надо.

Как сейчас строится твой день?

По расписанию моей младшей дочери. Но если какие-то уроки в школе, я приезжаю, веду. Вообще я редко что-то планирую, это не моё.

Как тогда тебе удается совмещать несколько проектов?

Я учусь делегировать, разделять обязанности. Больше времени уделяю поиску чего-то нового. Ищу поездки для детей, экскурсии. Школа сейчас по большей части работает самостоятельно.

Где ты ищешь вдохновение на новые проекты?

Во всём, но чаще в людях. Моё вдохновение – это люди, которые горят делом. Иногда ты видишь в человеке качества, которые тебя цепляют. Начинаешь задумываться, анализируешь и в себе что-то открываешь. Так появляются новые проекты.

Какие ещё события ждут школу «САХАРИНИ» и твои другие проекты?

Мне предлагали развивать школу по франшизе в других городах, в том числе в России. Я думаю об этом, но пока нет времени. Всё-таки хочу попробовать онлайн-формат, адаптировать методику обучения. К тому же, мы планируем поездки, конкурсы с детьми.

Можешь дать совет тем, кто сейчас начинает своё дело?

Главный совет – слушать себя, гореть своим делом. А если не получается – не бояться бросать.

Интервью:
Екатерина Денисик

Работа с текстом:
Ирина Голубицкая

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X