За дело!
Надежда Сойко и nadyasoiko_dolls

Наша героиня выбрала свой путь в старших классах, и каждое полученное образование приближало её к цели. Надежда Сойко — кукольный мастер. Её работы самобытны и уникальны. За двадцать лет созданы тысячи кукол, многие из них находятся в частных коллекциях. Надежда рассказала про своё творчество, усталость и что для неё самое сложное в ремесленном бизнесе.

nadejda-soiko
Надежда Сойко

Ремесленница, создательница авторских кукол

Надежда, расскажи немного о себе. Какое у тебя образование? С чего началось твоё увлечение хэндмэйдом?

В школьные годы я училась в нескольких изостудиях. Затем окончила художественное училище по специальности «художник росписи по дереву», где знания классического рисунка дополнились изучением палехской, жостовской росписи, росписи икон, традиционных элементов декоративно-прикладного искусства. Высшее образование получила в Беларуском государственном университете культуры и искусств. Окончила факультет культурологии по специальности «народное творчество (народные ремёсла)». Моя квалификация — художник народных ремёсел, преподаватель.

После университета отработала три года в Центре детского творчества. Но не видела себя в этой деятельности и сосредоточилась только на своём творчестве.

Как ты пришла к тому, чтобы продавать свои работы? Любимое дело сразу стало приносить доход?

Во время учёбы в университете я изготавливала и продавала панно, инкрустированные соломкой. На четвёртом курсе создала несколько кукол из текстиля и пластика и сдала их на комиссию в галерею. В то время физические лица могли реализовывать свои работы в художественных салонах, галерее «Славутасць» в концертном зале «Минск», галерее «Медея». Сейчас есть ремесленничество и удобнее отдавать работы на реализацию именно как ремесленник.

Очень хорошо помню то время. Я отдыхала в санатории, когда мне позвонили и сказали, что куклы проданы. Сразу же сорвалась обратно в Минск, чтобы сделать ещё — так эта новость воодушевила. Вот так началась моя кукольная жизнь и возможность получать доход.

Как долго ты искала свой авторский стиль? Что послужило вдохновением для образов будущих кукол?

Создание кукол — это моя потребность. Первые образы будущих работ стали появляться в старших классах. На уроках композиции я переносила их в рисунки. Над самобытным образом пришлось работать около пяти лет. Это полностью моя фантазия. 

Когда поступала в университет, надеялась, что кукольному мастерству немного обучают в университете, но программа не предусматривала такое направление. Технологию правильной сборки куклы изучала сама: ходила в Национальную библиотеку, читала литературу. Я искала варианты, как воплотить в жизнь то, что у меня было в голове. Первые куклы были текстильные. Гномик, с которого начался мой кукольный мир, сохранился. Ему уже 24 года. Голова и ручки выполнены из папье-маше, каркас — из проволоки, костюм с аппликацией и ручной вышивкой — из текстиля, кожаные ботиночки сделаны вручную. На его создание ушло несколько лет.

Сейчас у нас по-прежнему централизованно не обучают кукольному мастерству, но можно найти хорошие мастер-классы отдельных мастеров.

Ты придумываешь куклу до или в процессе создания? Знаешь заранее, во что она будет одета?

Не люблю хаотичность в работе, поэтому сначала придумываю, а потом сажусь за воплощение идеи. В процессе, конечно, могут быть небольшие изменения в первоначальном эскизе. У меня большой опыт и я могу играть и фантазировать с цветом, но основные элементы нужно приложить друг к другу или предварительно нарисовать, подобрать цвета.

Из каких этапов состоит работа над каждой моделью? Ты лепишь вручную или используешь формы? Сколько времени занимает изготовление?

Сначала я придумываю образ и рисую эскиз на бумаге. Потом разрабатываю костюм. Я не использую формы, леплю каждую деталь вручную. Начинаю с заготовок для головы, рук и ног — глиняных шариков нужных размеров. Когда детали готовы, жду когда высохнут и затираю неточности, обжигаю в муфельной печи при температуре от 900 до 1050 градусов, в зависимости от сорта глины. Когда всё остынет, приступаю к росписи: украшаю бусинами, расписываю акриловыми красками.

На программе ProWomen By «Точка роста» я стала считать, сколько же времени уходит на создание куклы. На самую маленькую — два часа сорок минут. Это лепка, создание костюма, сборка.

Какие материалы и инструменты используешь в работе?

Глину покупаю беларускую. Есть и иностранная — она дороже, её тоже использую, но пока в небольших количествах, так как нужно посчитать правильно и постепенно ввести в производство. Для лепки нужны стеки, кисти, ножи, швейная игла, проволока для срезки глины. Для создания костюмов нужна швейная машинка, ткани, наполнитель. Для обжига есть печь.

Где ты хранишь материалы и готовые изделия? Как выглядит твоё рабочее место?

Есть мастерская и есть оборудованное рабочее место в доме, где сейчас живу. Сейчас больше работаю за городом, но пару дней в неделю приезжаю в мастерскую в Минск. Готовые работы хранятся на стеллажах. Почти все мои куклы подвешиваются, поэтому использую ещё гвоздики и крючки на стенах.

Есть ли у тебя свои секреты изготовления кукол?

Я только недавно определилась, для кого и для чего я делаю свои куклы. Очень важно, чтобы мои работы вызывали радость, поэтому куклы всегда с улыбкой. Я очень щепетильно подхожу к созданию головы, а, точнее, лица, оно должна быть максимально аккуратным и передавать нужную эмоцию.

Сколько работ ты делаешь параллельно? Есть ли у тебя очередь на куклы?

Параллельно могу делать 50-60 небольших керамических фигурок и кукол. Поскольку лепка, роспись и шитьё костюма — это всё ручная работа, то процесс затягивается. Есть клиенты, которые ждут своих кукол несколько месяцев или полгода. Например, сейчас ноябрь, а ещё не готов заказ с августа.

Работоспособность снизилась, в том числе, из-за накопившейся усталости. С 2005 года я работаю практически без выходных и отпуска, а в последние полтора года совсем выдохлась. Сейчас восстанавливаюсь, разрешила себе больше отдыхать и обязательно уделяю внимание другим вещам, не только работе.

Ты повторяешь свои работы?

Повторяю, так как часто бывают запросы на прежние работы. Например, куклы из серии «Времена года» третий раз делаю. Но иногда клиенты подсказывают и новые идеи. Как-то попросили сделать аиста, был заказ на коня в пальто. Почему бы и нет?

Как формируешь цены на свои куклы?

Это сложный вопрос для меня. Долгое время старалась ставить небольшие цены на работы из-за страха, что клиенты не будут покупать куклы. А когда начала считать, то случился шок от того, что у меня, оказывается, не очень прибыльное дело. Я постаралась для себя определить, сколько кукол могу сделать за день, и какая сумма меня — мастера с двадцатилетним стажем — могла бы устроить за эту работу.

Месяц назад, посоветовавшись дополнительно с опытным продавцом сувениров, повысила цены. Сейчас одна кукла, в зависимости от сложности, стоит от 25 до 80 рублей. Материал не очень дорогой, поэтому полностью не заложен в стоимость. Для начала хочу посмотреть, как будут идти продажи в розницу и в точках, которые закупают большими партиями.

За последние 5 лет изменился ли спрос на интерьерные куклы?

С 2005 года спрос был большой, причём длился он долгое время. Потом случались два экономических кризиса и продажи стали падать. Но я связываю это не только со сложным финансовым положением людей. Мне кажется, что-то было упущено в работе (в то время я работала не одна, что-то не досмотрели) и куклы стали менее востребованными. Последние семь лет очень стараюсь делать их симпатичными, прислушиваюсь к покупателям и замечаю больший интерес к ним. Важно постоянно следить за тем, что производится, каков спрос и качество.

Как ты продвигаешь себя как мастера? Какие площадки онлайн и офлайн работают лучше всего?

Больше года почти не вела Instagram, но запросы от клиентов всё равно поступали в директ. Думаю, это заслуга двадцатилетней работы на выставках и ярмарках. Люди запоминают, берут контакты, а потом сами находят меня. Также мои куклы есть в некоторых магазинах и галереях. Много лет сотрудничаю с Санкт-Петербургом. В 2020 году в городе на Неве продавалось больше моих кукол, чем в Беларуси. Сейчас ситуация изменилась в обратную сторону, сюда приезжает много туристов и на заказы в другие места, к сожалению, остаётся меньше времени.

Иногда даже не знаю, по каким поисковым запросам или фото меня находят в интернете. Присылают снимок куклы: «Это ваша? Мне нужна похожая». Это удивительно, учитывая, что очень редкие куклы отмечены моим брендом, лишь на костюмы некоторых кукол пришита пуговица с моей фамилией, но люди находят.

Расскажи про подготовку к ярмаркам мастеров: за сколько ты начинаешь готовиться, сколько работ надо сделать? Как выбираешь в какой ярмарке участвовать?

Все выставки и ярмарки интересны, но чаще выбираю столицы и крупные города. Практика показала, что в областных центрах продажи идут хуже. Но и в Санкт-Петербурге выставка может не оправдать надежд. Своего клиента надо искать и запоминаться людям, а это не одноразовое участие. 

Участие в ярмарках мастеров и выставках планирую заранее. Например, крупная кукольная выставка в Москве проходит в декабре. Значит, в мае подаю документы, оплачиваю участие и начинаю подготовку.

Раньше, чтобы представить себя на ярмарке, было достаточно сделать тридцать кукол. Сейчас количество кукол и керамических фигурок доходит до ста. Чтобы сделать этот объём, мне нужно не меньше трёх-четырёх месяцев.

Хотелось бы снова участвовать в зарубежных выставках. Как только появится возможность, обязательно займусь этим вопросом, пока нет визы.

Можешь дать полезные советы мастерицам, которые сейчас готовятся к своей первой ярмарке? Какие организационные моменты следует учесть, чтобы всё прошло удачно?

Чтобы заработать и привлечь клиентов, начинающим мастерицам я бы советовала участвовать в ярмарках-выставках в крупных торговых центрах. Можно обратить внимание на Fashion Market или Горошек маркет. На самой выставке важно активно общаться с покупателем, рассказывать о себе и своих работах. Многие выкладывают визитки для всех желающих, но я оставляю контакт только действительно заинтересованному человеку.

Кто чаще покупает твои куклы? Есть ли среди твоих клиентов коллекционеры?

Чаще куклы покупают женщины, но мужчины тоже есть среди клиентов, просто они реже ходят на выставки. Заметила, что мужчины отдают предпочтение вязаным игрушкам. Несколько лет приезжает клиентка из Чикаго и покупает мои работы для коллекции своей знакомой. Есть коллекционеры в Беларуси, России, Латвии, Литве.

Мои куклы — для декора, хорошего настроения и уюта. Их можно подвесить, усадить на полку и просто любоваться. Для детских игр они не подходят, потому что очень хрупкие.

Продаёшь ли ты своих кукол за границу? Если да, то как организована доставка?

До 2022 года отправляла куклы почтой в Европу. Сложностей с доставкой не было, за две недели посылки всегда доходили. Деньги клиенты переводили с помощью Western Union. Сейчас всё изменилось. Нужно будет начинать заново, в том числе, снова налаживать контакты, ведь когда люди не видят твои работы на выставках, то забывают.

Посещаешь ли ты выставки кукол? Есть мастера, за чьим творчеством следишь и восхищаешься?

В самом начале своего творческого пути наблюдала за некоторыми художниками. Красивых кукол делают Елена и Николай Байрачные. Множеством техник владеет Марина Капилова, у неё восхитительная графика, потрясающие украшения и куклы. Сейчас у меня нет особенной потребности следить за чужим творчеством — работы других мастеров вызывают скорее уважение и интерес к личности художника. Поэтому выставки кукол я посещаю не как гость, а как участник. Это нужно делать обязательно, чтобы напоминать о себе.

Что для тебя самое сложное в бизнесе, построенном на творчестве?

Рассчитать стоимость своих кукол так, чтобы это было не только в удовольствие, но и приносило прибыль. 

Каких правил в своей работе ты придерживаешься?

Быть честной и качественно делать свою работу. Следующий этап — научиться соблюдать сроки. Стараюсь планировать дополнительные активности, добавила в своё расписание обязательные прогулки, чтобы не снижалась работоспособность и не находиться в мастерской с утра до позднего вечера.

Бывает, что устаёшь от любимого дела? Как отдыхаешь и переключаешься? Есть ли у тебя хобби, не связанное с творчеством?

У меня усталость не эмоциональная, а физическая, поэтому сознательно выделяю время на отдых. Если есть возможность, то уезжаю в деревню, провожу больше времени на природе. Из увлечений, которые помогают переключиться — фотография.

Расскажи о своих дальнейших планах.

В планах ещё один пересмотр стоимости кукол, так как растёт цена на материалы. Пробую работать с помощницей. Если всё сложится хорошо, то количество кукол, выпускаемых под моим брендом, увеличится, а у меня появится больше свободного времени.

Интервью:
Ольга Шишло

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X