За дело!
Ирина Береснева и ice.ceramics

Уходя из найма, Ирина Береснева планировала заниматься портретной фотографией. Но так сложилось, что увлечение новым направлением в съёмке — food-фотографией — привело нашу героиню в гончарную мастерскую. Мы поговорили с Ириной про поиск себя, правило «10 000 часов для успеха» и покупателей-амбассадоров. Узнали, почему название проекта не отражает его концепцию и как найти свой стиль в творческой нише.

irina-beresneva
Ирина Береснева

Основательница бренда керамической посуды ручной работы ice.ceramics.

Ира, ты работала в найме, занималась фотографией, сейчас делаешь керамику. Такая смена профессий — это выгорание, интерес к изучению нового или любовь к экспериментам?

Смена профессий — это, скорее, поиск себя, желание найти направление, которое приносит доход, позволяет оставаться свободной от найма и развиваться творчески.

По образованию я инженер-конструктор. Окончила БНТУ и три с половиной года проработала на Минском заводе колёсных тягачей. Потом прошла переквалификацию в БГУИР и стала веб-дизайнером. Я всегда хотела работать на себя, но понимала, что ответственность за финансовое благополучие в этом случае полностью ложиться на твои плечи.

Последняя моя работа была в строительной компании. Параллельно на протяжении 6-7 лет я увлекалась фотографией, ходила на курсы, брала мастер-классы, снимала свадьбы, выпускные, потом перешла к портретной съёмке. Задачи в компании не приносили удовлетворения, плюс была большая нагрузка, приходилось задерживаться на работе по вечерам. Когда вдобавок к этому в пандемию уменьшилась зарплата, я решилась уволиться, чтобы начать своё дело.

Изначально хотела заниматься портретной фотографией, но продолжала брать на подработку дизайн и полиграфию. Вёрстка приносила основной доход, а личный бренд портретного фотографа в Instagram надо было ещё развивать. Параллельно я заинтересовалась food-фотографией, стала пробовать себя и в этом направлении.

Как ты открыла для себя керамику и решила, что это твоё?

Когда я заинтересовалась food-фотографией, для съёмок нужна была посуда. Смотрела, что используют другие food-фотографы и food-стилисты, где покупают посуду. Благодаря им я иначе посмотрела на керамику, разглядела, что она может быть брутальной, а не только расписанной в цветы. Для своих съёмок хотелось необычную посуду, которая красиво смотрится в кадре, и я решила сделать её самостоятельно.

Чтобы понять моё это или нет, сходила с подругой на часовой мастер-класс в moonceramic и слепила тарелку. Сложно не показалось, но решила, что лепкой заниматься не хочу — надо учиться гончарству.

Это ремесло требует знания техники, инструментов, способов обработки глины. Где ты училась? И можно ли освоить гончарство самостоятельно?

Самостоятельное обучение вполне возможно: активно развивается онлайн-обучение, мастера выкладывают уроки на YouTube. Но для меня этот путь видится более сложным.

Самым профессиональным гончаром из тех, кого я знала на тот момент, казался Сергей Наранович. Я прошла его месячный курс гончарного искусства.

На офлайн-курсе мне поставили технику, чтобы не сорвать спину, подсказали нюансы обжига и других этапов работы, там была глина, глазурь и гончарный круг, которыми можно пользоваться. Чтобы заниматься онлайн, это всё надо купить. А как купить, например, глину, когда ты не знаешь, какая она бывает? Я шла учиться без гончарного круга. Когда для себя точно решила, что буду заниматься этим после курса — только тогда заказала. Гончарный круг от российского производителя iMold стоил мне порядка 700 долларов, японские будут в два раза дороже.

Ты веришь в правило «10 тысяч часов для успеха»? Сколько времени тебе понадобилось, чтобы стать хорошим керамистом?

Думаю, 10 тысяч часов — это минимум времени, чтобы нарастить техническую базу и чувствовать себя уверенно. Прошло два года, как я окончила курс Сергея Нарановича, но до сих пор учусь. Чтобы делать большие формы, надо брать уроки у опытных мастеров. Думаю, чтобы стать профессиональным гончаром, требуется больше 3-4 лет. Только со временем лучше понимаешь глину и это отражается на качестве продукции.

Какие материалы и инструменты нужны, чтобы заниматься керамикой? Какие сложности могут возникнуть в процессе?

Для начала я заказала в Китае за пару долларов простой набор для обточки и губки для керамики. Понадобится стол, скалка, глазурь, несколько килограмм глины. Для лепки лучше купить шамотную. Из гипсокартона можно сделать досочку, на которой будут сушиться тарелки. Самая затратная часть — гончарный круг. Обжиг изделий можно делать в мастерских керамистов. Многие предлагают такую услугу.

В процессе изделие может «повести» в сторону, есть риск трещин при сушке, бывает брак при обжиге, нужно быть аккуратными при транспортировке из-за хрупкости. В стоимость своей продукции я всегда закладываю 20-30% возможного брака.

Расскажи подробнее про процесс создания керамики. Когда приступаешь к работе, знаешь ли, что получится в конце?

Есть технические этапы изготовления керамики. Сначала гончаришь, делаешь форму изделия из глины, затем обтачиваешь его. Это всё должно просохнуть от трёх до пяти дней, большие вазы могут стоять на сушке и две недели. Если изделие быстро высохнет, то может треснуть и тогда оно отправляется в переработку. Его нужно размочить, довести до нужной влажности, подсушить до состояния первоначальной глины.

Если процесс сушки прошёл хорошо, можно везти обжигать. Первый обжиг (бисквитный) выполняется при температуре до 1000 градусов. Потом изделие покрывается глазурью, затем снова сушится и обжигается второй раз при температуре, которая соответствует глине. Глина бывает низких температур и высокотемпературная. При обжиге важно, чтобы глина и глазурь были в одном диапазоне температур.

Раньше я рисовала эскизы, но не всегда результат соответствовал задумке — это нормально на начальном этапе. Сейчас есть насмотренность, опыт, я могу сесть и сделать на гончарном круге нужное количество одинаковых форм кружек. Больше всего мне нравится работать, когда нет привязки к конкретной форме или заказу — это настоящее творчество!

Можешь перечислить несколько важных особенностей/хитростей работы с глиной? Есть ли у тебя свои профессиональные секреты, которые появились в результате экспериментов с материалом?

Глина должна быть определенной консистенции. Я работаю с немецкой и французской. Она продается во влажном виде, но зачастую немного твёрже и из неё сложнее гончарить, центровать. За пару часов до работы я кладу в пакет влажную тряпочку, чтобы глина немного набрала воды. Получается более чистая гончарка, с использованием меньшего количества воды.

В плане лепки проще делать не классическим способом — вырезать форму и руками делать борт, а залить гипсовую форму и уже с этим пластом работать. Так меньше брака при изготовлении.

Как понять что перед тобой качественная керамическая посуда?

Я работаю с высокотемпературными глинами. Для меня качество — это когда посуду можно поставить в микроволновку и в посудомойку.

Ты работаешь в студии или дома? Как устроена твоя керамическая мастерская?

У меня собственная мастерская в жилом доме. Здесь хранятся материалы, готовые изделия. Есть гончарный круг, небольшая печь для обжига. Должен быть сушильный шкаф, но у меня его нет — я сушу под плёнкой.

Для работы с глиной нужна хорошая вентиляция, потому что при обжиге много пыли и едких паров.

Посуда для дома ice.ceramics — это история про что? Расскажи про концепцию своего проекта.

Я хотела делать простую лаконичную посуду на каждый день, чтобы красиво сервировать завтрак, ужин. Ещё было важно, чтобы посуду могли купить food-фотографы. Поэтому вначале я отдавала предпочтение белым, прозрачным и матовым глазурям, чтобы посуда была лишь дополнением к красивому блюду. Потом стала добавлять другие цвета, глянцевые и эффектарные глазури, когда после обжига на посуде появляются точечки. Посуда ice.ceramics — с маленькими неровностями и особенностями, тактильная, я не глазурую обратную сторону.

Как ты нашла свой стиль?

Я работала веб-дизайнером, фотографом, была насмотренность и понимание, чего хочется. Стараюсь, чтобы это был сдержанный, лаконичный стиль. Мне нравится минимализм и отказ от лишнего. Простоту и удобство ставлю на первое место. Например, мою посуду удобно ставить в сушку, в посудомойку, в ней нет донышек, где собирается вода.

В твоих работах простые формы и тёплые оттенки, в описании товара есть слово «нежность», которое никак не ассоциируется с холодом. Почему ты назвала проект ice.ceramics?

Изначально название проекта было ie.ceramics, где ie это Ирина Ермолинская (моя прежняя фамилия). Знакомый говорит: «Классно придумала — айс керамикс, легко запомнить». Поэтому название проекта — это стечение обстоятельств. Название ice.ceramics не совсем отражает мои изделия, в большинстве они тёплых оттенков.

Что тебя вдохновляет? Можешь сказать, что твои работы отражают твой ритм и стиль жизни?

Меня вдохновляет сама работа на себя, признание в виде продаж и подписок на аккаунт ice.ceramics. Нравится придумывать новое, приходить в мастерскую. Я до сих пор ищу свой стиль. Меняется материал, насмотренность и восприятие жизни. Сейчас не хочется, как вначале, белой посуды. Есть желание уходить в аутентичный, брутальный стиль. С опытом появилась смелость пробовать другие сочетания глазури, делать новые формы. Я больше не боюсь создавать вещи, которые кому-то могут не понравиться.

Кто твой клиент? Можешь ли ты сказать, что посуду из керамики покупает определенный сегмент аудитории? Что объединяет людей, влюблённых в керамическую посуду?

Среди моих клиентов есть другие мастера. Изделиями ice.ceramics интересуются архитекторы, дизайнеры интерьеров, немного food-фотографы. Все мои покупатели ценят ручной труд, многих объединяет то, что они пробуют создавать что-то своё.

Где можно купить твою посуду? Есть ли у тебя клиенты не из Беларуси?

Мою посуду покупала девушка из Америки. Но больше клиентов, конечно, в Беларуси. Купить изделия можно в моей мастерской или на маркетах. ice.ceramics представлена в магазине-кофейне Dzi4ka и lapa.flowers.

Расскажи немного про стратегию продвижение своего проекта. Работаешь ли ты с блогерами, какие инструменты используешь и что приносит лучший результат?

Как фотограф я пробовала работать с блогерами, но не увидела отдачи. Есть мысли попробовать с керамикой, присматриваюсь пока к блогерам, которые мне интересны, не тороплюсь. Но у меня есть покупатель-амбассадор — мой бывший коллега. Он психолог, ведёт блог и периодически рекламирует меня. Это человек, который поддержал в начале, говорил: «Делай, я буду покупать». И действительно покупает. У него много моих работ.

Самые лучшие инструменты для продвижения — таргетированная реклама и сарафанное радио. После участия в маркетах приходят новые подписчики в аккаунт и покупатели. Изначально я старалась запускать рекламу на небольшую сумму каждый месяц. Сейчас поняла, что больше людей привлекает необычный товар. Поэтому стараюсь делать запуск, когда есть что-то интересное.

В 2022 году проводили розыгрыш подарков с девушкой, которая делает вегетарианскую выпечку. Пришло много новых подписчиков, но потом они отписались.

Какой план развития у проекта ice.ceramics? Поделись ближайшими творческими планами.

Хочу снимать обзорные видео. Люди не понимают технический процесс создания керамических изделий, почему заказ надо ждать 2-3 недели, иногда месяц. Планирую развивать направление декора. Буду делать больше ваз, панно, подсвечников. Хочется создавать функциональные вещи, которые дополняют интерьер и для уюта. Ассортимент пополнится объёмными вещами, будет меняться форма и цвета посуды.

Есть ли потенциал масштабирования у проекта, основанного на ручном труде? Как можно расти?

Можно брать помощников и делать больше заказов, увеличивать производство, проводить мастер-классы. Но я пока не вижу себя в этом. Хотя людей есть куда привлекать: упаковка, ручная лепка, формовка, обточка, глазуровка. Я всё делаю сама.

А какие задачи ты бы с удовольствием делегировала?

Без сожаления отдала бы другому человеку уборку и упаковку. Остальные процессы мне нравятся.

Талант или упорная работа — что важнее? У тебя есть личный секрет успеха?

Упорная работа. У меня нет профильного образования керамиста. Я читаю, смотрю, но больше делаю и постигаю мастерство на ошибках. Если есть проблема — ищу решение.

Секрет успеха в труде, насмотренности, работе в комфортных для себя условиях. Для меня это работа на себя и возможность делать то, что нравится. Считаю, что любая, даже конструктивная критика, не делает никого лучше. Важно найти людей, которые смотрят на мир, как и ты, которым нравится и подходит твой стиль в работах.

Есть ли что-то, на что тебе не хватает времени или смелости?

Времени хватает на всё. Раньше не хватало смелости делать необычные вещи, казалось, кто их будет покупать, не было достаточно амбиций, чтобы заявить о себе.

Сформируй своё отношение к бизнесу в пяти словах.

Много работы и усилий, особенно в начале пути. Смелость. Важно не бояться и не стесняться рассказывать про себя, делать что нравится, придумывать новое и представлять это клиентам. Тенденции. Если есть возможность заработать на том, что сейчас пользуется спросом — надо делать и зарабатывать, даже если тебе что-то не по душе. Финансовая подушка безопасности. Не любой бизнес приносит быстрый доход. Со временем я поняла, что работа в офисе была неплохая, ведь каждый месяц на карточку приходили деньги.

Интервью:
Ольга Шишло

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X