За дело!
Катерина Бриль и YOU CAN

С девизом «Ты можешь!» Катерина Бриль живёт всю жизнь. Она любит ставить перед собой сложные задачи, не боится идти туда, где закрывают двери, ищет возможности, умеет просить о помощи и знает, как находить своих людей. Катерина работает в IT, одновременно реализуясь ещё в одной профессии — профориентации подростков. Мы поговорили про выгорание и мотивацию в социальных проектах, узнали историю создания IT-лагеря для детей-сирот YOU CAN и о появлении площадки в Telegram, на которой подростки узнают о современных профессиях.

katerina-bril
Катерина Бриль

Маркетолог-программист. В 23 года провела первый сезон мотивационного лагеря YOU CAN для подростков-сирот. Создала онлайн-площадку, чтобы помочь подросткам выбрать будущую профессию.

Катя, расскажи немного о себе: чем ты занимаешься и что такое проект YOU CAN?

Мне 27 лет, по образованию я маркетолог-программист, окончила БГУИР. Работать начала рано, с первого курса. Пробовала и искала себя в разных направлениях: таргетинг, интернет-маркетинг, тестирование. На третьем курсе поняла, что помогаю компаниям продавать их услуги, но глобальную миссию — для чего это делаю и чем наши продукты полезны обществу — не видела. Тогда я стала говорить руководству, что мне недостаточно просто делать свою работу и получать зарплату, я хочу понимать, для чего я прихожу в офис каждый день, какую пользу приношу. Такая позиция связана с семейной историей.

Когда мне было 5 лет, родители попали в аварию и мама оказалась в инвалидной коляске. Я с детства видела, сколько сил люди с особыми потребностями вкладывают в то, чтобы достичь результатов. Наблюдая несправедливый мир, хотелось, чтобы мои действия были направлены на лучшее. Один из работодателей посоветовал присмотреться к некоммерческому сектору. На третьем курсе я пришла в Международную благотворительную организацию UniHelp, помогающую тяжелобольным детям. Они искали маркетолога-фандрайзера. Я честно сказала, что как у маркетолога у меня много классных креативных идей, а про фандрайзинг не знаю ничего и буду рада научиться. Меня взяли.

Два с половиной года я проработала в UniHelp, много училась, ездила на стажировки, получила хороший профессиональный опыт, завела интересные знакомства. Но эмоционально стало тяжело. На моей практике случилось пять детских смертей, когда не успели собрать деньги. Было чувство вины, казалось, что мы недостаточно постарались, сделали не всё возможное. К этому добавился и финансовый вопрос — хотелось зарабатывать больше.

Я вернулась в IT на позицию проджект-менеджера, но отказываться полностью от социальной сферы не хотелось. Пробовала устроиться в SOS-Детские деревни, в фонд «Шанс» на 0,5 или 0,25 ставки. Мне отказали и нужно было придумать что-то другое. Так родилась идея YOU CAN, благотворительного IT-лагеря для детей-сирот.

Почему ты решила заняться профориентацией?

В 2018 году я по работе общалась с беларуской, которая построила карьеру за рубежом в мировой компании. У неё было желание сделать что-то хорошее и были знакомые, которые хотели приехать с мотивационными лекциями для сирот, вдохновить ребят и показать, что двери в мир IT открыты для всех.

Мне предложили взять на себя организацию. Я согласилась, так как была в поиске новой работы и 2-3 месяца могла посвятить этой идее.

Первый лагерь мы сделали с поддержкой Брестского облисполкома. Это был неудачный опыт сотрудничества, но я увидела детей, которым нужна поддержка, девочек, которые в 14 лет первый раз держали в руках косметику. Я спросила у спонсоров, готовы ли они оказывать этому проекту поддержку дальше. Получив положительный ответ, поставила цель сделать ещё один лагерь. На работе я попросила оформить меня на 0,75 ставки и сказала руководству, что остальное время буду уделять социальному проекту.

С 2018 по 2019 год я работала над YOU CAN по вечерам и выходным. Три раза в Министерстве образования мне отказали в поддержке, но на четвёртый раз сказали, что идея интересная, давайте попробуем. 

Передо мной стояла задача найти деньги, чтобы привезти в лагерь 70 детей. В месяц я проводила не менее 30 встреч с возможными партнёрами. Это были IT-сектор, фармацевтические компании. Я рассказывала про идею, сколько будут стоить питание и проживание участников, оплата работы воспитателей и психологов. Юридически я не могла собирать деньги, поэтому просила перевести нужную сумму напрямую площадке, где будет лагерь, или заказать и оплатить канцтовары.

После рассылки Министерства образования мы получили 600 заявок. Первым человеком в команде стала моя психолог, которая помогла составить тесты, по которым мы бы отбирали ребят. По выходным проводили с Ларисой собеседования, звонили опекунам, общались с ребятами, объясняли, что мы делаем и что предлагаем. Второй человек, кто поддержал YOU CAN, — мой знакомый со студенчества, разработчик. Он сделал сайт, чтобы дети могли заполнить анкету, а партнёры, к которым я обращалась за помощью, видели, чем мы занимаемся. 

За месяц собрали волонтёров, в Facebook писала посты, делала сторис, рассказывала в формате дневника, что делаем. Много людей наблюдало, откликалось, с их помощью провели второй сезон.

За время подготовки я испытала много стресса, поняла, какая это большая ответственность. Но в тоже время получила столько энергии от ребят, что это перекрыло все недосыпы. В последний день перед отъездом дети привели меня в актовый зал. Оказалось, что они каждый день снимали короткие ролики о ярких необычных моментах, которые им запомнились. Каждый говорил, чем ему лагерь помог, что он узнал за 10 дней.

Видео было на 15-20 минут, у меня текли слёзы, и я поняла, что это та благодарность и результат, которые я бы хотела получать на работе помимо зарплаты.

Ребята попросили не бросать проект и сделать третий сезон. Я сказала, что одна не справлюсь, и попросила партнёров, волонтёров, кто готов идти со мной дальше, поднять руки. Когда увидела, что все подняли руки, поняла, что пути назад нет. Через полгода, в январе 2020 года, мы провели третий сезон. Он стал самым успешным, так как про нас стали писать медиа, приехали игропрактики из Санкт-Петербурга, которые помогли довести программу до совершенства, чтобы уровень мотивации у подростков стал ещё лучше.

Но я понимала, что в связи с COVID-19 надо придумать другой формат. На третьем сезоне к нам приехал десятиклассник. По всем тестам у него была склонность к IT, но парень сказал, что вырос в деревне и любит работать на земле. Попросил найти человека, который рассказал бы ему о профессии на стыке агрономии и IT. Я пообещала помочь. Несколько месяцев думала над словами этого ребёнка, что можно сделать. И родилась идея создания робота-гуру YOU CAN, онлайн-площадки, на которой подростки смогут узнавать о современных профессиях.

Началась моя вторая ступень профессионального развития в качестве продакт-менеджера, который должен эту идею собрать на бумаге, продумать логику, как рассказывать о профессиях, найти психологов, которые помогут выбрать профтесты, разработчиков, чтобы запрограммировать робота, найти представителей разных профессий — стать архитектором программного продукта.

Какую проблему решает проект YOU CAN?

Только 10% сирот поступает на интересные, современные и технологичные специальности в вузы. Остальные выбирают, как правило, понятные и самые распространённые профессии: например, повар, кассир, швея. Российские коллеги говорили, что эту статистику им сдвинуть не удаётся.

Я люблю ставить перед собой необычные задачи и хотела, чтобы это было 20%. У нас получилось: 25% детей, которые были в лагере YOU CAN, учатся сегодня на третьем курсе университета. Некоторые поступили в колледжи на хорошие специальности, которые им помогли выбрать в лагере. Среди наших ребят есть будущие физики-программисты, маркетологи, логисты. Ребята пишут, что без нас сделали бы совершенно другой выбор, благодарят за помощь.

Как всё устроено в лагере?

У нас необычный лагерь. Мы даём свободу действий, разрешаем не соблюдать режим. Детей-сирот постоянно ограничивают, говорят, что они должны сделать. Ребёнок боится открыться даже психологу. Одна из причин плохих результатов в первом сезоне — следование всем принятым нормам и правилам. Во втором и третьем сезонах для воспитателей было шоком, что мы позволяем делать всё. Не хочешь — не ешь, на сонном часу можно не спать, даже занятия разрешается пропускать. Возможно, это непедагогично, но зато по-человечески.

Для детей было лишь три правила: территория лагеря закрытая, и они не имеют права выходить за неё (иначе меня, как организатора, накажут), нельзя воровать, оскорблять и обижать других. Без выяснений, кто виноват — дети едут домой. В-третьих, поскольку это подростки, мы делали акцент на том, что все приехали в лагерь не влюбляться, а учиться.

Программу я составляла из позиции, чему мне самой хотелось бы научиться. Мы постоянно проговаривали, что YOU CAN — это Вселенная, но, чтобы она существовала, должны быть правила, которые придумаете вы. И вам надо 10 дней прожить так, чтобы они были запоминающимися. Дети включались, давали обратную связь, и иногда программа менялась по ходу. 

Программа построена так, что каждый день завязан на предыдущем и с пропусками включиться в команду, понять, что происходит, будет сложно. На смене был парень, который отказывался ходить на занятия. Первый день он просидел в комнате. На второй день ходил по коридору, и мы специально оставили двери открытыми, чтобы он слышал, что происходит. На третий день подросток пришёл в команду, стал лидером и вывел группу на первые позиции. 

В третьем сезоне мы приглашали игропрактиков из Санкт-Петербурга. Они хорошо взаимодействовали с подростками, придумывали и использовали различные практики и механики в образовательном процессе.

Мы заранее оговариваем мастер-классы и выступления спикеров. За две недели ребят обучают финансам, менеджменту, маркетингу, журналистике, тестированию, дизайну, разработке сайтов. 

Дети работают в командах. Например, в лагере они создали коллекцию мерча для YOU CAN, которую мы продавали. Первые худи получили сами ребята, мы рассказывали им, кто заказывает их продукт. Шла совместная работа над сайтом YOU CAN. 

Когда мы начали общаться на уровне взрослый-взрослый, то увидели другие результаты. Дети сами выбирали педагога и мастер-класс, на который хотели бы пойти. Спикеры должны были «продать» себя, рассказать, почему их лекция или мастер-класс будут полезны.

Три года мы работали с Министерством образования, просили сделать рассылку по Беларуси. Опытным путём поняли, что 60 человек — оптимальное количество, чтобы справиться и помочь каждому ребёнку определиться с направлением, дать советы. 

Мы изучали биографию ребёнка, общались с опекунами. Тех, кто не попал в лагерь, записывали в лист ожидания. Последний сезон провели в январе 2020 года. Сейчас сфокусировались на онлайн-возможностях и помогаем определиться с профессией с помощью чат-бота.

Где вы набираете и как готовите вожатых?

Третий сезон лагеря проводили на базе Минского городского образовательно-оздоровительного центра «Лидер». У них есть свои педагоги, и ответственность за безопасность детей мы переложили на площадку. На десять детей должно быть два воспитателя. Что касается других взрослых, которые работают с детьми, это мои знакомые, коллеги, педагоги из университета. Если писали незнакомые люди, то отбирали тех, кто готов с нами жить две недели, рассказывали про нагрузку. Иногда к нам приходят люди, которые хотят попробовать себя в другой профессии. Например, была фотограф, которая в третьем сезоне захотела получить у нас опыт в организации мероприятий. Мы даём такую возможность. 

Как стать спикером в лагере? Есть ли определённые условия и требования, которые вы предъявляете?

Я писала посты, что ищу, например, разработчика, который сможет приехать в лагерь и поработать с детьми. Специалисты заполняли заявку, и я с ними созванивалась, обсуждала программу, встречалась. Никому не отказывала в возможности поделиться знаниями. С 16.00 до 18.00 — это время в лагере, когда спикеры дают разные мастер-классы. В один день у нас может быть до семи спикеров. Каждый делает свою визитку и «зазывает» к себе. К одним приходило 2 человека, а к кому-то — 32. 

После завершения смены курирует ли проект ребят?

Мы оставляем свои контакты, визитки. Некоторые мастера, спикеры проникаются историей ребёнка и говорят: «Вот мой телефон, будет нужна помощь — звони». И мы учим ребят, что это нормально — позвонить и попросить помощи. 

У нас есть чат, где ребята переписываются, там я периодически спрашиваю о делах, новостях, прошу поделиться фото, которые делали во время смены, поздравляю с днём рождения. За три сезона с нами было 206 детей, но у нас остались только контакты ребят со второго и третьего сезонов, так как мы сами отбирали участников — это 140 человек.

Если дети просят о чём-то, стараюсь помочь. Парню, который учится в БГУ на инфокоме, помогла с контактом smm-специалиста — нужно было взять интервью. Девочка поступила в БГЭУ на маркетолога — помогла найти курс по таргетингу, которым она увлеклась во время учёбы. Один парень позвонил и сказал, что поступает на физика-программиста, нужен ноутбук, но не знает, как подзаработать — помогли с этим. Хотелось бы, чтобы было больше таких детей, но не все пишут. И это тоже нормально.

Какая команда нужна, чтобы делать лагерь для детей профессионально?

Если делать лагерь раз в год, то на 70 детей нужно десять педагогов, которые закрепляются за группами, 10 психологов. Это костяк, без которого невозможно прожить две недели. Потом добавляются мастера, спикеры. У нас от 30 до 60 человек проходило.

Какие требования нужно соблюсти, чтобы открыть лагерь для детей?

В 2019 году мы снимали номера в гостиничном комплексе «Алмаз». Это был стресс, так как нужно было соблюсти нормы по питанию, обеспечить присутствие врачей и медсестёр, которые должны жить на базе. Это было хождение по тонкому льду, большая ответственность за любой форс-мажор. Была ситуация, что ребёнку пришлось вырывать зуб. Нужно было звонить опекунам, те присылали расписку. Теперь я готова работать только с государственными организациями: покупать по полной стоимости путёвки с тем, чтобы база забирала на себя все обязательства по питанию, нормативам, обеспечению жизнедеятельности детей. Мы закрываем только образовательные и развлекательные программы.

Есть ли условия по месту проведения лагеря? YOU CAN использует одну локацию или меняет?

Сначала мы хотели проводить лагерь по регионам, но все специалисты сосредоточены в Минске. Человеку проще приехать на полдня к нам, а не брать отпуск и ехать в другую часть страны. Мы наладили партнёрские отношения с Минским городским образовательно-оздоровительным центром «Лидер» и за полгода до проведения лагеря я пишу директору. Он сам согласовывает всё с Комитетом по образованию, и мы выкупаем базу.

Какие результаты у лагеря, менялась ли его концепция с первой смены?

После первого сезона мы оставляем за собой право принимать решение, берём ребёнка или нет. В первой смене были тайминг, день расписан по минутам. В третьем сезоне оставили возможность быть гибкими и менять что-то на ходу, предупреждаем об этом спикеров.

В первом сезоне каждый ребёнок сам отвечал за результат, всё было посвящено IT, развлекали технологиями: робототехника, программировали майнкрафт. Третий сезон был полностью практическим и в командной работе. 70 детей делились на команды по 10 человек. Каждый отвечал за свою профессию (например, финансист, дизайнер, журналист, разработчик), но результат должны были представить вместе. Например, проект по разработке мерча для YOU CAN: дизайнер нарисует, копирайтер напишет статью про запуск коллекции худи, разработчик сделает сайт и разместит коллекцию, финансист создаст финмодель, за сколько продаём, посчитает издержки и скажет, выгодно это или нет. В предпоследний день лагеря все команды делали презентацию своего продукта.

Есть много тестов по профориентации, масса сайтов, где их можно пройти. В какой момент у тебя появилась идея создать чат-бот по профориентации?

Ничего кардинально нового мы не сделали. Просто мы с психологами выбрали лучшие практики, тесты, которые дают больший процент точности и определяют профессию на стыке технического и гуманитарного профилей. Мы объединили несколько тестов, запрограммировали их, чтобы показывали две сферы. 

В интернете можно пройти тест на профориентацию — и на этом всё заканчивается. Нет информации, какие сферы есть в IT, чем отличаются разработчики, в каких сферах они могут работать. Наша ценность — возможность в одном месте прочитать подробный материал о профессии, её подвидах, перспективах развития карьеры, плюсах и минусах, узнать, куда пойти учиться, какие книги, фильмы, бесплатные ресурсы есть по этой профессии. Мы с мастером смотрим все материалы и подбираем релевантные курсы. Это как энциклопедия профессий. У нас 18 сфер: медицина, IT, социальные технологии, менеджмент и управление, финансы, естественные науки и так далее. Материалы могут достигать 48 страниц, но ребёнку приходят сообщения с интерактивами, он не устаёт читать.

Какие функции есть у чат-бота? Как он устроен?

Чат-бот работает в Telegram. После прохождения профтеста ребёнку определяются две наиболее подходящие сферы на стыке технического и гуманитарного профилей. Далее с помощью робота дети узнают о профессиях.

Сегодня чат-бот — это около 200 профессий, которым обучают в Беларуси. Ищем специалистов из разных сфер: геологов, геодезистов, маркшейдеров, из IT-сферы, медицины. Выбираем лучшего специалиста, который может интересно рассказать о профессии, пишем материалы, выгружаем в робот. Например, мне выпали социальные технологии, и менеджмент и управление — то, чем я занимаюсь сегодня.

Задача ребёнка — прочитать про все профессии, которые бот ему определил. Мы говорим о плюсах и сложностях этой сферы деятельности, строим материалы так, чтобы ребёнок словно прожил один день со специалистом. Есть возможность выполнить задание и созвониться с человеком, который помогал нам готовить материал, задать вопросы и принять осознанное самостоятельное решение.

Как вы ищете мастеров для капсул? Сколько сегодня профессий есть в чат-боте?

Мастерами соглашаются быть спикеры из лагеря, часто на помощь «приходят» Facebook и Instagram. Однажды за 24 часа получилось найти контакты трёх геофизиков и двух капитанов кораблей. Иногда обращаюсь за помощью в HR-отдел компаний, прошу, чтобы во внутренних рассылках разместили информацию о проекте. Так нашли геймдизайнера.

Может ли ваш тест на профориентацию пройти взрослый человек? Будет ли ему это полезно?

Были истории, когда 30-35-летние знакомые проходили тест как фокус-группа. Но это не наша целевая аудитория, и материалы написаны для детей. Кроме того, для взрослых там много ненужной информации про поступление, их больше интересовала переквалификация. 

Есть ли в планах вывести профориентационную работу со взрослыми в отдельное направление? Есть ли такой запрос?

На программе «Точка роста» мы общались со спикерами, проводили фокус-группы с женщинами в декрете, которые хотели бы сменить профессию после 30. Отметили, что это хорошая ниша, я вынесла себе пометки на будущее, но пока не ставила такую цель. Сейчас главная задача — заработать на смену лагеря для сирот. А для этого нужно, чтобы до конца учебного года 1000 детей прошли тест на платной основе.

Сколько человек работает над проектом YOU CAN? Это сотрудники в штате или волонтёры?

Над проектом работаю я в свободное от основной работы время. В YOU CAN я не зарабатываю. Есть разработчик, который в 2018 году поддержал меня и сделал сайт. Сейчас он помогает дорабатывать робота и сайт на платной основе, но со скидкой 50%. Есть копирайтер-методолог, которая пишет материалы, берёт интервью для капсул чат-бота. Когда робота-гуру проходят сироты, то мы прикрепляем за ними психолога, так как у этих детей часто нет взрослого, который был бы заинтересован, чтобы у них поменялось что-то в жизни. Тестировщиков для чат-бота мы не нанимали — привлекали детей, которые присылали нам скриншоты с багами. 

В штате сотрудников нет — у всех ИП и своя основная работа. 14 февраля 2020 года я зарегистрировала Социально-благотворительное учреждение помощи детям «Ты можешь», до этого команда работала как волонтёры. Партнёры переводили оплаты непосредственно площадке, где проходил лагерь. 

Каковы твои личные вложения в проект?

Иногда я отдавала до 50% заработка, чтобы покрыть расходы. Точную сумму вложений не скажу, но если затраченное время перевести в рабочие часы, то очень много. 

Искала ли ты инвесторов? Есть ли у них интерес к социальному предпринимательству?

Первый сезон проспонсировали три человека, я ни о чём не думала. Второй и третий — один из партнёров поддержал на 50%, остальные деньги надо было найти. Ходила по компаниям, к бизнес-ангелам и собрала оставшиеся 50%. В третий сезон партнёров уже не было. В течение полугода занималась фандрайзингом, чтобы собрать нужную сумму. Писала много писем, проводила до 100 встреч в месяц. Взяла отпуск, чтобы успевать. Кто-то помог деньгами, кто-то экспертизой. PR-агентство Sette выделило пиар-менеджера, и это было ценно. Одна компания дала на 10 дней бесплатно ноутбуки.

Чтобы провести лагерь, нужно от 15 до 20 тысяч долларов. В эту сумму закладывается питание, проживание детей, воспитателей, психологов, маркетинг, аренда автобуса. Но сумма уменьшается, если есть поддержка. «Минсктранс» дал автобус, А-100 — топливо. Чтобы сэкономить и не платить за койко-место, просила своих знакомых уезжать на ночь. 

В начале работы над чат-ботом меня поддержали «Имена». Закрыли около 50% от стоимости разработки, оплаты психологов, копирайтера, чтобы сделать прототип, запрограммировать и написать первые 50 материалов, протестировать.

Какая самая большая статья расходов?

Аренда площадки и питание участников.

Как построена работа с компаниями-партнёрами, на площадках которых ребята проходят стажировки? Удаётся ли привлечь новые организации к проекту?

Стажировку на 30-40 детей организовать не получилось. Но были сотрудники компаний, которые приезжали в лагерь спикерами и говорили, что готовы на неделю пригласить ребёнка на стажировку и взять ответственность за него на четыре часа в день, чтобы рассказать и показать свою работу. Отказов на уровне руководства практически не было. Брендинговое агентство Fabula, Офистон, Oz.by и другие — все хорошо принимали детей. Это были стажировки в индивидуальном порядке. Я и сейчас помогаю ребятам найти специалиста, если есть запрос. При этом не отказываюсь от идеи стажировок на большое количество подростков и на продолжительный срок.

Получается ли перенести модели управления бизнесом на социальный проект? Что полезного подсмотрела и внедрила?

Я работала проджект-менеджером, когда начала делать YOU CAN. В процессе осознала, что мне не хватает компетенций, я не знаю, как построить продукт, проверять гипотезу. Поэтому сменила работу на младшего продакт-менеджера, чтобы получить необходимые мне навыки. YOU CAN для меня хорошая возможность поэкспериментировать, здесь мне никто не может сказать «нет». И если накосячила — это моя ошибка, опыт. 

Изучаешь ли ты опыт зарубежных коллег? Есть ли похожие проекты, с кем можно посоветоваться?

Профориентация — это не моё образование, я в этом не сильна. Чтобы сделать меньше ошибок, нужно спросить у того, кто прошёл этот путь до меня. Я экономлю своё время, так как ресурс ограничен. Если хочу достичь цели и заработать, а не нафандрайзить, нужно делать проект другими путями и методами.

В прошлом году я выиграла грант на обучение в Варшавском университете по управлению образовательными и социальными проектами. Часть лекций брала по теме профориентации, педагогике, образованию детей-сирот.

На каждые три месяца, полгода ставлю себе задачу посетить семинар по работе с детьми- сиротами. Подала заявку на грант, чтобы стать карьерным консультантом, получить опыт в профконсультировании и использовать новые идеи у себя в работе. Стараюсь коммуницировать со всеми фондами. 

Мне часто не хватает видения со стороны. Поэтому пришла на программу «Точка роста», чтобы получить сторонний совет, рекомендации. Иначе можно не заметить, что рынку действительно нужно.

Есть хороший похожий проект в Польше. Красиво сделан, но с точки зрения контента YOU CAN — лучше. Слежу также за опытом коллег из СНГ. 

Кто ваша аудитория и как она узнает о проекте YOU CAN?

На программе «Точка роста», пообщавшись с Еленой Динман из IT-школы MyFreedom, я отказалась от таргетированной рекламы. В моём случае это провальный путь, так как нет бюджета. Сейчас продвигаю чат-бот YOU CAN на уровне школ. Попросила директора школы, которую сама закончила, собрать фокус-группу из 10 человек. Договорились, что если семи школьникам понравится, будем думать, как запустить проект на уровне всей школы. Получили восемь положительных откликов и думаем, как с октября начать работу. Прошу знакомых, у кого есть хорошие контакты в школах, рассказать о чат-боте.

«Социальные проекты должны быть профессиональными» — это твоя цитата. Какие стратегические цели и задачи у твоей работы? Есть ли видение развития и будущего проекта YOU CAN?

В Беларуси 15 000 детей в возрасте 13-17 лет, которые не знают, куда им поступать. Взрослые не всегда предлагают подходящие им варианты, а значит, ребята не смогут реализоваться полностью. Моя задача и задача команды — сделать так, чтобы все эти ребята прошли через робота-гуру YOU CAN, чтобы сформировалось сообщество юкэновцев, которые будут помогать друг другу, что мы сейчас в чатах и видим.

Бизнес показал, что я выбрала сложный путь. Проще было бы продавать доступ за 100$. Но я хочу, чтобы это был массовый продукт и каждый ребёнок знал, что за 10-15$ можно выбрать направление, в котором ему двигаться. Вторая амбициозная цель — чтобы про робота-гуру YOU CAN знали все в Беларуси, могли скачать, нажать кнопку «старт» и пройти тест, сделать правильный и осознанный выбор в жизни.

С большой радостью осталась бы в НКО и развивалась в этом плане, но не могу себе это позволить. В лагере я работала, но зарплату не закладывала, хотя понимала, сколько стою и сколько получила бы, работая на корпорацию. Хотелось бы, чтобы все, кто работает в социальной сфере и меняет жизнь к лучшему, зарабатывали. 

Я считаю, что эффективность работы НКО должна определяться не суммой денег, которую она нафандрайзила, а реализацией долгосрочных, общественно значимых целей. Тогда у нас будет меньше социальных проблем.

Как справляешься с выгоранием и что можешь посоветовать другим социальным предпринимателям?

Хорошо, если есть возможность переключиться на другое направление в работе, сменить или расширить окружение, изменить пространство, в котором живешь. Мне помогают книги и путешествия, знакомства с интересными людьми. Стараюсь на выходных отключаться от всего, уделять время тому, что приносит удовольствие. YOU CAN — это хобби, но мне нужно другое хобби, чтобы отдохнуть. Ищу способы, чтобы переключиться. Часто решения, которые не видела, приходят в неожиданных местах и когда отпускаешь ситуацию.

Что вдохновляет в работе с проектом YOU CAN?

Истории детей, которых изменил YOU CAN. Ещё у меня всегда был внутренний запрос попробовать себя в нескольких профессиях. Поэтому работа над чат-ботом, общение с людьми разных профессий меня вдохновляют и мотивируют. Читая материал, я словно пробую новую профессию на себе. 

Как ты сама выбирала профессию в детстве?

Я была отличницей, и мне все пророчили профессию врача, адвоката. Спасибо родителям, что дали возможность сделать выбор самой. Папа сказал: «Это твоё решение, мы тебя поддержим, но ты несёшь за него ответственность».

В 10-м классе я начала изучать, что мне нравится. Специальность «маркетолог-программист» даже загуглить нельзя было. Искала людей, кто подскажет, нашла списки преподавателей БГУИР. Одноклассники смотрели на меня большими глазами, но говорят, что поняли, какой путь я проделала. Многие из них сейчас работают на нелюбимой работе и в поиске себя.

Профориентационные тесты я не проходила. В силу семейных обстоятельств я была взрослее в эмоциональном плане и подходила прагматично к выбору профессии: это должен быть бюджет, и надо набрать нужное количество баллов на ЦТ. И хотелось, чтобы была необычная профессия, чтобы все спрашивали, что это. На маркетологов-программистов тогда набирали впервые.

Что самое сложное для тебя в социальном предпринимательстве?

Нет ничего невозможного и сложного, но я столкнулась со страхом продавать свои услуги. Сейчас на мне ответственность за команду и нужно идти в платную историю. Второй момент — я иногда не верю в свои силы, сомневаюсь в компетенциях, профессионализме. Я училась и хорошо разбираюсь в создании и продвижении продукта, вижу результат в профориентации подростков, но всё равно есть сомнения. Поэтому и поставила сейчас перед собой цель, чтобы робота-гуру YOU CAN прошла тысяча ребят. Если 70% из них скажут, что им понравилось, я почувствую себя компетентной. Сейчас впитываю информацию, постоянно учусь, чтобы сказать, почему я могу делиться этими знаниями.

Считаешь ли ты сама себя социальным предпринимателем?

Для себя точно решила, что хочу идти путём социального предпринимательства. Но пока не начну продавать, не увижу результат, что всё работает и приносит прибыль, не смогу называть себя им. YOU CAN сейчас — это скорее моё большое хобби.

Чат-бот YOU CAN рекомендует подросткам литературу. Есть ли там книги, которые полезно прочесть будущим и настоящим предпринимателям?

В чат-боте YOU CAN мы даём специализированную литературу по каждой профессии. Социальным предпринимателям, чтобы избежать ошибок на старте, быстро понять, твоя ли это идея и стоит ли в неё вкладываться, рекомендую почитать книгу «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup» Эрика Риса. Книга «Энциклопедия фандрайзинга» хорошо объясняет, как устроен фандрайзинг с точки зрения психологии, финансов, экономики.

Сегодня, чтобы быть хорошим специалистом, надо обладать профессией на стыке технического и гуманитарного профилей. Эти две книги дополняют друг друга.

Что для тебя счастье?

Мир во всём мире. Банально, но так и есть. Счастье знать, что живёшь, и каждое твоё действие приносит пользу близким и незнакомым людям, меняет мир в лучшую сторону. Я стала счастливой, когда занялась лагерем YOU CAN, когда вокруг меня стали собираться люди, с которыми в обычной жизни, работая в коммерческой организации, я не знала бы, как начать разговор. А они приезжали в лагерь, читали лекции, делились опытом с детьми.

YOU CAN — ты можешь. Каждый день я говорю это себе.

Интервью:
Ольга Шишло

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X