За дело!
Мария Бакланова и VENI VIDI VICI

Часто бизнес рождается из любви к тому, что знаешь и умеешь. С Марией мы поговорили об основных шагах, которые нужно предпринять, чтобы открыть языковую школу: какая квалификация для этого нужна, как выбрать тип школы, подобрать персонал и привлечь студентов.

maria-baklanova-bio-2
Мария Бакланова

Основательница витебской школы иностранных языков и философско-социального развития VENI VIDI VICI, гуру итальянского языка и культуры

Мария, на скольких языках ты говоришь и откуда у тебя страсть к итальянскому?

Я хорошо владею итальянским и английским, изучала немецкий, тесно соприкасалась с польским и могу сказать пару фраз на французском языке. Страсть к итальянскому с 14 лет, когда я впервые попала в Лугано — швейцарский город в италоговорящем регионе Тичино. Влюбилась в язык, людей, страну. Спустя несколько лет я поступила в Швейцарию, где изучала банковское дело. Так как кантон Тичино находится на границе с Италией, была возможность постоянно ездить туда. На сегодняшний день я посетила 14 регионов Италии из 20. Это колоссальное разнообразие, начиная от диалектов, вида пасты и вина, при объединяющей всех итальянцев любви к жизни.

Как ты решила открыть свой бизнес?

Когда вернулась из Швейцарии в Беларусь, нужен был источник дохода. Несмотря на высшее экономическое образование, я решила попробовать преподавать, так как не хотела терять итальянский язык. И у меня получилось. В какой-то момент стало «тесно» работать дома, быть репетитором. Захотелось роста, другого уровня, и я приняла решение открыть школу иностранных языков. У меня уже было достаточно клиентов, которые изучали итальянский. Можно было спрогнозировать определенный объем поступления денежных средств, которые закрывали бы какие-то расходы. Но я решила ввести и другие направления, ведь на тот же английский, без которого сегодня никуда, гораздо больший спрос.

С каким самым большим препятствием на предпринимательском пути ты столкнулась?

На момент открытия школы не было страхов, препятствий, только колоссальное желание делать. За годы репетиторства я смогла обеспечить себя подушкой безопасности. Я быстро нашла помещение, проконсультировалась с юристами, оформила ИП. Вначале это было пару небольших помещений, постепенно стали расширяться и 1 июля 2015 года я зарегистрировала ООО, так как по количеству сотрудников работать в формате ИП уже не могла.

У меня была одна серьезная ошибка на старте. Я не рассматривала школу как бизнес. Было просто: «Хочу — сделаю». Только спустя время, когда речь зашла о цифрах и понадобился бухгалтер, я поняла, что мое любимое дело приносит неплохие деньги и стала строить стратегии развития, создавать бизнес-план.

Как появилось название школы?

В летний вечер сидела на балкончике, думала о названии школы, играл Linkin Park, а в песне были слова: «I came, I saw, I conquered» и все стало понятно — Школа будет «Veni Vidi Vici» – пришел, увидел, победил. Я верила, как корабль назовешь, так он и поплывет и это был и есть мой девиз по жизни. Я привыкла достигать поставленных целей, но важны и пути достижения. Здесь я на первое место ставлю человечность. Поэтому Veni Vidi Vici не просто школа иностранных языков, а школа философско-социального развития.

Сколько сейчас человек работает в твоей команде? Как ты выбираешь преподавателей для своей школы?

В моей команде 11 человек. Вначале искала преподавателей-репетиторов в интернете. Приходила к ним под видом клиента, брала несколько уроков и если была довольна, предлагала работать в своей школе. В 99% случаев люди соглашались. Сейчас преподаватели находят нас сами.

На собеседовании обращаю внимание на профессионализм и горящие глаза. Для меня важно, чтобы человек любил то, чем он занимается. Смотрю, есть ли опыт общения с носителями языка. Плюс очень важна профессиональная адаптивность человека. Преподаватели должны понимать, что в классе может сидеть студентка второго курса и директор медицинского центра. Это абсолютно разные люди, но у них одна общая цель — выучить язык. Преподаватель должен увлечь и быть интересен обоим. Это определенная харизма, гибкость, профессионализм.

Сталкивалась ли ты с тем, что преподаватели уходят и открывают свои школы? Как к этому относишься?

Буквально год назад преподавательница ушла и открыла свою школу. Она позвонила мне и сказала: «Маш, я тебе очень благодарна, но дальше я пойду своим путем, хочу открыть собственную школу». Я пожелала удачи, так как отношусь к ней с большим уважением как к человеку и профессионалу. Мне приятно, что преподаватель научился у меня, захотел развиваться дальше, есть чувство гордости, сопричастности к чужому бизнесу. Но это единичные случаи, ведь помимо преподавания, есть внутренняя кухня бизнеса (затраты, форс-мажоры, общение с различными инстанциями, клиентами), которую не все сотрудники видят, да и не всем интересно ей заниматься.

В Витебске не одна школа иностранных языков, к тому же сегодня большой выбор онлайн-форматов изучения и даже бесплатных. Как ты справляешься с конкуренцией и какие способы продвижения используешь?

Вначале я размещала объявления на городских, республиканских информационных порталах. Сегодня, конечно, продвижение школы больше идет в соцсетях. Наши занятия часто проходят в формате тематических встреч, так как они дают возможность общаться на более свободные и отвлеченные темы, знакомиться с культурой. Например, итальянский проходит в студии с кухней, где в рамках курса мы готовим итальянские блюда, у нас итальянские передники, колпаки, плакат на стене итальянский. После публикации фото в Instagram, где мы на занятии готовим пасту, знакомый итальянец спросил: «А в каком городе в Италии находитесь?». Я говорю: «В Витебске, в Беларуси». У нас сильная немецкая команда. В 2019 году школа провела масштабный Октоберфест. Такого скопления людей в красном в Витебске точно не было! Тематические мероприятия, да в таких масштабах — это то, что отличает нас от других.

С удовольствием приглашаем на занятия носителей языка. Не для того, чтобы посидеть и посмотреть, а чтобы поделиться знаниями, рассказать о традициях, дать возможность нашим ученикам попрактиковаться в общении. У нас уже есть друзья-иностранцы, которые когда приезжают в Витебск, сами пишут: «Я на месте, хочу к вам». И среди преподавателей есть носители языка.

Еще одно наше отличие – совместные поездки. Когда границы были открыты, я два раза в год ездила в Италию на курсы повышения квалификации. Но не одна, а вместе с учениками. Это полное погружение в среду и хорошая возможность не только посмотреть страну, но и попрактиковать язык.

Конкуренция заставляет расти и двигаться вперед. В любом случае мы с коллегами отличаемся системой преподавания, возможностями, предложениями. Я, например, единственный человек в Витебске, который готовит к международным экзаменам по итальянскому языку. Я за здоровую конкуренцию, которая подразумевает понимание и сотрудничество. Как-то у нас случился форс-мажор: набрали группы на польский язык, но преподаватель подвел. Я не смогла сказать: «Ребята, извините. Занятий не будет». Позвонила в другую школу и попросила взять наших людей.

Опиши своих клиентов. Кто чаще всего обращается в твою школу?

Чаще всего это студенты, которые хотят продолжить обучение за границей. Люди, у которых есть отношения с иностранцами и им язык нужен для общения. Иногда это туристы, которые хотят чувствовать себя комфортно во время поездок и не объясняться на пальцах. Также записываются на курсы люди, которым язык необходим для работы или просто для личностного роста, ведь изучение языка — это расширение кругозора, возможность посмотреть на мир с другой стороны.

Корпоративное направление не является нашим основным. Оно проходит в формате заключения договоров с компанией, когда сотрудник компании непосредственно приходит в группу. Бывает, что компания нанимает нашего преподавателя и тот едет уже к ним в офис, чтобы обучение проходило без отрыва от производства. Поработали, потом полтора часика уделили английскому языку, потом снова за работу.

Как вы работаете с клиентами и выстраиваете долгосрочное сотрудничество?

Все зависит от целей клиента. Например, пришел студент с запросом о том, что ему через два года необходимо сдать международный экзамен и получить международный сертификат на уровень В2 по немецкому, чтобы продолжить обучение в Германии. Мы прикладываем все усилия, чтобы человек с нами качественно поработал два года. Для студентов предусмотрены скидки, мы их поддерживаем на любом этапе. Если нужна информация из конкретного немецкого ВУЗа, можем взять на себя инициативу и связаться с учебным заведением. Планируем найти человека в Германии, который на месте будет собирать информацию со всех ВУЗов и предлагать информацию на более глубоком уровне. Такой человек у нас есть в Италии — это очень удобно.

Случалось ли сталкиваться негативными отзывами? Если да — что делали в таком случае?

За шесть лет работы было два таких случая, я старалась лично разобраться и решить вопрос. Первый раз действительно была вина с нашей стороны, группе мы вернули деньги, а с преподавателем расстались. Но лучше, конечно, чтобы люди не молчали до последнего, до окончания курса, а связывались и мы решали проблемы сразу. Тем более у нас есть первое пробное занятие — бесплатное, чтобы люди могли составить свою общую картину и принять решение: хотят они посещать курсы или нет. После первого занятия добавляем учеников школы в группу в Вайбере, я есть во всех, так могу видеть, что все в порядке, людях хорошо, комфортно, они довольны. Многие молодцы, пишут, например, что вчера воды в кулере не было. «Извините, не увидели» — исправляемся и решаем вопрос сразу.

Второй случай был в период, когда школа работала без администратора. Девушка записалась на курс, но пришла не в свой класс и просидела час, ни слова не сказав преподавателю. Сейчас администратор всем группам сообщает в какой аудитории проходят занятия и предупреждает о заменах, если такие случаются.

Сказалась ли пандемия на сфере образовательных услуг? Какие программы сейчас пользуются наибольшим спросом?

Признаюсь, мы не были к этому готовы. Несмотря на то, что я общалась с друзьями из Италии, не представляла, что это может коснуться на таком уровне Витебск. Мы перешли на онлайн обучение, но многие люди не были к этому готовы. Они привыкли к живому общению. Плюс, конечно, что не нужно тратить время на дорогу, но у кого-то вся семья дома и отвлекают посторонние звуки, у кого дети, животные. Я сама проводила занятие онлайн только индивидуально. Но, для меня итальянский — это язык эмоций, движения, это язык, который я могу преподавать только видя учеников в классе. Мы позанимались онлайн, потом все сказали: «Нет, Маша, мы хотим офлайн». Но есть ребята, которым понравился и подошел новый формат и они захотели и дальше продолжать онлайн. Очень разные люди. Кто-то абсолютно не был готов и прервал договоры. Ситуация с COVID сказалась, конечно, на количестве людей.

Стало понятно, что нужно быть готовыми ко всему, поэтому онлайн-обучение останется, возможно, на собственной платформе. Но, честно, не хотелось бы терять офлайн формат, потому что он для людей и для нас очень много значит.

Расскажи о планах своей школы на будущее.

Если говорим про офлайн, то только в рамках Витебска я с удовольствием расширю штат. В ближайшем будущем у меня планы не только арендовать помещения, но и приобрести недвижимость, чтобы создать там максимально свой комфорт и условия, с актовым залом для проведения тематических вечеров и вечеринок. Возможно, со спортзалом, чтобы если у людей есть час до занятий — они могли потренироваться, принять душ, и пойти заниматься.

Почему не рассматриваешь масштабирование онлайн?

Онлайн — это не мое, а мне важно любить то, чем я занимаюсь. Если придет завтра сотрудник и скажет: «Мария, я профи в онлайн платформах, в онлайн обучении», я скажу: «Развивайся, занимайся!». Но самостоятельно не буду этим заниматься. По этой причине у нас не в таких масштабах, как бы мне хотелось, пошло детское направление, так как я сама с детьми не работаю и не нашелся человек, который взялся бы за это. Я работаю с людьми, которые знают, зачем они идут в языковую школу, а не которым мама сказала: «Давай, учи английский».

Три главные принципа, которыми ты руководствуешься в работе?

На первое место я бы поставила человечность. При любых обстоятельствах сохранять свое лицо. Второе — спокойствие. Иногда из-за чрезмерных эмоций можно принять неправильное решение. Третье — верить в себя, в то, что все получится, не бояться. В любом случае голова должна работать. На любую ситуацию нужно посмотреть не только своими глазами, но и глазами другого человека: мужчины и женщины, предпринимателя, клиента. Всегда любую ситуацию нужно рассматривать с разных сторон. Этому меня научил опыт жизни за границей и общение с иностранцами. Там, где я видела три способа решения вопроса, люди находили все восемь.

Что можешь посоветовать начинающим предпринимательницам?

Любить то, чем вы решили заниматься или занимаетесь сейчас. Вкладывать в дело не только ум, но и сердце. Как говорил Конфуций: «Полюби то, чем тебе придется заниматься, и тебе не придется работать ни дня». Рисковать. Обдуманно, но рисковать. Кто не рискует, тот Prosecco хорошее не пьет. Верить в себя, в то, что все получится. Заниматься собственным ростом. Никогда нельзя говорить: «Я все знаю». Преподавая итальянский больше двенадцати лет, мне до сих пор есть куда расти. Я не сказала, но я очень хочу изучать нейролингвистику. Всегда учитесь, всегда растите — нет предела совершенству.

Интервью:
Ульяна Сергеенко, Ольга Шишло

Работа с текстом:
Ольга Шишло

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X