
Тестирование: как и зачем учитывать опыт будущих клиентов
137 тысяч стартапов в день или 50 миллионов новых компаний в год – по статистике именно столько представителей малого бизнеса заходят на глобальный рынок. И если спустя какое-то время идея не потеряла своей актуальности, то приходит время заняться описанием стратегии или плана развития. В него входят информация о бюджете, рынке, будущей рекламе и финансовой модели. Елена Хайтина помогла разобраться, о чём важно не забыть на этом этапе.
Разделы стратегии, связанные с деньгами и производством, в основном рассматриваются первыми и, безусловно, являются фундаментом любого бизнеса. Но, к сожалению, большинство забывают о конечной цели, то есть о своих будущих клиентах и покупателях.
Это важно, потому что каждый бизнес хочет быть востребован. За востребованностью идёт популярность, а с ней и прибыль от продаж, которые в будущем можно реинвестировать, чтобы сделать продукт лучше или воплотить в жизнь ещё одну идею.
Что нужно помнить на этапе планирования
Представляя идею миру или инвесторам, тебе нужно знать ответы на три вопроса.
«Что это?» – здесь вся информация про твоё приложение, изобретение или идею.
«Как реализовать?» – стратегия или план, как ты собираешься осуществить задуманное.
«Кому продать?» (или твоя целевая аудитория) – пункт, о котором думают в последнюю очередь и отдают на откуп будущим маркетологам и рекламщикам. Но по иронии именно этот пункт является самым главным для мира (будущих покупателей) и инвесторов, которые заинтересованы в выгоде и продажах в перспективе.
Если кратко, то первый пункт – про идею, второй – про уровень детализации и подготовки бизнес-плана, а третий – про актуальность вышеперечисленного на рынке.
Первый и второй пункт являются первостепенными и обычно составляются самостоятельно. Что касается третьего пункта, то есть несколько способов понять, кто твой будущий потребитель. Один из них – тестирование.
Тестирование – это процедура выяснения мнения покупателей о конкретном товаре и определение перспектив его продвижения. Оно может быть дорогим и масштабным или проведено своими силами с минимальными средствами.
Тестирование продукта как один из инструментов
Первое, что нужно сделать – изучить потенциальных покупателей и определить их предпочтения. Подробно опиши, на кого ты ориентируешься, кому будешь предлагать свой товар или услугу. Ответ «всем» — неверный, так как понравиться всем нельзя.
Ниже приведены несколько бюджетных способов исследования потребностей будущих клиентов.
1. Провести опрос среди своих друзей близких в социальных сетях: сторис в Instagram, опросники с вариантами ответов в Linkedin или ВКонтакте.
2. Сделать минимальный прототип и отдать для первого пользования родственникам или близким. Примерно через неделю использования попросить дать отзыв (можно использовать анонимное анкетирование или краткий отзыв).
Пример прототипов: связать не пару, а одну вязаную перчатку или варежку с использованием разных ниток. Если это электронный продукт – использовать бесплатные сайты для готовых макетов.
Совет: для замечаний и предложений можно предложить анонимное анкетирование в Google Формах или специальные сайты-опросники
(например, SurveyMonkey, Testograf).
Значительный минус бюджетного подхода – это строго индивидуальные впечатления (нравится/не нравится), которые могут не отражать общее настроение и мотивацию к покупке большинства из целевой аудитории.
Из плюсов:
– дёшево и быстро;
– лучше, чем не иметь никаких тестовых данных перед началом старта продаж.
Второй способ узнать, что нужно покупателям от твоего продукта – нанять специальные фирмы и/или профессионалов по тестированию прототипа или уже готового продукта. Обычно у таких фирм есть доступ к большой базе различных ЦА для проведения исследования, а также множество инструментов для сбора и обработки результатов.
Что можно получить в результате профессиональной помощи:
– замечания о работоспособности твоего приложения или продукта. Например, как отрабатываются виды оплаты, регистрация и учет пользователей, мобильная версия сайта;
– расширенный отзыв об удобстве использования, чего не хватает или даже мешает для позитивного впечатления.
Плюсы – это результаты обширного исследования, в котором участвует много людей из твоей целевой аудитории. При обширных данных легче попасть в цель с желаниями покупателей.
Минусы:
– дорого и придётся ждать. Планирование, организация, процесс и формирование отчетов могут занять от месяца до полугода.
Что дальше
Главная цель тестирования – получить обратную связь, ведь иногда в выбранном инструменте, решении, даже цвете один человек может ошибаться, а статистические данные имеют меньшую погрешность.
Перед полномасштабным запуском проекта такая информация поможет внести коррективы в продукт или даже вдохновиться на новый.
Редактор:
Юлия Капустина
Верстка:
Ирина Голубицкая
Иллюстрация:
unsplash.com
Статья написана в рамках онлайн-группы поддержки для авторов «Продлёнка».
Читай также
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.
К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.