За дело!
Евгения Кот и «Ежинка»

В соавторстве с природой Евгения Кот придумывает и создаёт уникальные изделия из натуральных, иногда необычных материалов. Мы поговорили с основательницей мастерской «Ежинка» о том, почему она сменила род деятельности и начала делать украшения на заказ, как ей удаётся отразить в своих работах индивидуальность клиента и создать произведение искусства.

eugenia-kot
Евгения Кот

Основательница мастерской украшений ручной работы «Ежинка».

Расскажи немного о себе. Кто ты по образованию, где работала раньше?

Я окончила один из старейших факультетов БГУ — механико-математический. После выпуска должна была заниматься автоматизацией производства, но в 2003 году условия на рынке труда были такие, что пришлось переквалифицироваться в дизайнера. Я — самоучка. Высшее образование научило меня искать информацию, структурировать полученные знания и применять их в жизни. Начинала с азов в полиграфии, а полтора года назад уволилась с должности руководителя бюро по дизайну на промышленном предприятии.

Как давно существует «Ежинка»? Какая концепция и стилистика у бренда?

Официальный статус ремесленника я получила ещё в 2012 году. Украшения делала в свободное от работы время, хотя довольно быстро поняла, что для реализации всех идей совмещение невозможно. Было сложно приходить вечером домой и снова садиться за рабочий стол: не хватало сил, энергии, хотелось отдохнуть и успеть восстановиться к утру. Уволиться, чтобы заниматься собственным делом, я решилась только в 2020 году. Название бренда появилось сразу. Это школьная история, когда из-за короткой стрижки все меня звали ёжиком. Спустя столько лет я решила вернуть себе этот детский, милый и обаятельный образ, ассоциацию с природой — появилась «Ежинка».

Все свои украшения я делаю в «соавторстве» с природой, используя цветы, травы, натуральное дерево. Поскольку нет двух одинаковых лепестков или срезов дерева, работы получаются особенные и уникальные. Невозможно повторить пару серёжек или сделать один в один копию кулона. Одна из задач моего творчества — подчеркнуть индивидуальность и особенность клиентов, помочь им с помощью украшений осознать свою красоту.

Как и почему ты стала заниматься созданием украшений с натуральными растениями и травами?

Говорят, что первое серьёзное увлечение в детстве и станет твоим в жизни. Я делала кольца, но не только из проволоки, как большинство девочек, а с камушками, ковкой. Во взрослой жизни поняла, что через украшения и любовь к природе могу не только реализоваться творчески, но и донести свои ценности до других, помочь людям выразить себя, сделать этот мир ещё прекрасней. Это то, ради чего я занимаюсь «Ежинкой».

Расскажи о процессе создания украшения. Сколько времени ты тратишь на одну работу? Какие материалы используешь? В какой технике работаешь? Какие инструменты нужны в работе?

Процесс создания украшений начинается зимой, когда я сажусь и составляю список растений, которые заканчиваются. Большую часть из них я заготавливаю самостоятельно: собираю, выращиваю, некоторые покупаю у других мастеров. При высушивании не всегда получаются идеальные цветки. Например, сирень часто ведёт себя непредсказуемо, может стать тёмной или пятнистой. Если качество не устраивает, а цветы уже отцвели — считай, что опоздала на год.

Я делаю украшения из эпоксидной смолы. В качестве декора использую растения, декоративные элементы, дерево. Это кропотливая работа. Смола замешивается с точностью до десятых, сотых грамма. Поэтому нужны весы, а для раскладки цветов — пинцеты и щупы. Помимо этого использую в работе всевозможные колоранты и красители, молды — это формы для заливки, инструменты для постобработки — гравёр с различными свёрлами, дрели, лобзики, шлифующие машинки. Респиратор с высоким уровнем защиты — ещё одна вещь, которая обязательна при заливке смолы и шлифовке, полировке готовых изделий, ведь в процессе застывания и во время постобработки смола выделяет вредные для лёгких вещества.

Одно украшение изготавливается недолго, но если делать небольшой партией, то подбор, раскладка декора может занимать часы. Процесс заливки часто зависит от времени «жизни» смолы, то есть как долго она остаётся жидкой. Время жизни смол, с которыми я работаю, от часа до двух.

Как выглядит твоё рабочее место?

Моя мини-мастерская расположена на балконе. Здесь я режу дерево, делаю техническую постобработку украшений: шлифую, работаю с гравёром. Заливку делаю в комнате. С моими объёмами — замесы по 20-30 грамм смолы — это не опасно. Я мечтаю о том, что когда-нибудь у меня будет мастерская с магазином моих изделий, и клубом, где смогут собраться люди и попробовать себя в разных видах творчества, найти хобби, вдохновиться и возможно решиться на смену профессии.

Как тебе удаётся придумывать что-то новое? Какие твои источники идей и вдохновения?

Смена обстановки, путешествия, беларуская природа — это источники моего вдохновения и новых идей. После отпуска я всегда делаю новые коллекции. В прошлом году это была серия украшений с морем, в этом — с ракушками. Путешествия по другим странам позволили оценить красоту и богатство нашей природы. Когда весной и летом захожу на цветущий луг, то понимаю, что это — бесконечный мир и космос.

Супруг тоже творческий человек. Он рисует беларуский бестиарий: зюзю, палясю, хапуна, огневика и других. Часто мы вдохновляемся работами друг друга. Бывает, он нарисует, и я хочу воплотить его идею в игрушках, подставках под украшения. А иногда мои работы помогают ему выйти из творческого кризиса. Сложнее, когда у обоих застой в работе.

Бывает, что люди просят создать для них что-то особенное. Так родилась серия украшений с розовым перцем. Изначально у меня был только кулон, а девушка попросила разработать ей кольцо в той же стилистике. Сейчас это одна из самых востребованных серий украшений.

Ты используешь только сезонные материалы или делаешь заготовки, засушиваешь растения на зиму? Какие правила здесь важно соблюсти?

Можно использовать сезонные растения, но на хорошее высушивание нужно около двух недель. Чтобы не опаздывать с заказами, я использую заготовки с прошлого сезона, и, если сроки позволяют, с текущего. Сухие растения хорошо хранятся при правильных условиях. Например, гербарий нужно класть между страницами книг, объёмно-высушенные цветы — в специальные, хорошо проветриваемые боксы в тёмном и сухом месте, с использованием кристаллов, которые впитывают влагу.

Можно круглогодично пользоваться материалом, что заготовила в сезон. Но можно ещё и покупать у флористов. Они высушивают часть цветов, которые не продаются или лучше выглядят в сухоцветах. Есть магазины, которые специализируются только на продаже сухоцветов и пигментов в промышленных масштабах. Но что касается растительного материала, я предпочту купить у мастера его излишки, а не идти в торговую сеть. Мастера более ответственно относятся к тому, что сушат, так как всегда делают для себя. К тому же это общение и новые знакомства.

Но даже с возможностями интернета и доставкой по всему миру не всё сегодня можно купить. У меня были водоросли, которые вряд ли кто-то сушил в больших объёмах, а мне очень нравились их «лохматость» в браслетах и серьгах. Поэтому я их сама заготовила.

Помнишь свою первую проданную вещь? Что это было? Расскажи о своих эмоциях.

Это был кулон с голубыми цветами и крупными кристаллами, которые имитировали лёд. Эмоции испытала скорее испуганно-радостные,  потому что самозванец внутри меня не верил, что моё творчество нужно и интересно людям. Сейчас по-прежнему чувствую радость и лёгкое волнение, особенно если украшение из новой серии. Но появились и нотки уверенности в себе, каждая проданная вещь — это подтверждение и признание собственного мастерства.

Есть ли мастера и бренды, за которыми наблюдаешь или планируешь сотрудничество?

Мастера с эпоксидными смолами работают давно, десять лет назад тоже можно было купить изделия, но сегодняшнее качество материала позволяет создавать более интересные вещи. У меня нет в планах сотрудничества с мастерами, которые работают в схожей технике. Но я задумываюсь о коллаборации, например, с ювелирами, есть идеи по созданию аксессуаров. Хочется разнообразия в работах и смешения разных техник.

Принимаешь ли ты индивидуальные заказы или продаешь только готовые работы?

Сложно сказать. Иногда человек видит кольцо и просит к нему сделать серьги, а потом и за браслетом приходит. Или просит изменить размер украшения, выполнить работу в другом цвете, дополнить чем-то. Стараюсь, чтобы в моих работах клиентам всегда было на чём остановить взгляд, чтобы они развивали насмотренность и получили то украшение, образ которого придумали.

Существует ли какой-то собирательный образ твоего покупателя? Кто чаще всего покупает украшения?

Это всегда интересные люди, которым хочется новизны и есть желание быть особенными. Я часто слышу: «Хочу себя побаловать». Украшения из природных материалов подойдут молодой девушке и взрослой женщине, к вечернему наряду и офисному костюму. Мои работы отправляют в подарок за границу. Особой популярностью пользуются украшения с васильками.

Что ты хочешь, чтобы клиенты чувствовали, надевая твои украшения?

Самое главное — свою уникальность и индивидуальность. Стараюсь, чтобы клиенты почувствовали ещё и заботу. Например, серьги-гвоздики ребёнок не зацепит, а мама сможет и в декрете носить красивые украшения.

Есть ли у тебя своя тактика или правила общения с покупателями?

В своем блоге в Instagram и общении с клиентами я максимально искренняя. Только так я могу донести свои ценности.

Есть ли сезонность у украшений? Например, серьги больше покупают летом, а броши — зимой.

Сезонность есть, но она скорее эмоциональная, а не по типу украшений. Покупая кулон с незабудкой летом, человек воспринимает, что её сорвали совсем недавно. А зимой это уже кулон с воспоминаниями и эмоциями о тёплых днях.

Из чего складывается цена на изделие?

Из коэффициента сложности изделия, времени, которое я затрачиваю, оплаты материала и моей зарплаты. Есть украшения с меньшим количеством этапов работы, а иногда процесс может растянуться на неделю, когда нужно получить многослойное украшение. И это без обработки, установки фурнитуры, упаковки, отправки.

Что было самым сложным на старте?

Смириться с тем, что смола непредсказуемая. Я люблю всё контролировать, а при работе со смолой есть химические процессы, на которые ты не можешь повлиять. Делаешь как в прошлый раз, но смешивание происходит иначе, и получаешь другой результат. Это был ценный навык — научиться отпускать, понимая, что сделала всё, что смогла. Жаль, что только в зрелом возрасте его приобрела.

Как ты привлекаешь покупателей сейчас? Какие каналы продвижения самые эффективные?

Самое эффективное сейчас — реклама у блогеров. Для меня всегда очень волнительно выбирать человека, который будет представлять украшения. Я смотрю не на количество подписчиков, а на то, чем эти люди увлекаются, какие их ценности. Стала участвовать в выставках. Раньше казалось, что это лишнее, когда есть соцсети. Но продажи на выставках хорошие, ведь ты видишь живые эмоции людей, получаешь от них энергию, появляются новые идеи — творческим людям очень нужна обратная связь для роста.

Рекламу в соцсетях последний раз запускала перед Новым годом. Было эффективно, но сейчас в планах разработка сайта «Ежинки». Вернусь к рекламе после его запуска.

Можно ли купить твои изделия в офлайн-магазине?

Пока нет, но я веду переговоры. Надеюсь, в ближайшее время получится представить свои украшения в магазинах Гомеля. Есть несколько причин, почему я хочу быть представлена офлайн. Во-первых, некоторым сложно выбирать украшения в интернете. Есть люди, которые любят ходить по магазинам, общаться с продавцом вживую, им важно подержать вещь в руках, прежде чем её купить. Во-вторых, непонятно что будет дальше с социальными сетями. И в третьих, в перспективе я думаю про собственную мастерскую с магазином, поэтому возможность выставляться в чужих точках — отличный способ посмотреть, как лучше представлять свои изделия, в каком количестве, что лучше продается через интернет, а что — офлайн. Опыт подсказывает, что есть необходимость развиваться в эту сторону.

Что отличает украшения «Ежинки» от конкурентов, как ты стараешься запомниться клиентам?

Я достаточно активно транслирую в блоге, что мои работы — это родная природа, нежность цветов, любовь к своему краю через призму творчества. Это отзывается у людей. Стараюсь, чтобы за каждым украшением для клиента стояла его история, мысли, эмоции и мечты. Я помогаю сохранить воспоминания в вещах: кусочек лета в кулоне, отдых на море в подставке для украшений.

Покупаешь украшения у других мастеров или носишь только свой бренд?

Для меня всегда странно, когда мастера носят только свои украшения. Наверное, это хорошо с маркетинговой точки зрения — я ношу только своё, но мир гораздо шире, чем то, что мы можем ему предложить. Надо пользоваться всем, что у него есть. Я часто покупаю украшения в поездках. Из Испании приехал металлический кулон в виде дерева жизни. Мальта для меня — это древняя история, традиции, каменистые склоны, поэтому купила костяное кольцо.

Как ты относишься к своему проекту? Для тебя это бизнес, ремесло или искусство?

Про это я задумалась, проходя вашу программу «Точка роста». Поняла, что пока не могу назвать своё дело бизнесом. Мне хочется трепетно подходить к изготовлению каждого изделия, сосредоточиться больше на творческой составляющей, а не заработке. Сейчас «Ежинка» — это скорее искусство. Украшения стали центром моей творческой деятельности, но при этом они позволяют развивать и соприкасающиеся сферы. Пробую себя в скульптуре — делаю подставки для украшений с маяками, цмоками, появляются сумки в технике работы со смолой.

Какие ещё увлечения есть в твоей жизни?

Люблю книги от фантастики до классики. Всем эмоциональным людям рекомендую «Эмоциональный интеллект» Гоулмана. Последнее, что впечатлило, — роман китайского писателя-фантаста Лю Цысиня в жанре научной фантастики «Задача трёх тел». Сейчас читаю сатирическую антиутопию Владимира Войновича «Москва 2042».

Какой лучший бизнес совет тебе когда-либо давали?

Попробовать и не останавливаться.

Какие планы по развитию проекта?

Есть в планах выпуск серии женских аксессуаров. И обязательно сделать что-то для мужчин: в моём аккаунте в Instagram их около 20%. Хотелось бы поработать с детьми, с их творческим развитием.

Как сочетать творческий порыв и бизнес-подход?

Я противница идеи всё бросить и заняться тем, что нравится. К работе на себя надо подготовиться, особенно людям творческим. Сейчас, имея финансовую подушку безопасности, я могу пробовать, экспериментировать, иногда работать в убыток и не возвращаться к мыслям про офис. Творческим предпринимательницам нужен взвешенный, а не эмоциональный подход во всех решениях.

Интервью:
Ольга Шишло

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X