За дело!
Екатерина, Ольга и ALEЯ

Бренд ботанической парфюмерии ALEЯ основали две талантливые девушки — Екатерина Сакович и Ольга Горень. Это дело развивается сразу в двух часовых поясах, ведь Катя живет в Сан-Франциско, а Оля — в Минске. Мы поговорили с ними о бизнесе и дружбе через океан, об особенностях и сложностях парфюмерного бизнеса, и, конечно, о вдохновении.

aleya__katya
Екатерина Сакович

Соосновательница бренда натуральной ботанической парфюмерии ALEЯ

aleya__olya
Ольга Горень

Соосновательница бренда натуральной ботанической парфюмерии ALEЯ

Катя, Оля, вы обе из разных сфер: Катя — бывший директор рекламного агентства getbob, а Оля работает переводчиком. Как вы решились на создание бренда ALEЯ?

Катя: Мы давно обсуждали разные бизнес-идеи, связанные с интересными нам сферами жизни. Когда я переехала в Калифорнию, обратила внимание на популярность парфюмерии из натуральных материалов и на локальные бренды, вдохновлённые природой и ароматами Америки. Сначала мы думали о парфюмерии для дома, но после исследования спроса решили сконцентрироваться на ароматах для тела.

Как вы распределяете обязанности?

Катя: Оля взяла на себя организацию бизнеса и производства в Минске, коммуникацию с партнерами, доставку, поставки и сертификацию. Идеи для ароматов и формулы мы создаём совместно. Я уверена, что сила нашего бренда именно в творческом союзе. На мне маркетинг, проработка и просчёт новых идей, американское направление. Сейчас у нас появился представитель в Москве: ALEЯ продаётся в одном из самых популярных московских экомагазинов.

Екатерина Сакович
Екатерина Сакович
Ольга Горень
Ольга Горень

Почему именно парфюмерия? Не одежда или аксессуары, например.

Катя: Одежда и аксессуары нас тоже всегда привлекали, но эта ниша так плотно заполнена большим количеством прекрасных беларуских дизайнеров, что боязно с ними соревноваться. А вот локальных парфюмерных марок у нас немного, особенно в натуральном сегменте.

Ботаническая парфюмерия — это композиции на основе натуральных эфирных масел. Ваше стремление к натуральности — это больше про «тренды» или вашу философию?

Катя: Конечно, тренд на чистую косметику здесь тоже есть. Но мы стараемся не противопоставлять синтетические и натуральные молекулы, как хорошие и плохие — это просто очень разные материалы. Натуральные масла привлекли нас своей многогранностью, сложностью, близостью к природному опыту и деликатностью. У меня, например, парфюмерия из масс-маркета никогда не вызывала интереса, потому что от резких запахов кружилась голова и начиналась тошнота, могла начаться аллергия.

Расскажите, пожалуйста, про технологию создания аромата.

Оля: Как правило, мы отталкиваемся от какого-то образа или идеи и в соответствии с ними подбираем душистые вещества с учётом их сочетаемости. За подбором и закупкой аромаматериалов следует долгий процесс экспериментов: составление прототипов композиции, которых может быть как 5, так и 15 и больше. Каждый из прототипов отличается процентным соотношением душистых веществ, а, чаще всего, и составом. Прототипы мы оцениваем в реальных условиях: носим и наблюдаем, как они себя ведут, какова их стойкость и гармоничность.

С какими сложностями вам пришлось столкнуться при создании натурального продукта?

Катя: Натуральный продукт сложен тем, что его невозможно производить масштабно. Это и сложность, и прелесть одновременно. Одна и та же дамасская роза от разных производителей может отличаться кардинально. Не потому что она где-то неправильная, а потому что количество солнца или процесс производства душистых масел могут отличаться. Мы производим ароматы небольшими партиями и вполне можем допустить, что какой-то из них может завершить свою историю вместе с окончанием поставок ингредиента. Ещё одна сложность состоит в том, что натуральные масла очень дорогие. Это влияет на стоимость продукта, которую мы стараемся сохранять доступной.

Сколько вам потребовалось времени для запуска своего бренда? Какой этап был самым трудным?

Катя: От экспериментов и тестов с участием знакомых до получения сертификатов ушёл почти год. Было сложно переступить через синдром самозванца и поверить, что мы действительно можем создать парфюм, который будет нравится людям. В первую волну наши ароматы купили очень много знакомых, и, конечно, это вселило в нас надежду, но потом закрались сомнения: «А будут ли у нас «обычные» покупатели?». Развеять эти сомнения помогло сотрудничество с нашими партнёрами — магазинами натуральной косметики, подарков, беларуских дизайнеров, салонами красоты. Духи достаточно сложно продавать онлайн, и офлайн ритейл показал, что ALEЯ любят и покупают, несмотря на то, что это совершенно новый бренд.

Опишите целевую аудиторию ALEЯ. Как найти свою нишу на рынке?

Катя: Мы характеризуем свою аудиторию не по демографическим признакам, а по социо-культурным трендам. Наша парфюмерия вне деления на гендер и возраст. Наши покупатели — это люди, которые следят за косметическими составами, любят крафт и локальные марки, интересуются нишевой парфюмерией и любят быть уникальными.

Существует распространённое мнение: хочешь потерять друга — построй с ним бизнес. Что вы думаете об этом? Как правильно совмещать дружбу и работу?

Катя: Нас спасло расстояние в тысячи километров. На самом деле, бизнес связал нас гораздо ближе, несмотря на проживание в разных странах, и разжег общий интерес. На мой взгляд, зрелость, прозрачное распределение задач и доверие — основные критерии успеха. Я могу написать текст об аромате, который создала Оля, не нюхая его, только по списку ингредиентов, потому что я чувствую, что она хотела этим сказать, и доверяю ее вкусу.

Оля: А мне кажется, что случаи, когда бизнес-партнёры становятся друзьями, достаточно нередки. Может, я идеализирую, но считаю обязательным наличие общих базовых ценностей у партнеров по бизнесу. Например, мы с Катей никогда не экономим на продукте — так, из двух аналогичных душистых материалов мы выберем более качественный (и, как следствие, более дорогостоящий). Этот же подход мы применяем ко всему, что касается продукта. Часто это происходит в ущерб нашей прибыли, но мы ориентируемся на перспективу.

Откуда вы черпаете знания и вдохновение для создания ароматов?

Оля: Парфюмерию можно назвать искусством превращения визуальных и чувственных образов в ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов). Как правило, источник аромата — это идея или воспоминание. Sensual chill «приехал» из наших странствий по тропическим странам, smoky pie родился из предпраздничного переполоха с привкусом свежеиспечённого пирога, в kiss me darling мы стремились передать предвкушение поцелуя. Мы также создаём ароматы совместно с интересными нам людьми и партнёрами, и тогда отталкиваемся от их образа.

Поделитесь секретом, как эффективно работать с учётом разных часовых поясов?

Катя: Каждая из нас продолжает свою основную работу: я работаю маркетологом в стартапе в Сан-Франциско, а Оля продолжает работать переводчиком. Это позволяет нам вести бизнес и экспериментировать, не боясь потерять всё и остаться на улице. Поэтому расписание у нас совпадает по утрам и вечерам. Перед работой я пишу тексты для социальных сетей, в это время у Оли уже вечер, и она их проверяет. Утром Оля даёт мне информацию по продажам, а вечером я думаю над стратегией. Я большой любитель аудиосообщений, они помогают делиться идеями и мыслями в любое время, даже когда едешь в такси с кофе в руках. Знаю, что многие считают это неприличным для деловой коммуникации, но Оля меня терпит.

Почему вы решили продвигать ALEЯ в США?

Катя: Мы осознанно начали работу с нашего родного Минска, потому что нам очень хотелось привнести натуральную парфюмерию и рассказать о ней здесь. Сейчас мы продаёмся в семи магазинах, и пришло время двигаться дальше. Москва, Питер — очень интересный для нас рынок, но курсовые изменения сильно ограничивают производство, так как флаконы мы закупаем в Италии, материалы в Италии и Калифорнии. Про ситуацию с коронавирусом вообще молчим и надеемся, что скоро она разрешится. В США рынок авторской и натуральной парфюмерии уже сформировался: люди знают, что это такое, есть специализированные магазины только с такими парфюмами. Конкуренция пугает, но возможности подстёгивают наши амбиции. Надеемся, что наш ольфакторный и культурный опыт окажется интересен здешним покупателям.

Вы работаете на несколько рынков: Минск, Москва, Сан-Франциско. Какие различия есть между ними?

Катя: На наших масштабах сложно говорить об отличиях. Самое главное — это особенности законодательства, которое у нас гораздо жестче, чем в США. Но добиваться узнаваемости у нас проще, мы же всех знаем!

В каком направлении дальше будет двигаться бренд ALEЯ?

Катя: Мы хотим развивать различные форматы парфюмерных композиций, помимо роллеров, на основе масла: твёрдые и спиртовые духи.

Представьте, что вы снова находитесь в самом начале пути. Какой бы совет вы себе дали?

Катя: Не стесняться спрашивать мнения других и привлекать к проекту больше экспертов, искать менторов, профессиональные сообщества. Я проработала в digital marketing 12 лет, разрабатывала стратегии продвижения в социальных сетях для крупнейших беларуских брендов, поэтому была уверена, что смогу сама создавать контент на высоком уровне. Но одно дело управлять командой, а другое — делать всё самой как владелец маленького бизнеса. Хорошо, что у нас есть друзья, которые укажут на ошибки и помогут исправиться. И надо мыслить масштабно с самого начала!

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X