За дело!
Екатерина Медведева и REDLIGHT

Екатерина открыла собственную студию, потому что ей не хватало творчества на работе в школе. Так появилось REDLIGHT – место, где можно взять паузу, забыть обо всех делах и подумать о себе. Мы расспросили Екатерину, с чего всё начиналось, как отличаться от конкурентов и насколько сложно совмещать найм, бизнес и творчество.

ekaterina-medvedeva
Екатерина Медведева

Художник, педагог, галерист, основательница арт-студии REDLIGHT.

Расскажи буквально в двух словах о том, кто ты.

В первую очередь, я – художник. Являюсь также педагогом, галеристом, психологом в какой-то степени и индивидуальным предпринимателем.

В большей степени ты считаешь себя творческой личностью или предпринимательницей?

Тут однозначный ответ. Я – творческий человек, а предпринимательство для меня больше как хлеб. Но я считаю, что свою работу надо любить и подходить к ней креативно. Если моё дело будет без творчества, то оно просто погибнет, станет холодным и никому неинтересным.

Ты помнишь свою первую картину?

Да, это был пейзаж с водопадом и горами на заднем плане. Он был нарисован гуашевыми красками и зубной пастой на полстены в моей спальне. Кстати, выполнен был достаточно неплохо. Я не пускала два или три часа взрослых в спальню, а когда они зашли, то реакция была очень интересная. Дедушка был в шоке, бабушка отнеслась с пониманием и показывала моё творчество всем друзьям. Недавно бабушка делала ремонт в спальне и не захотела закрашивать мои картины, которыми расписаны все стены. Уже тогда – в девять лет – моё творчество не помещалось в обычный формат и мне хотелось масштаба.

Чем ты занималась до открытия собственной студии? Какое у тебя образование? Где ты училась/работала до старта проекта?

У меня за спиной две музыкальные школы: по классу фортепиано и флейты, я пела, танцевала, писала музыку и стихи. Планировала поступать в музыкальный колледж, но затем передумала и записалась в художественную школу. Там я проучилась два года и мне не понравилось – большие группы, всё стандартно, по-совдеповски, скучно. Могу сказать, что сейчас мои ученики уходят в эту школу, год учатся и потом снова возвращаются ко мне. 

Параллельно в школе я ходила на УПК по специальности художник-оформитель и получила второй разряд, затем поступила в Брестский педагогический институт, где училась 5 лет, параллельно работала фотографом и дизайнером. После института устроилась на работу и при этом отказалась от города и поехала в деревню. Мне было принципиально, чтобы мне никто не помогал. Устроилась в центр внешкольного образования и мне дали вести занятия в пяти школах Брестского района. В таком режиме я работала целый год. 

Сначала было очень интересно. В этих деревенских школах у детей горели глаза. Мы с ними рисовали на природе, я пыталась что-то новое привнести в их жизнь, вместе оформляли кабинеты. Вроде бы деревенская школа, а под потолком летают бумажные бабочки. Но сложность была в том, что дорога отнимала очень много времени. Я приезжала домой практически ночью. И к тому времени желание зарабатывать уже начинало заявлять о себе. Я стала понимать, что моя работа построена только на энтузиазме, а весь заработок уходил на топливо. Школы не могли выделить бюджет на моё развитие как педагога и я перевелась работать в Брест, стала курировать художественный класс. Там было столько направлений! Для меня это стало открытием, потому что я думала, что уже почти всё знаю. Там я узнала, что есть оговская роспись, про которую нам никогда не рассказывали, а это роспись именно Брестской области. Девушки расписывали ею куфры, когда готовили приданое. И это было всё абсолютно другое, не похожее на то, чему нас учили в институте. Три года я была погружена в эту тему. Потом стала преподавать МХК, было очень интересно, но у этого предмета не было аттестации и оценок, поэтому интересовались им далеко не все.

В какой момент ты решилась уйти в свой бизнес? Какой была твоя первая студия? С чего началась подготовка к открытию?

Параллельно с работой в школе я пришла к студии. Первым шагом стало приглашение в 2014 году на проведение мастер-класса для взрослых по рисованию. Затем был курс абстрактной живописи. Я поняла, что могу делать это сама, без посредников. На тот момент мастер-классы стали для меня новым глотком воздуха. Я почувствовала интерес и уже не хотела ждать, когда меня пригласят в следующий раз, стала организовывать всё сама. На тот момент я скооперировалась с ещё одной девушкой, которая проводила тренинги и она сдала мне в субаренду помещение, в котором я проработала полгода. Студия начинала работу в центре города, но для меня там было очень шумно. Поэтому через год я сбежала в спальный район.

В школе я отработала шесть лет. Выпустила класс, с которым начинала работу, и ушла. Студия на тот момент была в большей степени хобби, а не отдельным проектом. Самой важной целью было показать, что взрослые тоже могут рисовать. О детях тогда вообще речь не шла, первоначально у меня были курсы для взрослых: батик, живопись – то, что я умела на тот момент. Дальше я начала расти, захотела творческой атмосферы, места, в которое приходишь и чувствуешь, что здесь рисуют. Для начала я искала помещение подешевле. Я знала, сколько стоит аренда в центре, и понимала, что одна это не потяну. Объездила много вариантов и остановилась на том, что был ближе всего к моему дому, практически через дорогу. Чтобы привести его в порядок, надо было много сделать, так как помещение было в ужасном состоянии, а до открытия оставалось два месяца. Мы с мужем вдвоём скребли масляную краску со стен и в конечном итоге всё сделали: студия открылась в установленный мною срок, но с одним столом и ядрёными фиолетовыми стенами – цветом творчества! На открытие пришло два человека. Я решила, что ничего страшного, ещё кого-то обзвонила и набрала небольшую группу детей. Так студия функционировала параллельно с моей работой в школе. 

Но последние два года работы в школе были просто невыносимыми: студия не развивалась из-за нехватки времени. Я уходила в 8 утра из дома и возвращалась к 10 вечера. Пришло понимание, что так быть не должно и оставаться на двух работах невозможно. К этому моменту проект уже стал более стабильным в финансовом плане, поэтому работа в школе потеряла свой приоритет. Когда ушёл класс, который я курировала, то я решила, что хочу больше времени посвящать студии. Мы уже участвовали в различных выставках, съездили на конкурс в Болгарию. В студии были дети, которые смотрели на меня с интересом, ждали занятий, заряжали энергией.

Были какие-то сложности со стороны законодательства при открытии творческой студии?

Сложностей как таковых нет. Нужно стать индивидуальным предпринимателем и ежемесячно платить налоги и взносы в ФСЗН. 

Конечно, есть моменты, которые мне не очень нравятся в силу моей творческой натуры: например, мне тяжело разобраться с документами и бумагами. Я до сих пор хожу в налоговую и заполняю все декларации совместно с консультантом. Кассового аппарата я избегала как огня и до последнего выписывала чеки и квитанции. Теперь все платежи производятся онлайн. 

Ты работаешь одна или у тебя есть команда?

У меня есть Александара, с которой я начинала ещё в старой студии. Она работает с группой малышей, а я со старшей группой детей и взрослыми. Мы дополняем друг друга. За годы совместной работы Саша тоже много училась, начала раскрываться и я смогла ей делегировать направления, которые для меня уже были тяжеловаты: декор, мастер-классы, подготовку к мероприятиям. У Саши интересный вкус, она может создать домашнюю, уютную обстановку. Она мама троих детей и на всё смотрит именно с этой точки зрения, а я как педагог-куратор. Последние два года я пытаюсь расширить коллектив, взять третьего человека, который сможет преподавать, но пока подходящей кандидатуры не нашлось. Проблема заключается в том, что большинство приходят совсем неопытные, а уровень в студии хочется держать. Я могу обучить, показать, если вижу, что человек хочет вкладывать себя в общее дело. Если просто нужна работа, такой человек мне не подходит. Я говорю об этом сразу, открыто.

Почему ты приняла решение изменить локацию студии? Как это отразилось на работе?

У нас стало больше проектов и идей, чем могла вместить в себя та маленькая студия. Она была камерная, уютная и домашняя. В последнее время она уже была настолько домашней, что дети и взрослые приходили, как к себе домой. Окончательным пинком к изменению локации стал отзыв в интернете: «Комплимент педагогам. Вы крутые и классные, столько всего делаете для детей, но помещение ваше – жуть». Меня это так обидело! Вроде бы люди приходят за знаниями, но оказалось, что для многих большую роль играло помещение. Тогда я активно начала поиск новой локации.

Я искала новое помещение почти четыре года, каждый раз мне что-то не нравилось: либо очень большая площадь, либо маленькая, либо район не подходил, либо рядом уже находился какой-то развивающий центр. Какие-то нюансы всегда находились. В конечном итоге поступило предложение по поводу этого помещения. И я здесь увидела свою мечту: большие стекла, ограждающие павильон, студия просматривается полностью, есть комфортная парковка. 

Было непросто перестраиваться на это помещение после камерности, но началась другая жизнь и новые проекты. Мы сюда переехали зимой, и сразу же к нам добавилось 5 новых групп на обучение. Это большое количество для небольшого города и это придало нам уверенности двигаться дальше и не останавливаться. Мы сделали новую студию такой, чтобы, заходя в неё, человек сразу вливался в атмосферу творчества.

Почему REDLIGHT? В названии скрыта какая-то философия?

Когда студия только готовилась к открытию, было модно называться на иностранный манер – так появился REDLIGHT. Потом я очень долго хотела переименоваться, но сама суть REDLIGHT была в том, что red – красный, light – свет. Мы это преподносили как «Остановись и подумай о себе». То есть это время, когда ты можешь взять паузу. 

Когда люди к нам приходят рисовать, они уходят со словами: «Ой, а я забыл, что мне надо было что-то сделать, кому-то позвонить, вообще мозг отключился». И в такие моменты я понимаю, что в этом названии что-то есть: люди останавливаются, замедляются, концентрируются на себе, забывая об окружающем мире. В этом году я размышляла, стоит ли менять название и в итоге решила его оставить. Сменила логотип, сделала внешний апгрейд, но само слово осталось. Мы теперь не творческая мастерская, а Арт-студия REDLIGHT. Красный свет. Остановись, выдели время для себя.

Чувствуешь ли ты высокую конкуренцию в Бресте? Как считаешь, в чём твое преимущество?

Конкуренция стала расти не так давно. Я её почувствовала примерно год-два назад. Но как таковой конкуренции я не ощущаю не потому, что мы лучшие, а потому что у каждой школы есть своя специфика и нам всем хватает клиентов. Например, постоянной школы живописи для взрослых нет ни у кого. Есть студии, которые дают мастер-классы, есть разовые мастер-классы в кафе. А у нас свой мир. Даже работая с детьми, мы делаем это нестандартно. Кто в Бресте из детских студий может похвастаться тем, что детей возили в другие страны и они становились лауреатами и призёрами в Германии, Чехии, Италии, Болгарии, России? У нас в городе есть победители заочных участий в различных конкурсах, но мы именно ездим в другие страны. Моя главная цель – объяснить, что не надо ограничиваться стенами. Творчество есть везде. Мы можем выйти рисовать в парк или поехать в Минск и взять там уроки. Это особенность нашей школы. 

Мы не классическая школа обучения детей и взрослых изобразительному искусству. Мы проводим арт-занятия, раскрываем творческий и креативный потенциал ребёнка или взрослого. 

При этом есть клиенты, которые занимались у нас, а сейчас пошли к другому педагогу. Это нормально. Значит, от меня они уже взяли всё, что хотели получить за два-три года. Я к этому отношусь абсолютно спокойно. 

И ещё добавлю, что конкуренция даёт хороший пинок больше шевелиться. Как только ты начинаешь расслабляться, то видишь, что другие «выстрелили» с каким-то интересным мастер-классом, и решаешь, что нужно придумать что-то новенькое. В поиске вдохновения и новых идей я стараюсь следить не только за конкурентами в нашем городе, но и за похожими студиями на Западе – у них можно взять много интересного.

Какими рекламными инструментами ты пользуешься?

В моём случае лучший рекламный инструмент – это сарафанное радио. Это я поняла для себя методом проб и ошибок. И, конечно, Instagram, но в последнее время он не даёт желаемого результата. Мы сейчас пытаемся изучить новое для нас направление – TikTok, но пока это отнимает очень много времени. Да и вообще реклама в соцсетях – это тот случай, когда не стоит жалеть денег и заниматься этим самостоятельно. Это именно тот пункт, который можно делегировать. 

В начале пути мы ещё участвовали в городских мероприятиях, раздавали визитки, флаеры. Но оттуда приходило один-два человека, потому что люди приходят развлекаться.

Хорошо помню мероприятие на день знаний. Мы давали бесплатные мастер-классы, раздали много флаеров, составили обширную базу потенциальных клиентов, но при этом эффективность и конечный результат были очень слабые. И после череды таких бесплатных мероприятий мы поняли, что в нашем случае они не работают, поэтому решили свои силы направить в другое русло. 

В плане продвижения я недавно пришла к выводу, что сейчас актуально пиарить себя как личность, эксперта, развивать свой аккаунт. Это также способствует продвижению твоего бренда. Меня приглашают как художника на различные мероприятия, где люди сразу узнают про меня, а потом уже про студию. Поэтому тут надо работать в нескольких направлениях.

Пандемия как-то повлияла на деятельность школы?

Да, это очень сильно по нам ударило. На какое-то время мы прекратили наши поездки. Также уменьшилось количество людей, которые занимались в студии. Первые три месяца мы оказались в ступоре. Потом детей выпустили из дома, но взрослые боялись лишний раз куда-то выходить. В тот момент мы сделали акцент на детях и так продержались где-то полгода. Было трудно, но сейчас мы не только вышли на доковидный уровень, но и перешли на несколько новых. Единственное, нам сейчас не хватает поездок за границу. 

Самый успешный год для студии был в 2019. Это был пик драйва, когда за небольшой промежуток времени мы успели съездить в несколько европейских стран с детьми. Они получали награды, кубки, первые места. У детей горели глаза от новых впечатлений и путешествий. И они так ждут этого снова. После закрытия границ от нас ушло несколько клиентов только из-за того, что детям неинтересно постоянно сидеть здесь. Поэтому я всегда советую родителям участвовать в конкурсах и фестивалях. Это стимулирует детей, им интересны эти поездки. Я понимаю, что для родителей это затратно, сейчас нет бесплатных фестивалей, но при этом огонь в детских глазах ни с чем не сравнить. Они приезжают домой на таком азарте и хотят быстрее рисовать дальше. Поездки также развивают в детях насмотренность, они видят как рисуют другие студии, другие дети, у них рождаются новые идеи.

Ты не пробовала открыть формат онлайн-обучения?

Во время пандемии были мысли уйти в онлайн. Я очень этого хочу, но так до конца не понимаю, с какой стороны подойти. Просто записывать занятия онлайн не очень хочется, да и запроса такого со стороны клиентов пока нет. Такой формат может быть актуален для русскоговорящих клиентов, находящихся за рубежом, которым интересно продолжать обучение в нашей студии. Мы попробовали несколько таких занятий. 

Создание онлайн-школы для нас актуально, но останавливают технические ограничения. Ну и немного мои внутренние зажимы. Я сейчас работаю над собой, чтобы максимально выйти из зоны комфорта, больше открываться. Нужна команда профессионалов, которые смогут помогать в этом направлении. Я сейчас не готова учиться каким-то техническим моментам, я всё-таки творческий человек.

Сталкивалась ли ты с какими-то трудностями за время существования проекта?

Одна из главных проблем – собрать команду единомышленников. Мы уже больше семи лет работаем и нас только двое. Есть преподаватели, которые приезжает из-за рубежа и дают мастер-классы, но это не команда. Сейчас мы ищем именно третьего человека, который будет владеть навыками, которых у нас нет, но при этом войдёт в команду. Я не очень тороплюсь с поиском: лучше найти своего человека, чем брать первого попавшегося кандидата. 

Проблема поиска в штат ещё в том, что мы не можем платить большой команде ежемесячную зарплату. Понятно, что любой труд должен быть оплачиваемым, но я больше рассматриваю вариант нанимать людей на проектную работу. Была даже идея взять человека, самим его обучить, поделиться знаниями и получать какую-то прибыль с его проектов. Например, приходит человек с желанием вести курс лепки из полимерной глины. Мы помогли бы с рекламой, набрали группу, запустили курс. Но если ты не готов дать, то и мы не готовы с тобой делиться. Важно гореть делом, только так можно заработать деньги, придумать мастер-класс, собрать людей. 

Вторая сложность в том, чтобы донести до людей, что занятие творчеством – это не только про получение удовольствия, но и про развитие. Это про том, чтобы разрешить себе узнавать что-то новое, не экономить на себе. Очень трудно объяснить, сколько всего скрыто за развитием творческой составляющей личности: насколько изменится ваше мышление, настолько креативно вы будете думать, находить неординарные ответы. 

Недавно ты открыла частную картинную галерею. Расскажи об этом тоже.

Сбылась моя мечта. Пусть небольшая, но всё равно это настоящая картинная галерея. Затраты она уже окупила, но прибыль ещё не принесла, поэтому назвать её коммерческим проектом трудно. Она пока в начальной стадии своего развития. 

Галеристом я стала примерно год назад. Это человек, который продаёт искусство, рассказывает о нём. Например, если сейчас зайдёт человек в студию, я смогу рассказать о каждой картине, как она выполнена, в какой технике, сколько она стоит и почему именно столько, и попытаться её продать. 

Раньше я училась создавать искусство, а теперь пытаюсь научиться правильно его продавать. У нас в стране это очень сложно. Я поняла, что сейчас галерея, по крайней мере в Бресте, самостоятельно существовать не может. Нет таких продаж, которые могли бы не только окупить содержание галереи, но и приносить прибыль. Но если это студия и галерея, как у нас, тогда это имеет место быть. Я даже сейчас не смотрю на нашу галерею как на самостоятельный объект, как на магазин картин. Это в большей степени антураж: классно заниматься среди произведений искусства. 

Ещё у нас бывают дизайнерские проекты. Меньше чем за год мы поменяли более пяти экспозиций. Особенно мне запомнилась выставка «Атмосфера». Это было современное искусство, участвовали брестские художники и дизайнеры, работающие в современном направлении. 

Мы всегда открыты к сотрудничеству с художниками, как с профессиональными, так и с любителями, если у них достаточный уровень.

Как удаётся совмещать несколько проектов? На что не хватает времени?

До открытия галереи мне хватало времени на всё, сейчас же не хватает на себя. Потому что этот проект требует неимоверных физических, моральных и материальных ресурсов и отнимает очень много времени. Я пытаюсь держать какое-то своё внутреннее равновесие, но не всегда это удается. Во время развития студии на себе как на художнике была поставлена пауза. Сейчас я вернулась, начала участвовать в выставках и проектах, которые в свою очередь также отнимают большое количество времени. Опять же возникает потребность в делегировании.

Ты получаешь дополнительное образование или уже только пишешь картины?

Как только я начну только рисовать, можно будет выгнать меня из студии. Мы всегда должны обучаться чему-то новому. Сейчас создаётся очень много новых техник, о которых раньше никто не знал, появляются новые материалы, открываются новые возможности. Например, не так давно я ездила на курсы по обмену в направлении стрит-арта. Я этим никогда не занималась и думаю, что надо обязательно учиться. Я стараюсь всегда пополнять свои знания не только в живописи, но и в бизнесе, психологии, в своём развитии.

Что ты сейчас рисуешь?

Сейчас я рисую несколько работ, которые отправятся на различные выставки. Художник – это творческий человек, у него должно быть настроение, вдохновение. Мне лучше отказаться от проекта, чем мучить себя. Работа должна быть написана на вдохновении, я не пойду рисовать, потому что надо.

Расскажи, как ты справляешься с эмоциональным выгоранием?

Эмоциональное выгорание случилось в последний год работы в школе. На тот момент я понимала, что находиться там больше не могу. Это заставило меня задуматься и уйти. 

После этого эмоционального выгорания не было. Есть физическая усталость, которая накапливается к концу года. Периодически это сказывается на работе. Не хватает энергии, но при этом сейчас есть много вариантов, как её можно пополнять. Для меня лучший способ восполнить свои ресурсы – уединение и поездки. Мне важно уехать куда-то из города, минимум на несколько дней.

Когда ты отдыхаешь? Можешь полностью абстрагироваться от работы?

Абстрагироваться получается, но максимум на неделю. И опять же, если я нахожусь в городе, полностью отдыхать не получается. Поэтому мне так важно куда-то уехать и быть вне зоны доступа.

Какие планы на будущее?

Много желаний и хотелок, но я пока не готова разглашать эту информацию. Пока в краткосрочных планах отодвинуть деятельность студии немного на второй план и заняться личным брендом. 

Что ты можешь пожелать нашим читательницам, которые начинают своё дело?

Создавай что-то своё и не бойся показать своё видение. У нас в голове очень много рамок, мы часто смотрим, как делает кто-то другой. Анализируя рынок, думай не о том, как повторить, а о том, чем ты можешь отличаться. И, конечно же, не бойся! Или не показывай это другим. Верь в себя и не бойся перемен.

Интервью:
Валерия Пашкевич

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X