За дело!
Александра Бавтрук и роспись по фарфору

Александра Бавтрук на протяжении 15 лет занимается живописью на высококачественном редком фарфоре, создала собственный и единственный в Беларуси авторский курс. Работы мастера есть в частных коллекциях Швейцарии, Германии, Англии, России, Беларуси, Казахстана. Мы не будем раскрывать секреты появления художественных шедевров, а поговорим с Александрой о том, как художнику найти клиентов и заработать на своём таланте, а также развеем миф, что в Беларуси человеку сложно найти место в искусстве.

Александра, когда ты почувствовала любовь к фарфору? Как увлечение переросло в профессию?

Мой творческий потенциал раскрылся в детстве: мы жили в Санкт-Петербурге, родители водили нас с братом по музеям, я училась в художественно-эстетическом лицее, посещала студию керамики и фарфора, где получила первые азы в области росписи фарфоровых изделий. Потом семья переехала в Минск. Здесь работала моя тетя Зарина Бавтрук, известная художница-керамист. Я росла в атмосфере творчества: посещала её выставки, наблюдала процесс создания изделия. Тогда родилась моя особенная любовь к керамике и фарфору.

После окончания школы я не знала, что в Санкт-Петербурге есть училище, где можно получить профессию художника-фарфориста, и отучилась на педагога-историка. Потом переехала в Швейцарию, и уже здесь мое хобби переросло в профессию. Оказалось, что роспись по фарфору — это популярное занятие у местных дам. Я нашла курсы, через год поняла, что мне мало, и стала искать дальше. Так попала в ателье известной художницы по фарфору Даниэлы Элмигер, которая предложила мне профессиональное обучение. Это были нелёгкие три с половиной года, но я смогла из подмастерья стать мастером.

Знаете, творчество — это бесконечный процесс, и учиться можно очень долго. Знакомые говорили: «Давай, ты можешь!», а мне было страшно начать зарабатывать на росписи фарфора. Мой путь — потихоньку плыть по течению. Первый и второй заказ я выполняла, будучи ещё подмастерьем. В 2015 году оформилась ремесленником и стала официально работать в Беларуси.

Есть мнение, что человеку, связанному с искусством, легче найти своё место за границей. Ты же вернулась и работаешь в Беларуси. Почему?

В Беларуси идут навстречу молодым художникам. Галереи, музеи готовы к сотрудничеству, если автору есть что показать и сказать. Да, не всегда это легко, но и не так сложно. В Швейцарии мне бы не удалось открыть собственную выставку в государственном музее — нет гражданства. В частной галерее — возможно, но стоило бы это больших денег.

В Минске мне выгоднее жить и работать: здесь дешевле жилье, меньше налоги, доступнее транспорт. Что касается заработка: если ты в топе, то твои произведения ценятся и достойно оплачиваются везде.

Раньше основными потребителями фарфора были аристократы, потом пришла мода на дорогие фарфоровые сервизы в качестве подарка на свадьбу. Кто сегодня приобретает расписной фарфор и что пользуется спросом?

Фарфор покупают люди с разным уровнем достатка, мужчины и женщины, молодые люди и старшее поколение. Мои изделия есть в частных коллекциях Швейцарии, Германии, Англии, России, Беларуси, Казахстана. Но коллекционер сегодня — это необязательно очень богатый человек.

Покупают и заказывают сувениры из фарфора: новогодние шары, шкатулки, маленькие статуэтки, вазы. Женщинам в качестве подарка выбирают чашки с блюдцами, мужчинам — тарелки. Традиция сервизов отошла, но есть и на них заказы.

А есть среди твоих заказчиков организации?

Да, есть и крупные заказчики. Сейчас расписываю серию тарелок для Жировичского монастыря. Отдельный проект будет с беларуским посольством в Швейцарии.

У тебя есть правила работы с заказчиком?

Я люблю работать с заказчиками, которые мне доверяют. Во время обсуждения всегда выслушиваю пожелания, создаю небольшой набросок будущего изделия. Честно говорю, что получится сделать, а что — нет, по не зависящим от меня причинам, ведь каждое изделие проходит обжиг в печи. Принципиально никогда не делаю больших эскизов, так как рисунок на бумаге и фарфоре отличаются.

Где и как ты находишь клиентов?

Клиенты приходят через «сарафанное радио». Иногда, как с беларуским посольством в Швейцарии, срабатывает правило шести рукопожатий. Периодически запускаю таргетированную рекламу в Facebook и Instagram. У меня есть сайт на двух языках — русском и немецком. Участвую в ярмарках-выставках, как беларуских, так и зарубежных. Приходили клиенты после публикаций в СМИ. На выставках всегда общаюсь с посетителями, провожу для них экскурсию. Люди ценят личное общение с мастером.

Помимо сайта и Instagram, где можно посмотреть, купить твои работы?

В Минске мои работы можно приобрести в галерее искусств «Предместье», в галерее «Арт-Беларусь», музее утюга.

Периодически ты принимаешь участие в зарубежных фестивалях художников-фарфористов. Это ещё один способ найти клиентов или есть дополнительные бонусы от таких мероприятий?

В первую очередь, это моё развитие как художника. На таких фестивалях можно познакомиться с мастерами со всего мира, посмотреть другие техники росписи фарфора. Это возможность найти новых клиентов и продать дороже свои работы.

Всегда стараюсь привезти из поездок материалы. Для росписи я использую краски и компоненты, не вредящие здоровью и окружающей среде, обязательно тестирую их. Фарфор предпочитаю редких интересных форм и высокого качества. Умею находить классные вещи для будущих VIP-подарков на барахолках.

У тебя есть конкуренты?

Конкуренты есть у всех, но у каждого мастера свой почерк. Заказывают и покупают у того, кто больше нравится, кого знают. Получается, сначала ты создаёшь имя, а потом имя работает на тебя. Ко мне подходят на выставках и говорят: «О, а я узнал ваши работы по почерку». Это приятно.

Тебе самой остаётся частичка своих работ или получается как в поговорке — сапожник без сапог?

Я сохраняю свою классику, сложные работы, например, расписные сервизы. Возможно, когда-нибудь я их продам за хорошие деньги.

Что определяет стоимость изделия из фарфора?

Затраты на материалы, время на изготовление, имя художника.

Фарфор сегодня — это инвестиция?

Да, если это редкое качественное изделие, расписанное вручную техникой, которую в будущем, возможно, не повторит никто.

Что посоветуешь тем, кто хочет стать востребованным мастером?

Любите своё дело, учитесь, будьте ответственными, планируйте время, просчитывайте риски и преодолевайте собственные страхи. Будьте терпеливы, не все двери открываются сразу.

Твои работы украшают частные коллекции, а хочется самой заняться коллекционированием?

А я и есть коллекционер. Покупаю старинные статуэтки, картины, литографию. Есть работы беларуских мастеров, которые хотела бы приобрести в будущем. Искусство — это часть меня.

Интервью подготовлено в рамках проекта «Продвижение женского предпринимательства в Беларуси». Проект реализуется при поддержке Программы малых грантов посольства США в Республике Беларусь. Удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи №03-08/102 от 12.04.2019.

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X