Как вести блог легально

Может показаться, что для того, чтобы быть блогером нужно просто взять в руки компьютер или телефон и делиться своими впечатлениями. Но не все так просто. Юрист Елена Бонеева помогла разобраться в основных вопросах, которые чаще всего волнуют начинающих блогеров: как создавать контент без нарушения законов, можно ли проводить розыгрыши в соцсетях и стоит ли становится индивидуальным предпринимателем для ведения коммерческого блога.

В блогерстве, как и в любом другом начинании, на первых порах могут возникнуть трудности. Они связаны не только с поиском аудитории или выбором темы для следующего материала, но и с юридическим оформлением такой деятельности. Давай разберемся, как вести блог легально и не совершить самые распространённые ошибки.

Блогер или журналист СМИ

До сих пор термин «блогерство» не закреплен в законодательстве Республике Беларусь. Можно встретить лишь его упоминание в нормативных правовых актов.

Например, в Законе от 17 июля 2008 года № 427-З «О средствах массовой информации» блог классифицируется как интернет-ресурс. На первый взгляд, сфера применения этого Закона не распространяется на блогеров. В части 2 статьи 3 есть оговорка, согласно которой он применим к некоторым интернет-ресурсам, но под понятием «блогер» не подразумевается субъект такого вида правоотношений. Предполагается, что блогер делает свой контент исключительно для личного использования и такой материал, как правило, не может быть классифицирован как СМИ. Кроме случаев, когда «совокупность материала имеет постоянное название, а также изготавливается и распространяется с определенной периодичностью» (ст. 1 Закона).

Если твои материалы не подпадают под это исключение, значит, они не относятся к СМИ и ты не можешь привлекаться к ответственности по этому Закону.

Источники и право на информацию

Основными источниками правовой информации о блогерстве в Беларуси является Конституция и Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Именно они закрепляют право на информацию и обязанности в этой области.

Несмотря на то, что есть право на информацию, существуют и ограничения. Например, согласно статье 17 Закона об информации, ограничено распространение и (или) предоставление данных о частной жизни физического лица, персональной информации, информации составляющей коммерческую, профессиональную, банковскую тайну и так далее.

Часть этих ограничений есть и в гражданском законодательстве, поскольку право на личную, семейную жизнь, право собственности, право на честь и достоинство ставятся выше права на информацию. Но и здесь есть исключение: тебе достаточно получить согласие на создания материала от человека, который является его героем. Желательно, чтобы согласие было в письменной форме. Во-первых, в случае возникновения каких-то вопросов, у тебя будет доказательство. Во-вторых, в письменном согласии будет четко указана цель использования полученных материалов.

Фото для блога

Если хочешь сделать для своего блога фотографии, то не забывай, что здесь тоже есть ограничения. Можно выделить несколько основных мест, где нельзя снимать:

– в самолете (пункт 80 Авиационных правил, утвержденных Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь № 2 от 8 января 2014 года);

– в посольствах (зависит от законодательства страны посольства);

– в казино (пункт 16 Положения, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь № 9 от 10 января 2005, но есть исключение);

– на режимных и особо режимных объектах.

Есть ограничения по фотографиям в музеях и библиотеках: все зависит от правил, которые там установлены.

Сейчас популярно использовать для фото или видео дроны. Чтобы всё сделать правильно, тебе нужно получить сертификат для такого вида съемки, предусмотренный Воздушным кодексом.

Что касается информации из других интернет-ресурсов, то ты можешь её использовать, если источник это позволяет, но с указанием ссылки на него. Есть ряд сервисов, на которых ты можешь найти для своего блога музыку и фотографии без авторского права: YouTube Audio Library, Free Digital Photos и другие.

Розыгрыши

Для привлечения аудитории можно использовать разные методы, но самым эффективным считается проведение рекламной игры, акции или конкурса (за лайк, репост и/или подписку). В законодательстве Республики Беларусь (пункт 4 Указа Президента Республики Беларусь № 458 от 7 октября 2013 года) разрешено проводить рекламные игры только если ты являешься владелицей сайта, на котором её проводишь. Это значит, что если ты не являешься создателем-разработчиком социальных сетей, то и не можешь проводить розыгрыш в этой социальной сети.

Обрати внимание, что у рекламных акций другие правила. Рекламная акция – это мероприятие, в процессе которого все участники выполняют условия организатора и получают одинаковые подарки. При этом подарки не могут закончиться до окончания розыгрыша, то есть все гарантировано получают какой-то приз. В таком случае, все законно и это уже не рекламная игра.

Отношения с партнерами

На определенном этапе блогерства ты столкнешься с вопросом оформления отношений с партнерами: продюсерами, рекламодателями и другими.

Самым правильным решением будет оформление договора на условиях, которые вы согласуете между собой в письменном виде. По общему правилу большинство гражданско-правовых договоров может быть заключено и в устной форме. Но в таком случае ты можешь столкнуться с рядом проблем: от нарушение авторских прав до потери гонорара.

Основной договор, по которому ты будешь сотрудничать – договор возмездного оказания услуг. Обрати внимание на следующие моменты:
– заключай договор письменно;
– не забывай о существенных условиях договора (самое главное – согласовать предмет договора, то есть наименование оказываемой услуги);
– указывай в договоре контакты;
– отметь, что вся переписка является неотъемлемой частью договора, а документы по электронной почте приравнивается к оригиналу по юридической силе;
– если нужно, обозначь вопросы авторского права.

Реклама

Реклама – основной источник дохода блогеров, поэтому стоит помнить, что не все можно рекламировать. Более того, в белорусском законодательстве понятие рекламы толкуется широко, а, значит, почти любое публичное высказывания можно отнести к рекламе, даже если ты делаешь это бесплатно.

Важно соблюдать законодательство о рекламе и помнить, что согласно статье 10 Закона «О рекламе» № 225-З от 10 мая 2007 года некоторые вещи нельзя рекламировать вообще, (например, астрологов, колдунов), а какие-то – без специального разрешения (например, лекарственные средства и биологические добавки без разрешения Министерства здравоохранения) или с предупредительной надписью.

Самим блогерам оформлять отношения с рекламодателями бывает сложно. Чтобы сосредоточиться только на создании контента для блога, можно заключить договор с одним партнером (продюсером), который возьмет на себя юридическое оформление документов.

Первые доходы: налоги и/или оформление

Если ты планируешь перевести свой блог в коммерческий, то столкнешься с вопросом уплаты налогов.

Платить налоги нужно со своих доходов, если ты постоянно проживаешь в Республике Беларусь (более 183 дней в году), согласно статье 17 Налогового кодекса № 166-З от 19 декабря 2002 года.

Важно понять, кто является источником твоего дохода. Если это юридическое или физическое лицо, которое не является резидентом Республики Беларусь, то тебе необходимо до 31 марта заполнить декларацию на уплату подоходного налога в размере 13% по состоянию на предыдущий год.

Если ты решила вести свою коммерческую деятельность на нескольких площадках, стоит зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Более того, без оформления ИП ты не можешь осуществлять продажу товаров, в том числе в интернете (курсы, тренинги и прочее).

Ещё одним плюсом является то, что индивидуальный предприниматель может использовать упрощенную систему уплаты налогов, то есть платить всего 5% от дохода вместо 13%. К тому же, ИП вносит отчисления в ФСЗН, а, значит, ты не будешь попадать под Декрет Президента Республики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Если ты совмещаешь статус индивидуального предпринимателя с основной работой по найму, то тебе не нужно делать отчисления в ФСЗН, а необходимо уплатить только 5% от дохода по состоянию на предыдущий год.

Но есть исключения: например, упрощенная система неприменима, если ты рекламируешь белорусские интернет-магазины и/или их продукцию (статья 286 Налогового кодекса).

Чек-лист для новичков в блогерстве

В законодательстве Беларуси понятия «блогер» пока не закреплено. В ряде стран этот вопрос начали регулировать: например, в России с 2014 года это понятие включено в законы, посвященные информации и информационным технологиям. Но в праве все равно остаются пробелы.

На международном уровне блогеров зачастую приравнивают к журналистам, потому что ряд из них освещают социально-значимые темы и подвергают себя тем же рискам, с которыми сталкиваются журналисты.

Даже если ты не ведешь свой блог с коммерческой целью, обращай внимание на следующие моменты:
– относится ли твой контент к СМИ;
– как создать контент, не нарушая законодательство Республики Беларусь;
– нужно ли оформлять договор с партнерами;
– можно ли считать рекламой все, что ты скажешь публично,;
– можно ли провести розыгрыш в социальных сетях;
– нужно ли становиться индивидуальным предпринимателем на данном этапе блогерства.

Нормально сталкиваться с трудностями на первом этапе. Но очень важно не терять мотивацию и продолжать заниматься любимым делом.

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Иллюстрация:
unsplash.com

Статья написана в рамках онлайн-группы поддержки для авторов «Продлёнка». Информация актуальна на январь 2021 года.

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.