Алина Воробьева и MOSS.BY
Растения в офисе благоприятно влияют на работу сотрудников, улучшают настроение и здоровье. Эко-стиль набирает популярность, сфера озеленения шагнула вперед и одним из элементов дизайна стал стабилизированный мох. Так почему не добавить зелени в серые будни и не преобразить рабочее пространство?
Говорят, производство стабилизированного мха и услуги по озеленению им интерьера — это прибыльный бизнес с малыми инвестициями. Так ли это на самом деле? Разбираемся с Алиной Воробьевой, соучредительницей группы компаний «Дековуд» и основательницей бюро озеленения MOSS.BY.

АЛИНА ВОРОБЬЕВА
соучредительница группы компаний «Дековуд», основательница бюро озеленения MOSS.BY
Стабилизированный мох — это натуральный природный и экологически чистый материал, в котором остановлены все биологические процессы. Мох собран ручным способом в Норвегии в естественных местах произрастания. Сохраняет внешний вид в течение 5 лет в зависимости от условий эксплуатации.
Как пришла идея заняться этим бизнесом?
У меня уже был опыт ведения бизнеса. Я развивала направление строительства деревянных домов в Беларуси. Это серьезное, ответственное и ресурсозатратное дело, поэтому браться за что-то дополнительно не планировала. Но однажды, просматривая ленту в Facebook, увидела рекламу российской компании по озеленению стабилизированным мхом. Это было настолько свежо и ново для нашего рынка, что решение об открытии этого направления было принято буквально за секунду.
Изначально мох приходит к нам в коробках по 5 килограмм, стабилизированные растения — в виде веток, собранных в букеты. 95% проектов — это панели различных конфигураций и технических характеристик.
Для изготовления готовой к установке панели мох необходимо перебрать, почистить, задать необходимую высоту и прикрепить на заранее подготовленную подложку. Для нас это не только ручная работа, но и серьезный технологический процесс. В бюро MOSS.BY разработаны стандарты, где четко прописана технология производства, норма расхода, цветовая выкладка, стандарты качества. Весь процесс аналогичен и для производства панелей из стабилизированных растений и создания деревьев.
Из каких специалистов состоит команда?
Я разрабатываю стратегию развития, веду операционную деятельность. Партнер отвечает за техническую часть реализации проектов. Есть специалист по развитию и поддержанию сайта, сотрудники, изготавливающие панели и, конечно, субподрядчики (если проект включает не только панели из мха или растений).
Клиенты очень часто ставят такую задачу, поскольку растения не всегда приживаются в офисах из-за недостаточного света или ухода. Панели из мха или стабилизированных растений — это функциональная альтернатива. Эффект зеленых растений остается, но не требует дополнительного ухода.
Кто ваши клиенты? Сложно было их найти и объяснить, что такое стабилизированный мох?
Здесь все стандартно: сайт, соцсети, выставки, рекомендации клиентов. Мы достаточно давно на рынке и уже приобрели экспертность. Поэтому многие ассоциируют стабилизированный мох именно с нашим бюро. Планомерное выстраивание бизнес-процессов позволило свести затраты на рекламу к минимуму.
Заказывают ли компании в регионах озеленение стабилизированным мхом? И пользуется ли популярностью услуга у частных лиц, например, в оформлении квартир?
У нас есть хотя бы один реализованный проект в каждом из регионов. Лидеры в этом плане — Могилев и Гомель. Сейчас развиваем направление с партнерами из Витебска. Соотношение частных и корпоративных клиентов примерно 50/50. Вопрос в масштабах проектов и бюджетах.
Я помню каждый наш проект, а их уже около ста. Но для нас это не самый важный показатель. Гораздо важнее, сколько клиентов сказали: «Вау!» Относительно крупных проектов, как по сумме контракта, так и по масштабам реализации, было несколько.
Самый большой контракт заключили с РУП «Национальный аэропорт Минск». Мы выиграли тендер на реализацию декоративной перегородки из стабилизированного мха, которая должна была разделить пассажиропотока в зоне вылета. Это был сумасшедший проект с огромным количеством мха, горящими сроками и двухнедельной ночной установкой. После проекта вся команда почувствовала себя супергероями, которым все по силам. Теперь каждый знакомый, когда вылетает, считает своим долгом отправить мне фото на фоне перегородки из мха и рассказать о ее состоянии.
Также осуществили поставку около 500 кг стабилизированного ягеля и около 100 букетов стабилизированных растений в ресторан Astoria Riverside. И все это в канун Нового года! Переговоры были сложными. Штрафные санкции в случае срыва сроков поставки — серьезные. Последнюю партию отгрузили буквально 30 декабря. Но справились.
Такие проекты поднимают компанию на новый уровень и дают большое конкурентное преимущество.
Поскольку мы сами импортируем стабилизированный мох и растения, то в компании сформирован оптовый прайс-лист. Поставляем мох и растения конкурентам, флористам, клиентам, которые хотят самостоятельно изготовить панели.
Мы не единственные, кто продает мох оптом. Но, поскольку горим нашим делом, то всегда дополнительно оказываем технические консультации: помогаем с расчетом проекта, подбором мха и растений. Это побуждает клиентов возвращаться к нам.
Правда, что в этом бизнесе практически отсутствует конкуренция?
Конкуренты, конечно, есть. Мы отслеживаем их деятельность, осуществляем своеобразный бенчмаркинг, если есть что взять у конкурентов и внедрить у себя. Но, в основном, равняемся на зарубежных коллег из Европы и США.
Как думаешь, популярность мха в дизайне будет долгой?
Точный прогноз никто дать не может. Я внимательно отслеживаю изменения и микротренды в отрасли. Зелень и растения в интерьерах будут присутствовать всегда. Мое мнение: изменятся материалы и формы для реализации. И надо быть к этому готовыми.
Это идеальный бизнес для начинающих предпринимателей? И какие подводные камни есть в этом бизнесе?
Ведение бизнеса — дело непростое, и не каждый может справиться. Поэтому идеальный бизнес — утопия. Как и в любой сфере, у нас много подводных камней. Необходимо быть не только маркетологом, дизайнером, продавцом в одном лице, но и сильным техническим специалистом. Мне помог опыт в строительной сфере.
Порог входа в этот бизнес невысокий, но нас не пугает появление большого числа конкурентов. Компания доросла до уровня, когда стало не так интересно брать простые заказы. Мы ищем крутые и сложные в реализации проекты. После каждого реализованного масштабного проекта я получаю огромное удовлетворение и энергию двигаться дальше.

Интервью подготовлено в рамках проекта “Продвижение женского предпринимательства в Беларуси”. Проект реализуется при поддержке Программы малых грантов посольства США в Республике Беларусь. Удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи №03-08/102 от 12.04.2019.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.
К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.