Четыре стадии принятия текста | конспект воркшопа

Поделиться:

Сколько этапов нужно пройти от выбора темы до написания статьи? Журналистка и редактор Екатерина Ажгирей выделяет четыре: очарование, реальность, гнев/торг и принятие.

На пятом воркшопе для авторов Катя рассказала об этих стадиях работы с текстом, а также о том, как в итоге сделать статью полезной для читателя, а в процессе ― интересной и для себя.

4 стадии работы с текстом

1. Очарование

Тебе кажется, что выбранная тема просто «вау!» и ты легко напишешь лучше и понятнее, чем это делали другие. Но прежде, чем браться за материал, протестируй гипотезу хотя бы на редакции / коллегах: нужна ли читателю эта тема, что нового ты можешь в ней раскрыть или как удивить форматом.

azhgirej

ЕКАТЕРИНА АЖГИРЕЙ

Работала в TUT.BY журналисткой и редактором, сотрудничала с журналами Belaviaonair, Культпросвет, relax.by, 34mag, московским блогом ИКРЫ. Автор в KYKY.ORG. В 2015 году запустила проект unemployee.by ― самиздат о работе и самореализации, проект успел посотрудничать с Батенька, да вы трансформер; НЭН; Антирабство.

На этом этапе запиши, какой результат и отклик ты ждешь от своего текста: о чём он должен быть и ради чего ты его делаешь. Есть классный вопрос, который нужно задавать себе постоянно: «Я пишу текст, чтобы что?». Но без романтизма и иллюзий: можно писать и ради денег, и ради того, чтобы попасть на BBC, и ради того, чтобы твоё мнение услышала Мінская Спадчына (условно). Когда ты это прописываешь, то потом, если кажется, что твой текст ни о чём и низачем, это поможет закончить начатое или правильно перенастроить фокус.

2. Реальность

Ты начинаешь набирать фактологию, делаешь структуру будущей статьи. И понимаешь, что всё не так радужно: текст требует больших усилий, чем ты планировала. А герой, которым ты очаровалась через медийный образ, в реальности и тет-а-тет говорит спутанно, а потом и вовсе может отказаться от собственных слов. Отсюда важный вывод: старайся никогда не очаровываться героем.

Если ты пишешь не на выработку (как штатный журналист, который должен публиковать определенное количество текстов в месяц), то эта стадия наступает немного позже. Это происходит на сверке материала, когда ты получаешь фидбэк от редактора и понимаешь, что не всё то, что ты хотела донести, понято и нужно этому изданию или же требует корректировки. Действительно хорошие тексты рождаются в гармоничной связке журналист-редактор, где оба держат в голове пользу не только для себя, но и аудитории, и могут корректно объяснить друг другу любые изменения в материале.

Бывает, что текст, который ты считаешь очень важным именно здесь и сейчас, не является для другой стороны «ракетой Илона Маска, которая полетит». Из-за этого могут начаться споры. Не бойся отстаивать свои интересы: текст, в первую очередь, продукт твоей деятельности, но не доводи до эгоцентризма (то же самое касается и редактора). Ты имеешь право отстаивать свою позицию и говорить, что это важно, но если ты работаешь не как блогер или независимый журналист, то с определенными форматами изданий придется мириться.

3. Гнев-торг

Ты считаешь, что остальные тексты лучше, а в твоем нет ничего полезного: у него непонятная структура и слишком много сложной информации. Остановись и не обесценивай. Отойди чуть в сторону и попробуй посмотреть на материал критически. Также ты можешь оставить текст хотя бы на пару часов, чтобы перезагрузиться и посмотреть на него другими глазами (хотя бы отдохнувшими). Очень полезно перечитывать свои же тексты вслух: так легче найти слабые места, на которых ты непроизвольно будешь сбиваться.

Помни, что понятие «полезности» очень индивидуально. Каждый сам решает, что для него было полезно, а что ― нет. Главное, чтобы твой текст был зачем-то нужно именно тебе: получить деньги, рассказать о своей позиции, отточить мастерство, найти сообщество, что угодно.

Также, когда ты пишешь о личном опыте, текст может превратиться в большой эмоциональный лонгрид, который будет понятен тебе, но не читателю. Чтобы не создавать лабиринты текста, структурируй его ― дели на тематические блоки. Например, через каждые 12-13 предложений добавляй небольшой тезис ― вывод тому, что было написано выше. Поверь, читатель будет тебе за это благодарен.

4. Принятие

Ты сдаешь текст к публикации и выдыхаешь. На этом этапе хвали себя. Даже если это не сделал редактор. Даже, если не было десятка лайков или хороших комментариев. Главное, чтобы ты понимала, что твой текст ВЫШЕЛ. А это – уже показатель. Не нужно холить и лелеять материалы до суперидеального состояния. Во-первых, этого никогда не случится (особенно, если ты перфекционистка), во-вторых – твоя нервная система скажет тебе “спасибо” за умение ценить процесс, а не только результат.

Если ты выполнила свои минимальные ожидания ― переходи к другому тексту. Иначе на уровне одного материала можно застрять на всю жизнь: дорабатывать, делать его более понятным, общаться с комментаторами ― одним словом, тратить время своей жизни на то, чтобы пилить опилки.  

Пиши с установкой «пусть мой текст будет чуть меньше, чем гениальный». Так ты сама себе поможешь, потому что не будешь стараться ничего из себя выдавливать. И потом, поверь, текст выйдет чуть больше, чем хороший.

Как выбираются темы

Искать темы можно абсолютно по разным источникам:

– из журналов и ресурсов, которые тебе нравятся. Это может быть и  wonderzine и platfor.ma, и даже старые выпуски Каламбура. Также можно смотреть за белорусскими коллегами: tut.by, onliner.

– из разговоров с друзьями и знакомыми: вдруг у них есть какая-то интересная история, которая западет тебе в душу. Обычная жизнь – вообще кладезь.

– из общения с редакцией и сообществом, для которого ты пишешь. Классно, когда выбор темы обсуждается большим количеством людей. Потому что это своего рода проверка, будет ли статья интересной и кликабельной.

Если ты хочешь написать резонансный текст, то при выборе темы отталкивайся от повестки дня людей и от локации. Например, есть тема, которая сейчас у всех на слуху и которую активно используют СМИ. А ты в это время пишешь про соломоплетение в белорусской глубинке. Если этот текст очень хороший, то его лучше придержать. А если он проходной (то есть не очень значимый для тебя) ― тогда не ожидай от него чего-то большего, чем просто текст. Тот, кто надо, его все равно увидит.

Писать проходные тексты ― это нормально: на них можно оттачивать мастерство. Не все темы должны быть долгоиграющими. Но если текст, который был важен для тебя, остался незамеченным ― ты можешь набраться смелости и переадресовать его в другое СМИ (украинское и российское). И, возможно, там он выстрелит, потому что в той стране у людей совсем другая повестка дня.

Также ты можешь попробовать эксперимент с форматами. Например, в телеграм-канале Unmental мы добавляли к тексту аудиосообщения, а platfor.ma рассказывала про карту города в эмодзи. Это не что-то суперновое, но это то, что заставляет человека остановиться и присмотреться или прислушаться. Важно: если этот прием сработал, не стоит впадать в крайности и делать каждый текст с аудиосообщениями или эмодзи. Гибкость и разнообразие ― залог покорения медийной волны.

Бывает, что какой-то текст может выстрелить только спустя время. Потому что сначала люди могут быть не готовы к нему: из-за формата, стереотипов или из-за того, что они не сталкивались с этим раньше. Вспомни первые тексты с феминитивами.

Стоп на простые темы

Некоторые журналисты почему-то боятся простых тем: не хотят писать про погоду (условно) или, например, что в Беларуси прошла ярмарка вакансий. Но на самом деле, оттачивание письменного языка и происходит на банальщине. Хороший пример – как Астрид Линдгрен сделала репортаж с открытия железной дороги (увидишь в фильме “Быть Астрид Линдгрен”). Когда ты изначально берешься за что-то сложное и стараешься писать сложно ― очень легко заиграться в художественность: включается нано-Чехов с аллюзиями и метафорами, которые больше нагружают читателя, чем рассказывают что-либо.

Практика: поставь будильник на 5 минут и возьми простую тему. Условно, «Чем хороши белые потолки в помещении?». Кажется абсурдным, но это развяжет тебе язык и заставит поработать над штампами. Если ты сможешь написать про это доходчиво и структурно (с введением, кульминацией, выводом), то тебе будет гораздо проще работать с более сложными темами.

Как брать интервью

Когда ты берешь интервью, очень важно выключать своё личностное отношение к герою. Иначе, очарованная человеком, ты не сможешь перенаправить или перебить его в случае необходимости. Помни: ты не рисуешь портрет героя, чтобы он гордо мог повесить его в гостиной, твоя задача – дать объективную реальность. Иначе есть риск, что в тексте может не оказаться ничего ценного, кроме пустой болтовни или хвальбы. Хорошее интервью можно сделать даже с мамой: например, я бы никогда не подумала, что текст про сокращение моей мамы с работы после 50-ти наберет более 50 тысяч просмотров.

Любое интервью лучше строго ограничивать по времени: не больше 40-50 минут. Также нужно не бояться перебить героя и держать его в рамках: чтобы он не уходил в свое детство, будущее или путешествия. Ты не психотерапевт, но тебе придётся быть чуткой и по-хорошему хитрой. Человеку важно понять, что его действительно слышат и слушают.

Может получиться так, что интервьюируемый отвечает на вопросы очень коротко либо использует много профессиональной лексики. В таком случае есть риск превратиться в узкопрофильный сайт и потерять свою аудиторию. Поэтому очень важно понимать для кого ты пишешь. Статьи на одну тему, но для разных изданий, например, для ProWomen.by и Forbes, будут очень отличаться подачей.

Сила фактчекинга

СМИ грешат оборотами в стиле «по данным открытых источников», «согласно исследованиям» и так далее. Указывай и источники, и исследования. Сейчас очень легко сделать видимость анализа и сослаться на факты, которых на самом деле нет.

Если ты пишешь, что 75% бизнеса ― это женщины, то обязательно подкрепляй эту информацию ссылкой на источник. Делай так с каждым исследованием, что упоминаешь в своем тексте. Если ссылка старше 5 лет, то приводить ее нельзя: мир быстро меняется и, скорее всего, эта информация уже устарела.

Как давать ссылки: их можно вшивать в текст либо давать краткую информацию в скобках. Здесь важно не скатываться в крайности: если ты будешь пояснять каждое слово, читатель запутается в мире гиперлинков. Соблюдай баланс и поясняй действительно там, где нужно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.
К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.