ФРИЛАНС

С чего начать, если хочется уйти на фриланс?


Карина Зайцева

Бизнес-консультант, специалист в области продаж и рекрутинга. Несколько лет успешно совмещает работу в найме с проектами на фрилансе.

«Одно дело — штатная работа на удалёнке, и совсем другая степень ответственности — самостоятельное плавание. Фрилансер должен быть хорошим специалистом в своей сфере, маркетологом, проектным менеджером и менеджером по продажам в одном лице. Поэтому, если ты хочешь, чтобы работа на фрилансе получилась, нужно подготовиться».

На фрилансе тебе придётся самой искать клиентов, продавать свои навыки и компетенции, исполнять обязательства и отвечать за результат. Если ты привыкла к стабильности, не готова резко менять свой график, ещё формируешь финансовую подушку безопасности, то лучше сделать плавный переход и совмещать найм с подработкой. 

Проанализируй рынок, пойми, на что есть спрос и определись с задачами, которые ты сможешь выполнять для клиентов. На фрилансе есть задачи с сильной конкуренцией, например, транскрибация текстов, рерайтинг, поиск информации в интернете. Эти работы обычно малооплачиваемые. И есть узконишевые задачи, где можно хорошо заработать или получить опыт, полезные связи, которые помогут в дальнейшем повысить стоимость услуг. 

Возможно, для каких-то заказов нужно будет получить дополнительные навыки. Впиши недостающие компетенции в карту своего профессионального развития, запишись на курсы и параллельно активно включайся в поиск проектов. Иначе есть риск много знать, но остаться без работы.

Важно понимать, что когда ты откликаешься на предложение заказчика, то он определяет финансовые условия вашей работы. Другое дело, когда клиент сам приходит к тебе. Поэтому учись продавать себя. 

Упакуй свою экспертность через цифры, опыт, достижения, масштабные проекты, визуал сайта или страницы в социальных сетях. Но не сильно хвастайся, так как в работе не могут быть одни победы. Неудачные кейсы тоже привлекают внимание, вызывают доверие и лояльность со стороны клиента.

Чем больше у тебя будет контактов из разных сфер, тем больше вероятность того, что заказчики будут приходить по сарафанному радио. Заводи полезные знакомства, вступай в профильные сообщества, развивай личный бренд, говори, чем занимаешься. Если клиентов ещё не было, проси обратную связь и рекомендации у коллег.

Подумай про законное оформление деятельности. Если есть возможность, воспользуйся услугами юриста, бухгалтера. В зависимости от твоего вида деятельности они порекомендуют более выгодный формат. Если есть постоянное место работы, самый простой вариант — заключить договор подряда. Можно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, стать плательщиком налога на профессиональный доход (НПД) или совмещать эти две формы. Из своего опыта хочу отметить, что вначале надо найти клиента, а потом уже думать про юридические и бухгалтерские вопросы.

От недобросовестных заказчиков защитит предоплата и договор, где должны быть прописаны обязанности и права каждой стороны. Можно работать на фриланс-биржах с безопасной оплатой, где клиент вначале переводит деньги на баланс биржи, а после выполнения заказа — на твой счёт. Но за это биржа берёт процент. 

Самая большая ошибка начинающих фрилансеров — это переработки и отсутствие дисциплины. В зависимости от характера работы или своих предпочтений установи границы рабочего дня. Например, кто-то вечернее время оставляет для семьи, работает по стандартному графику: 5 дней по 8 часов. Некоторым комфортно работать рано утром, ночью либо в выходные дни. Со своими заказчиками я на связи в рабочее время с 8-9 утра до 6-8 вечера.

Клиенты не любят исполнителей, которые им не отвечают, поэтому не пропадай. Это важный момент, который может выделить тебя среди конкурентов.

Полезные привычки фрилансеров — оставлять и планировать время на отдых, записывать все задачи на бумаге или в календаре, иметь в разработке несколько проектов, фиксировать письменно все договорённости.

Несколько советов начинающим фрилансерам:
— сформируй финансовую подушку безопасности;
— выбери нишу исходя из своих навыков, спроса и предложений на рынке;
— создай портфолио и определи стоимость своих услуг;
— приступи к поиску заказов и продвигай себя как эксперта;
— определись с юридическим статусом;
— расширяй компетенции, осваивай смежные специальности;
— прокачивай навыки тайм-менеджмента;
— организуй рабочее место.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Редакция не несёт ответственности за качество продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и их работу.

Редакция, авторы статей и героини интервью не получают финансирование от владельцев компаний, продуктов и сервисов, представленных в статьях, а также никак с ними не связаны. 

Редакция не вносит изменения в тексты по просьбе представителей продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и не добавляет в текстовые материалы обзоры новых продуктов по запросу владельцев.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X