КАРЬЕРА

Как запросить обратную связь от коллег/руководителя?


Юлия Шибалко

Team Manager в Tech. ICF коуч для менеджеров и для тех, кто временно потерял направление в жизни. Поможет найти свои цели, структурировать окружающий хаос и прокачать коммуникацию.

«Фидбек — важный инструмент для профессионального и личностного роста. Но он требует смелости — сначала решиться на сбор обратной связи, а потом ещё и узнать ответы».

Запросить обратную связь о себе — не всегда приятное занятие, результат может задеть и сильно понизить мотивацию. Но всё-таки по моим наблюдениям, отказ от этой возможности связан не с самой обратной связью или предубеждениям вокруг неё, а скорее с процессом подготовки, сбора и обработки ответов. Подсознательно польза от фидбека ясна: мы выравниваем наше впечатление о себе с тем, как нас, наши навыки и качества воспринимает внешняя среда. Фидбек помогает обнаружить «слепые» пятна в наших умениях, а также подсветить сильные стороны, которые мы сами можем не замечать. Осталось только понять, как же к этому подготовиться.

Почти всё в этой жизни начинается с постановки цели. Ты должна в достаточной мере осознавать, для чего тебе знать мнение других людей. Может это аудит какого-то конкретного навыка. Например, ты активно прокачивала приоритизацию задач и хотела бы знать, что изменилось и в какую сторону. А может, ты хочешь понять в целом свои сильные стороны и точки роста для карьерного продвижения. Цель поможет сформулировать задачу более точечно, а значит, и получить более точные ответы. 

Дальше стоит прикинуть, кто тебе может дать эту самую обратную связь. С кем ты пересекалась по задачам или как-то коммуницировала на постоянной основе. Это может быть твой руководитель или коллеги из твоей команды или соседних отделов. Если в компании есть проблемы с доверием внутри коллектива, то к выбору участников стоит относиться вдвойне внимательнее.  

Если твоя цель, узнать мнение только у руководителя, то рекомендую придумать ещё 2-3 ключевых вопроса, ответы на которые помогут тебе продвинуться дальше. Если их не сформулировать, есть риск, что мысль руководителя ускачет не в ту сторону, он/она оценит не те навыки, которые тебе нужны. Базовые вопросы: «Что у меня уже получается хорошо?», «Чего мне не хватает, чтобы перейти на следующий уровень?», «В чём ты видишь мою самую сильную сторону?», «Как ты оцениваешь мой навык Х?». Если в цели важна точность, то вопросы могут быть менее чёткими, главное — задать направление мысли. 

После этого ты можешь смело подходить к своему менеджеру (руководителю) и договариваться о встрече. Не забудь свериться по срокам, чтобы вы все понимали, когда можно ждать ответы на твои вопросы. Настраивайся на режим диалога, так как у менеджера, скорее всего, уже будут какие-то соображения по твоим вопросам и часть вещей вы обсудите прямо на месте. Кстати, тут руководитель может сам инициировать сбор обратной связи от твоих коллег. Точно не стоит отказываться, только снова не забудь уточнить сроки. 

Ты также можешь запустить процесс сбора обратной связи от коллег. Этапы остаются такими же. Присмотрись к своим вопросам и подумай, хватит ли у твоих коллег информации, чтобы на них ответить. Приведу пример. Скорее всего, они не смогут ответить на то, каких тебе скиллов не хватает для повышения. Они не знают, что для тебя «повышение» и какие перед тобой стоят задачи. Но зато коллеги могут дать общее впечатление о тебе, твоём стиле общения и качестве выполнения тобой задач. Двух-трёх вопросов будет более чем достаточно. Например, «Что у меня получается делать хорошо?», «Что мне стоит перестать делать или что изменить?», «Как ты можешь оценить моё умение Х?». Оцени, нужен тебе анонимный опросник или нужно знать, кто отвечал. Для анонимных опросников есть Google Forms или Typeform. Для неанонимных — просто вопросы текстом.

После этого остаётся всё оформить и отправить. Но и тут есть нюанс. Если ты понимаешь, что для коллег (да и для любого опрашиваемого человека) такие вопросы будут сильной неожиданностью, то имеет смысл их предупредить в неформальной беседе. Обычно люди соглашаются, и теперь ты действительно можешь отправлять сообщение с вопросами или анкетой, указав там ожидаемые сроки ответа (1-2 недели). И не забудь поблагодарить людей за участие. Если ты видишь, что ответов нет, а сроки подошли к концу, то абсолютно нормально вежливо напомнить о себе. 

Если ты волнуешься при мысли о том, чтобы запросить обратную связь, можно потренироваться на близких друзьях и семье. Они тоже могут рассказать много полезного. А если ответы вызывают бурю эмоций, то есть смысл вернуться к ним через пару дней или вместе с руководителем, если есть такая возможность. Помни, что ответы описывают какие-то твои рабочие навыки, но ни в коем случае не тебя как личность.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Редакция не несёт ответственности за качество продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и их работу.

Редакция, авторы статей и героини интервью не получают финансирование от владельцев компаний, продуктов и сервисов, представленных в статьях, а также никак с ними не связаны. 

Редакция не вносит изменения в тексты по просьбе представителей продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и не добавляет в текстовые материалы обзоры новых продуктов по запросу владельцев.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X