БИЗНЕС

Как отстроиться от конкурентов?


Мария Биржакова

Предпринимательница, экспертка по созданию lovemark-ов, стратегический аналитик, маркетолог. Более 15 лет в бизнесе, 7 из которых — сооснователь и CEO успешных проектов: книжный магазин «Либрерия» и mindfulness проект YEAREE /йéри/.

«Когда ты выходишь на рынок, делай ставку на формирование сообщества и общение с клиентом. Это уже никто не сможет подделать. Будут копировать продукт, маркетинг, цены, цвета, шрифты. Но душевность, тот посыл, который несёт твой проект, делает его уникальным».

Отстройка от конкурентов — это возможность заявить о своей уникальности и выделиться на фоне компаний, которые предлагают похожие товары или услуги. Это помогает не только повысить узнаваемость бренда, но и увеличить продажи.

Начнём с того, что важно анализировать своих конкурентов на разных этапах развития бизнеса. Самый первый — на стадии идеи. Благодаря анализу, ты можешь придумать для своего продукта уникальные фишки и сделать его более интересным и привлекательным, чем существующие аналоги. 

Например, все привыкли, что кофе должен обязательно быть молотым, растворимым или в зёрнах. А компания Nespresso взяла и придумала кофе в капсулах. Одно нажатие кнопки – и напиток готов. Бизнес-модель предполагает продажу доступных по цене кофемашин, пользоваться которыми можно только с капсулами. Компания запатентовала технологию, и теперь всем новым производителям капсульного кофе нужно запрашивать их лицензию. То есть даже за счёт конкурентов Nespresso получает прибыль. Такое нестандартное мышление возможно, если ты смотришь по сторонам, анализируешь, проводишь собственные исследования, спрашиваешь у клиентов, что им важно. 

Если у тебя уже есть продукт, то можно проводить ежегодный или ежеквартальный анализ конкурентов. Подходить к исследованию нужно с точки зрения не только владельца бизнеса или маркетолога, но и пройти весь путь customer journey map как клиент. Прийти в ресторан и понять, нравится атмосфера или нет, какой вкус у блюда и так далее. А уже только потом смотреть как эксперт: от какой фабрики фарфора посуда, предложили допродажи к меню или нет. Анализируй конкурентов с точки зрения того, как выстроены у них процессы. Подмечай и фиксируй для себя сильные стороны, как хотелось бы, и слабые — как не надо. Тебе нужно не просто поддерживать определённый минимальный стандарт качества, но стремиться находить нестандартные решения, привносить инновации. Для этого нужно генерировать большое количество идей. 

Когда мы анализировали своих последователей, то увидели, что они также стали использовать QR-коды. Для них это инструмент, чтобы привести клиентов на сайт и рекламировать собственную продукцию. Но мы используем QR-коды, чтобы придать добавленную ценность календарям. По ним можно найти дополнительную пользу: узнать коучинговые техники, вдохновиться чьей-то историей, получить партнёрские предложения. То есть человек, приобретая календарь, находит внутри скидки и подарки на сумму, большую чем его цена. 

Усиливать друг друга можно за счёт того, что ты смотришь намного шире. Поэтому после анализа основных конкурентов, собери команду для брейншторма и бенчмаркинга, посмотри на отрасли из совсем других сфер.

Создавая  «Yearee» /йéри/, мы смотрели, как работают психологи, анализировали клиентский опыт людей в музеях, когда они соприкасались с искусством, изучали развивающие и обучающие отрасли, развлекательный контент. Решали, что из этого всего можно добавить в свой продукт, чтобы подарить клиенту самое главное — впечатление. Это намного привлекательнее, чем просто набор листочков на подставке. Именно в этом секрет успеха.

Чтобы продукт был интересен, он должен быть уникальным. Старайся придумать свои фишки. Посмотри, что нравится тебе лично. Проведи AB-тест. Спроси у своей аудитории, ведь то, что тебе кажется важным, может быть совсем ей неинтересно. Или наоборот, она отметит твою идею и поддержит. Если нет аудитории, чтобы протестировать гипотезу, попроси ответить максимально беспристрастно близкое окружение.

У клиентов  «Yearee» /йéри/ мы спрашиваем, что для них важно и стараемся улучшать и усиливать эти позиции. Но это возможно только в том случае, если клиенты тебе доверяют, чувствуют, что ты делаешь проект с миссией. Всегда видно, создаётся продукт только, чтобы обеспечить финансовый успех собственника компании или с мыслью и заботой о людях. Деньги — это средство к развитию.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Редакция не несёт ответственности за качество продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и их работу.

Редакция, авторы статей и героини интервью не получают финансирование от владельцев компаний, продуктов и сервисов, представленных в статьях, а также никак с ними не связаны. 

Редакция не вносит изменения в тексты по просьбе представителей продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и не добавляет в текстовые материалы обзоры новых продуктов по запросу владельцев.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X