ФРИЛАНС

Что делать, если страшно брать деньги за свою услугу?


Валерия Кременецкая

Бизнес-менторка, кураторка менторских программ, коуч ICF.
С помощью коучинговых скиллов и упражнений помогает поставить истинные цели и проложить план действий к лучшему будущему.

«Давай примем за аксиому: у тебя точно есть то, что нужно другим и клиенты готовы за это платить. Ограничения только у нас в голове».

Большинству людей действительно страшно брать деньги за свою работу. И я была такой. Мне казалось, что всё, что я знаю, люди тоже знают. Возникал вопрос: «За что тогда брать деньги?» 

Для начала я объяснила себе, что это трата времени, которое я могла бы провести иначе. Дальше разбиралась с внутренним критиком, ведь люди не покупают просто так. Клиенты оплачивают мой опыт, знания и результат, который я даю им в процессе совместной работы. 

Вот стратегии, которые ты можешь использовать, чтобы преодолеть свой страх:

— Осознай свою ценность. В каждой сфере есть невидимая кривая обучения, навыков и знаний, которые ты накапливаешь с течением времени. Опыт также имеет значение и часто является причиной того, что ты вообще можешь делать что-то эффективно. 

Люди платят именно за твой опыт и знания, не преуменьшай их значение. Подумай, как ты улучшаешь жизнь, бизнес клиентов с помощью своей услуги и бери плату в соответствии с этой ценностью. Составь список довольных клиентов, успешных кейсов, подтверждающих твою экспертность. Когда ты знаешь, что берёшь столько, сколько стоишь, гораздо легче говорить об этом с уверенностью.

— Разберись с причинами, почему тебе может быть выгодно не брать деньги или называть сумму меньше, чем стоит твоя работа. Логика может быть такая: «Если я беру деньги, значит работа должна быть сделана идеально, а я боюсь не оправдать ожидания клиента. Сделаю дешевле и ответственности будет меньше, так как оценивать будут не так строго». Или ты зависишь от мнения других людей и за счёт бесплатной работы закрываешь свою потребность быть для всех «хорошим человеком». Страх — это эмоция. Признай это чувство и если не можешь справиться сама, поговори с профессионалом. Психолог или коуч поможет разобраться в причинах и подскажет пути решения. 

— Переведи цифры в то, что тебя вдохновляет и мотивирует зарабатывать. Задай себе вопрос: «Если я буду получать сумму, которую считаю справедливой за свою работу, как это повлияет на меня? На мою жизнь? На моих близких?» Распиши подробнее, что эти деньги значат для тебя — подтверждение профессионализма, возможность развиваться, улучшить жилищные условия, поехать в путешествие мечты, помочь родителям. Составь список не меньше 50 пунктов. Такой подход должен поддержать тебя в момент, когда страшно называть сумму. А для мозга это будет внешним объяснением, зачем проходить через сопротивление и сложности. 

— Будь готова к разговору с клиентом и заранее определи цену своей работы. Подумай, сколько ты хочешь зарабатывать в месяц и сколько часов готова работать в месяц/неделю/день. Сумма должна основываться на твоих расходах плюс прибыль. Если ты специалистка с набором навыков, которые ценят клиенты, устанавливай соответствующую цену с самого начала. Продавай свои услуги за справедливую для тебя цену

— Оформи прайс визуально. Его можно закрепить в хайлайтс в Instagram, сделать отдельным документом. Например, цены на свои услуги я оформила в Notion, и теперь мне не нужно каждый раз озвучивать цену, я просто высылаю ссылку. Психологически это гораздо легче. 

Называть цену и уверенно брать деньги за свою услугу — это навык, который можно развить. Дай себе время. Продолжай развиваться профессионально, собирай отзывы, получай новые знания, нарабатывай опыт. Помни, что страх не оплачивает счета и любая работа предполагает оплату. Пробуй называть стоимость, не занижая и не оправдываясь за неё. Практика избавляет от страха при разговоре о деньгах.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Редакция не несёт ответственности за качество продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и их работу.

Редакция, авторы статей и героини интервью не получают финансирование от владельцев компаний, продуктов и сервисов, представленных в статьях, а также никак с ними не связаны.

Редакция не вносит изменения в тексты по просьбе представителей продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и не добавляет в текстовые материалы обзоры новых продуктов по запросу владельцев.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X