Lifelong Learning: почему важно не переставать учиться

Концепция непрерывного обучения (Lifelong Learning) стала важной частью жизни современного человека. Ведь чтобы успевать реагировать на изменения в профессии и бизнесе, нужно постоянно обновлять свои знания. Из статьи ты узнаешь, как появилась концепция Lifelong Learning, почему это может быть тебе полезно и с чего стоит начать.

Экономика продолжает перестраивается с индустриальных рельс на информационные. Если после промышленной революции человечество стремительно наращивало производственные мощности, то основная задача для жителей XXI века — начать развиваться устойчиво. Это значит, что вопросы экономики, социальной сферы и экологии нужно решать комплексно, а не в ущерб какой-то из этих сфер.

В сентябре 2015 года на Саммите в Нью-Йорке государства-члены ООН приняли документ, в котором сформулировали 17 целей устойчивого развития. Четвёртая из целей звучит как «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

Получение образования — ключ к решению многих социальных и экономических проблем. Например, образование дает возможность вырваться из бедности. Чем образованнее население, тем больше человеческий капитал, следовательно, богаче и благополучнее общество.

Концепция Lifelong Learning

Концепция непрерывного образования появилась как ответ на вызовы стремительно меняющегося мира. Формальная система образования далеко не всегда справляется с запросом рынка труда и может оперативно реагировать на его изменения. Ранее устойчивый сценарий школа-институт-работа-пенсия вероятнее всего перестанет работать. Ведь продолжительность жизни растёт, взрослое население стареет и количество пенсионеров может превысить количество работающей молодёжи.

Обучение и образование взрослых позволяет людям приобретать необходимые знания, возможности, навыки, качества и ценностные установки для того, чтобы осуществлять и развивать свои права, управлять своей жизнью. Обучение и образование взрослых также является абсолютной необходимостью для достижения справедливости и инклюзивности, уменьшения масштабов нищеты, создания справедливых, терпимых и устойчивых обществ, основывающихся на грамотности. Так говорится в «Беленских рамках действий» — документе, принятом на шестой Международной конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых в 2009 году.

Возможность получать образование относится к правам человека «второго поколения». Наличие, доступность, приемлемость, адаптируемость образования — ключевые характеристики, выделенные комитетом ООН по социальным, экономическим и культурным правам в 1999 году.

От проблем общества к проблемам отдельного человека

Несмотря на вызовы времени, в нашей культуре существуют предубеждения по поводу образования взрослых. Например, есть ограничивающее убеждение о том, что после определённого возраста учиться уже поздно.

Ограничивающие убеждения — не всегда мысли конкретного человека. Они могут неосознанно прививаться в культурной среде, в которой растёт и воспитывается человек. Их стоит научиться замечать у себя, ведь мысли приводят к действию или бездействию.

«Ошибаться плохо» — ещё один пример ограничивающего убеждения. Кэрол Дуэк, американский социальный психолог и автор книги «Гибкое сознание», описала две установки мышления: установка на данность (fixed mindset) и установка на рост (growth mindset). Первый вариант мышления подразумевает отношение к успеху, таланту, способностям как к предопределенным вещам: дано или нет. Вторая точка зрения говорит о том, что успех — это сумма усилий, мотивации, времени, которое человек тратит на достижение цели. Также есть разница в восприятиии провалов и ошибок. Человек с установкой на данность будет тяжело переживать неудачи, в то время как установка на рост говорит, что ошибки — часть пути.

Ошибиться с выбором карьеры в 16 лет — не страшно. Поменять карьеру после 40 лет — новая норма нашего времени. Бурное развитие технологий, особенно интернета, за последние 30-50 лет, принесло много пользы. Никогда раньше не было таких возможностей для самообразования. Но повсеместная цифровизация и информатизация сильно изменяет рынок труда: появляется много новых профессий, какие-то исчезают, какие-то «выйдут на пенсию», то есть востребованность в специалистах сильно сократится. Эти обстоятельства в том числе диктуют новые правила игры.

Что говорит наука

Обучение — процесс, запускаемый ещё до нашего рождения. Мы получаем информацию из окружающего мира через органы чувств. Так во второй половине беременности младенцы начинают воспринимать и обрабатывать большое количество сенсорной информации. Они могут чувствовать запахи, вкусы, запоминать мелодии.

В нашем мозге около 90 миллиардов нейронов, которые образуют связи. Процесс образования связей, иначе синапсов, называется синаптогенез. Он запускается во второй половине беременности и продолжается всю жизнь человека. Эта способность мозга, а также нейрогенез — сохраняющаяся способность нейронов к делению в определенных мозговых структурах, обеспечивают нейропластичность мозга. Устоявшееся представление о мозге взрослого человека как о стабильной и неизменной структуре на современном этапе развития нейронауки пересмотрены. Мы способны учится всю жизнь. Нейронные связи — своего рода отпечаток нашего опыта. Они образуются за счёт многократного повторения какого-либо действия или под влиянием сильных эмоций.

Обучение помогает адаптироваться под актуальную реальность. Устойчивые нейронные связи, сформированные нашим прошлым опытом, должны помочь в процессе принятия решений в будущем. Но наш прошлый опыт не всегда подходит для решения новых задач. Поэтому важно выявлять неэффективные паттерны поведения, ограничивающие убеждения и отказываться от них.

Три причины для личного Lifelong Learning

Лучшее ментальное здоровье во взрослом возрасте.
Появляется все больше свидетельств того, что образование действует как защитный фактор против развития депрессии и различных форм деменции.

Изменение установки мышления на данность.
Множество ограничителей нашего развития находятся у нас голове. Мы могли усвоить эти ограничивающие установки неосознанно во время взросления и личностного становления. Обнаружение таких установок среди своих мыслей сделает тебя более осознанной.

Социализация/нетворкинг.
Мы учимся друг у друга, читая личные блоги и книги, общаясь онлайн или оффлайн, покупая авторские курсы. Чужой опыт может обогатить нашу жизнь, вдохновить или, наоборот, предостеречь от чего-то. Учиться на чужих ошибках — полезный навык.

Сколько бы тебе ни было лет — учиться никогда не поздно. Татьяна Владимировна Черниговская говорит: текст, который пишется на нейронах, пишется жизнью. Очень важно осознанно и критически подходить к потребляемой информации. И этому тоже нужно учиться.

С чего начать

Заниматься самообразованием взрослому человеку труднее, чем школьнику или студенту. Это связано с недостатком времени и другими обстоятельствами: работа, семья, свой бизнес и другое.

Если ты решила научиться чему-то новому, то:

1. Ответь себе на вопросы: Зачем мне эти знания? Где я их применю?
Это сделает процесс обучения более осознанным. Но можно учиться просто ради удовольствия. Возможно, так у тебя появится новое хобби, а заодно и новые нейронные связи.

2. Выдели время на обучение чему-то новому.
Этот совет может показаться очевидным, но не пренебрегай им. Важно не переоценить свои возможности в будущем. Так что проверь свой список задач и выдели время в ежедневнике под новое начинание.

3. Помни про здоровую рутину: старайся высыпаться, не забывай вкусно и сбалансированно питаться, гуляй на свежем воздухе.
Эти простые действия поддержат тело в ресурсном состоянии. Помни, что проектов в твоей жизни может быть много, но единственный проект, который должен быть у тебя в приоритете — ты сама.

Полезные ресурсы

У издательства МИФ можно пройти бесплатный курс Мастерство учиться — это восемь электронных писем с полезными материалами. В каждом письме раскрывается отдельная проблема, с которой ты можешь столкнуться на пути самообразования: от поиска мотивации до развития памяти.

Правила и секреты самообразования от проекта 4brain — текстовые материалы с рекомендациями по выстраиванию твоей самообразовательной траектории.

В интервью научного журналиста Аси Казанцевой «Мозг, как не глупеть, правильно использовать эмоции и помнить, что он материален» ты сможешь погрузиться в нейробиологию и не утонуть в академическом знании.

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Иллюстрация:
unsplash.com

Статья написана в рамках онлайн-группы поддержки для авторов «Продлёнка».

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X