Без паники: секреты публичных выступлений

Почему мы переживаем перед выступлениями? Боимся, что забудем текст, скажем что-нибудь не то, покажемся некомпетентными? Но думая так, можно и вовсе принять решение никогда не выступать. Потеряешь ли ты тогда что-нибудь в профессиональном плане? Если ты отвечаешь на этот вопрос положительно – эта статья для тебя. В конспекте воркшопа «Без паники: секреты хороших выступлений» со спикер-коучем проекта TEDxMinsk Валентиной Чекан, ты узнаешь, как подготовиться к выступлению и снять напряжение.

Чем ты более естественна, тем тебе легче

Слово «сцена» вызывает у тебя ассоциации с правильной постановкой движений и голоса? Если да, то представь хороших спикеров на хорошей конференции. Разве это будут сценические выступления? Хороший спикер – он живой, такой же как в жизни. Если он сойдет со сцены и будет разговаривать с тобой лично – в его манере общаться не изменится ничего. Потому что чем более естественно ты себя ведешь, тем тебе легче. Не надо ничего придумывать: выступление на сцене многократно усиливает вранье, ненужную драматизацию и неискренность. Поэтому, как только ты начинаешь из себя что-то строить – это сразу заметно и выглядит нелепо. Приучай себя к мысли, что общение с большим количеством людей – это такой же естественный процесс, как и общение с одним человеком.

«Мне сказали, что я выступаю через две недели. Что мне делать?»

1. Ответь на вопросы из чек-листа

1) Что я хочу сказать или что от меня ждут?
2) Как я это собираюсь делать?
3) Какая у меня будет аудитория?
4) Как я буду это говорить?
5) Кому это важно?
6) Зачем они будут меня слушать?
7) Где я буду говорить?
8) Сколько у меня есть на всё времени?

Эти вопросы – чек-лист выступления. Когда ты ответишь на все из них, то дальше тебе нужно понять, зачем ты выступаешь и что ты хочешь от своего выступления. Ответ на этот вопрос и формирует твою основную цель.

2. Подготовь текст

После постановки цели, начинай готовить текст. Делай это заранее.

Один из хороших способов – это начитка на диктофон. Когда ты находишься в полном одиночестве и тебе никто не мешает, включай диктофон и начинай рассказывать то, чем хочешь поделиться. Неважно, что пока может не быть структуры – просто говори.

Затем переслушай запись с карандашом и бумагой. Из всего записанного выбери то, что соответствует твоей теме, цели и аудитории. Сформируй из этого скелет выступления и выбрось весь мусор. Проговори записанное еще несколько раз – пока не получится текст, который ложится на язык без затруднения. В итоге речь должна получиться живой, непридуманной, когда ничего не придется вспоминать.

Также мы не всегда оцениваем интересы аудитории адекватно, и тогда нужен кто-то, кто послушает тебя со стороны. Если у тебя нет никаких помощников – выступи перед членами семьи или друзьями.

3. Проверь текст на 3 качества

У текста должна быть история. Здесь мне нравится в качестве примера приводить сказку про Изумрудный город. Дорога, вымощенная желтым кирпичом, – это аналогия хорошего текста. Герои сходили с неё, но всегда возвращались. Потому что знали, что она выведет их туда, куда нужно. У твоей дороги, как у любого хорошего текста, должно быть 3 качества: дискретность, связанность, линейность.

Дискретность. Дорога, вымощенная желтым кирпичом, состоит из частей, как и текст. И у тебя должно быть четкое понимание того, из каких «кирпичей» ты будешь строить свое повествование. Также пусть ещё парочка будет у тебя в запасе. Например, на случай, если время твоего выступления еще не закончится, а вопросов от аудитории не будет.

Структура и связанность. Если каждый раз ты выдаешь по «кирпичу» из разных частей дороги, то у твоего слушателя возникают вопросы «Это откуда?», «А это как?». Проверяй свой текст и презентацию на связанность.

Линейность – это качество, которое позволяет выстроить линию и прийти к Изумрудному городу. Отсутствие линейности текста – это когда все «кирпичи» разложили в круг, замостили большую жёлтую площадь и водят по ней слушателей. И нет ни конца ни края и никакого Изумрудного города. Самый распространённый вопрос у аудитории, когда нет линейности: «Куда же он нас ведёт?».

Изумрудный город должен всегда быть у тебя в голове. Если ты помнишь про цель во время своего выступления – ты знаешь для чего говоришь.

«Я всегда волнуюсь, когда говорю»

Чувствовать волнение не плохо. Оно должно быть. Нет ничего хуже, чем спикеры, которые не волнуются вовсе. Из-за адреналина в организме розовеют щеки, начинают блестеть глаза, дыхание становится глубже. Эти реакции делают нас более живыми и очень помогают, поэтому с ними бороться не нужно.

Но иногда из-за адреналина появляется сильное мышечное напряжение, и это можно убрать.

Тело. Снять лишний адреналин перед выступлением помогут любые физические упражнения. Поднимись по лестнице на пятый этаж, выйди из машины за несколько остановок и пройдись пешком (но не прогулочным шагом, а быстрым), поприседай, помаши руками. Если нет возможности делать активные упражнения, можно, сидя на стуле на конференции, потоптать пол.

Лицо. Помассируй его и хорошо разомни. Если нет возможность сделать это – помассируй виски.

Связки. Можно попеть или глубоко подышать. Если ты не ставила голос, то можно сделать вдох и задержать дыхание.

Ни в коем случае никакого алкоголя: от этого может быть самый неожиданный эффект.

«Как выступать: со шпаргалкой или без?»

По памяти. Но пусть у тебя будет с собой текст или кто-то, кто всегда напомнит, что сказать.

Что касается импровизации, то она возможна только тогда, когда это короткое выступление по очень близкой и понятной тебе теме. Например, может случиться, что тебе внезапно понадобилось выступить. В этом случае импровизация имеет право на существование.

В ином случае, если ты относишься с уважением к своей аудитории, то ты не ходишь к ней с импровизацией. Ведь она приходит к тебе в надежде, что ты готова её чем-то одарить.

«Я забуду, что хотела сказать»

Ты можешь использовать один из приемов, если забыла текст. Но их нужно практиковать заранее.

Конец преврати в начало и наоборот.

Конец фразы, после который ты забыла, что говорить, нужно сделать началом следующей. Говори, нанизывая конец на начало как цепочку. Таким образом какое-то время аудиторию можно водить по кругу из «жёлтого кирпича», пока в конце концов ты не выйдешь на какую-то мысль.

Вспомнить все.

Тезисно вспомни всё, о чем ты сказала ранее. Таким образом у тебя получится углубленное и законченное выступление.

«ПВА» (Повторение, впечатление, ассоциация).

Повторение. Чтобы «пустить корни», текст должен находиться в твоей голове как минимум 8 часов. Поэтому всё, что ты дописала за 15 минут до выступления, не имеет структуры и связи.

Впечатление. Если организаторы предлагают тебе тему, которая не производит на тебя никакого впечатления – откажись. Так как из этого ничего не выйдет: должно быть предвкушение того, что ты делаешь.

Ассоциация. Для того, чтобы текст запомнился, он должен с чем-то ассоциироваться. Сейчас многие увлекаются скетчноутингом. Это прекрасный способ визуализации текста.

Про взаимодействие с аудиторией

Внешний вид. Аудитория не прощает несовпадение твоего внешнего вида с ее внешним видом. При всей своей индивидуальности старайся выглядеть социально приемлемо.Ты можешь позволить себе какие-то отступления, если твоя тема и отрасль, которую ты представляешь, позволяют это сделать.

Общий интерес. Важно подчёркивать у аудитории общность интересов.
Речь современных спикеров достаточно замусорена из-за желания показать, что ты «в теме», свой среди своих. Но чем более размытая аудитория, тем должно быть меньше сленга. Если аудитория достаточно однородная, к примеру, маркетологи говорят с маркетологами, тогда профессиональной лексики может быть больше.

Вопросы. Лучший повод запомниться аудитории – это провоцировать вопросы. Если ты не хочешь, чтобы их инициировал организатор, то построй своё выступление в формате вопрос-ответ. Давай прямые ответы, не юли. Если же ты не хочешь или не готова отвечать на вопросы, то твоя речь должна быть четкой и исчерпывающей.

Приветствие. Твое выступление начинается тогда, как только ты входишь в зал.
Приветствуй аудиторию без пафоса и слов, которые тебе не свойственны. Также не стоит заканчивать свою речь словом «Всё». Не знаешь как закончить – подготовь специальную фразу.

Контроль моторики. Чем ближе ты стоишь к человеку, тем меньше размахивай руками. Чем дальше – тем шире жесты. Их нужно вести на уровне груди и никогда выше подбородка. Избегай ритмичных жестов (покачиваний, постукиваний и так далее). Не выходи на сцену с чем-то в руках: так ты перестаешь контролировать свою моторику и этот предмет забирает на себя основное внимание. Если ты выступаешь в первый раз или делаешь это редко, сними с себя украшения, которые можно перебирать, и достань всё из карманов.

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X