
Быть услышанной: как найти правильные слова
Наверняка ты оказывалась в ситуации, когда нужно было рассказать кратко и ёмко о себе или своём продукте, убедить клиента, склонить на свою сторону начальство, выступить перед незнакомой аудиторией. В таких обстоятельствах бывает сложно подобрать нужные слова. На своём воркшопе спичрайтер Юдит Фройцхубер предложила ответить на 18 вопросов, которые помогут составить убедительную и запоминающуюся речь. Если хочешь быть услышанной — вооружайся ручкой и блокнотом.
Прежде чем перейти к составлению текста, подумай о каналах общения со своей целевой аудиторией и своих сильных сторонах. Давай разбираться по порядку.
Целевая аудитория
Постарайся ответить на вопросы, которые помогут направить речь в нужное русло:
— Каковы твои самые важные каналы общения? Определи, какими путями ты можешь передать сообщение своим слушателям или читателям.
— Кто твоя целевая аудитория? Кому предназначен твой посыл?
— Какая твоя самая важная цель в этом общении? Что ты хочешь сказать своей аудитории?
Твои сильные стороны
Теперь можно перейти к определению своих сильных сторон. Вот вопросы, которые помогут это сделать:
— Какие занятия привлекали тебя в детстве? Попытайся вспомнить 3 увлечения.
— Запиши стадии своего обучения и карьеры. Чему ты научилась на каждой из них?
— Какие навыки и квалификации ты приобрела за пределами карьеры и обучения? Не ограничивай свою фантазию и перечисляй всё, что угодно: приготовление еды, пение, спорт, умение слушать других людей и так далее.
— Что думают другие люди о твоих сильных сторонах? Вспомни о комплиментах, которые получала от друзей, коллег, семьи.
Ты получила список умений и навыков. Дай себе время подумать и выбери 10 пунктов, которые будут важны для твоей целевой группы.
А теперь список нужно укоротить: оставь из 10 пунктов только те 3, которые нравятся тебе настолько, что ты готова делать их даром.
Но и это ещё не всё. Подумай, как эти 3 навыка могут помочь в твоей работе или проекте. Предположим, ты умеешь и любишь рисовать. Это также означает, что ты умеешь мыслить образами. Поделись этими образами со своей аудиторией, чтобы информация, которую ты пытаешься донести, была более красочной и яркой.
Теперь перейдём к составлению твоей речи. Разумнее всего начать с основной части.
Основная часть
Это станет «сердцем» твоей речи, ведь она содержит главный посыл выступления. Ответь на вопросы ниже.
— Чего хотят твои (потенциальные) клиенты? Определи, что важно для них.
— Какую проблему ты решаешь для клиентов? Подумай, в чём заключается твоя помощь.
— А что насчёт других людей, которые тоже могут решить такую же проблему? Что отличает тебя от конкурентов?
Подчеркни в своих ответах самые важные на твой взгляд слова и сформулируй основную идею. Будь краткой: одного-двух предложений вполне достаточно. Так ты получишь заготовку для основной части.
Вступление
Это всегда про эмоции и чувства. Попытайся зацепить слушателя с самых первых слов. Вопросы, которые в этом помогут:
— Как у тебя появилась идея делать то, чем ты сейчас занимаешься? В жизни произошёл переломный момент? Кто-то рассказал тебе о своей проблеме и ты поняла, что можешь помочь? Ты хотела заниматься этим всю жизнь?
— Что или кто вдохновляет тебя?
— Откуда ты знаешь, что людям необходимо то, что ты делаешь? Слышала от друзей? Наткнулась на статью в Интернете?
— С чем ты могла бы сравнить то, что делаешь? Для ответа на этот вопрос придётся запастись терпением и воображением, ведь здесь нужны креативные аналогии и метафоры.
Пример от Юдит: «Я напишу речь, которая подойдёт вам лучше, чем костюм на заказ. Она будет “сшита” точно по вашим меркам». Подведи итог своего вступления: просмотри ещё раз ответы на вопросы и оформи основную идею в одно-два предложения.
Используй вступление, чтобы привлечь внимание аудитории. Например, можешь начать с анекдота или цепляющего вопроса.
Заключение
Мы подошли к завершению речи, давай поработаем над концовкой. Подумай над следующими вопросами:
— Какими аспектами своей работы ты гордишься больше всего? Что в ней тебе нравится больше всего?
— Какую похвалу ты получала от коллег? Начальника? Клиентов?
— Какую реакцию ты хочешь вызвать у слушателя? Возможно, твоя речь содержит призыв к действию?
— Как слушатели могут связаться с тобой?
Результат снова сократи до одного-двух предложений. Завершая свою речь, будь точной. Если твоё выступление содержит призыв к действию, то постарайся сформулировать его максимально чётко. Например, вместо того, чтобы сказать: «Мне нужна ваша поддержка», скажи «Я хотела бы, чтобы вы попробовали наш новый продукт X (помогли нам собрать сумму X и так далее)».
Вооружайся этим чек-листом, чтобы подготовиться к любому важному разговору. Так ты будешь уверена, что твои слова не потеряются, а найдут дорогу к слушателям.
Читай также
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.
К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.