Публичная оферта: что это и для чего нужно

При продаже товаров или услуг в интернете с каждым клиентом необходимо подписать договор. Бумажной волокиты можно избежать в случае, если на сайте размещена публичная оферта. Собрали частые вопросы о том, что это за документ и с какими задачами он помогает справиться предпринимателю.

cropped-logo-av.png
Спецпроект по диджитализации бизнеса

Серия публикаций в партнёрстве с ПРООН в Беларуси

Публичная оферта — это предложение с четко обозначенными условиями, которое адресовано всем, кто на него откликнется. Чтобы оферта превратилась в договор, подписывать её и ставить печать не нужно. Клиенту достаточно сделать действие, которое покажет, что он согласен с предложенными условиями. Какое это будет действие, определяет бизнес (купить товар, заказать услугу, зарегистрироваться на сайте).

Чтобы оферта была не просто письмом, а документом, в ней должны быть указаны существенные условия для конкретного вида договора. Для разных видов они разные и прописаны в Гражданском кодексе.

В материале ниже читай, для каких бизнесов публичная оферта будет полезна и как разместить её на сайте.

Поможет ли публичная оферта в случае конфликтной ситуации с клиентом?

Публичную оферту используют для защиты своих интересов и разрешения спорных или конфликтных ситуаций. Поэтому в ней стараются прописать всё, что важно для бизнеса и его клиентов: условия оплаты и возврата товара, права на интеллектуальную собственность и так далее. Если возникнут проблемы, то можно сослаться на согласие клиента с условиями оферты. Если обязательства, прописанные в публичной оферте, не нарушены, то претензии к бизнесу не смогут предъявить.

Обрати внимание! На бизнес, который работает с физическими лицами, распространяется Закон «О защите прав потребителей», который защищает интерес клиента, но не предпринимателя. В публичной оферте можно предусмотреть иные условия.

Можно ли в публичной оферте предусмотреть несколько вариантов оплаты или отгрузки товара?

Да, ты можешь прописать в публичной оферте несколько вариантов оплаты или отгрузки товара, а в счёте к этой оферте для конкретного клиента указать конкретные условия.

Надо ли клиентам предоставлять акты выполненных работ, если на сайте размещена публичная оферта?

Для продажи товаров по договору оферты актов не нужно, достаточно чека и накладной на товар. 

Если же ты оказываешь услуги или выполняешь работы, то акты оказанных услуг/выполненных работ необходимы, но в публичной оферте согласно постановлению Министерства финансов №13 от 12.02.2018 можно предусмотреть односторонний порядок подписания.

Например, можно указать такой текст:
«По результатам оказания услуг Исполнитель составляет односторонний Акт оказанных услуг (согласно постановлению Министерства финансов Республики Беларусь №13 от 12.02.2018). Акт направляется Заказчику посредством электронной почты и имеет силу оригинала.»

Обрати внимание: несмотря на размещение на сайте публичной оферты, ты также имеешь право заключать обычные договоры.

Могу ли я отказать клиенту в оказании услуг, продаже товара, если они указаны в оферте?

Условия в публичной оферте должны быть одинаковыми для всех клиентов. Поэтому отказать в оказании услуг, продаже товара, если они указаны в оферте, или предоставить особые условия отдельным покупателям нельзя. Если ты предлагаешь индивидуальные условия работы, то публичная оферта тебе не подойдет.

Какому бизнесу обязательно нужно размещать на сайте публичную оферту?

Публичная оферта должна обязательно быть на сайте, если ты принимаешь онлайн-платежи. Для остальных бизнесов её наличие необязательно, а при некоторых видах деятельности есть ограничение на использование. По каждому виду деятельности проконсультирует только юрист. Готового списка, к которому можно обратиться, не существует.

В каком разделе сайта необходимо размещать публичную оферту?

Размещать оферту на сайте надо так, чтобы клиент мог с ней ознакомиться. 

Можно ли изменить условия публичной оферты?

Если в публичной оферте изначально предусматривается внесение изменений в одностороннем порядке, то правки можно вносить в любой момент. Но они не коснутся клиентов, которые уже согласились на оферту.

Над текстом работали:
Анастасия Жаврид, Ольга Шишло, Юлия Малькова

Редактор:
Юлия Капустина

Верстка:
Ирина Голубицкая

Иллюстрация:
unsplash.com

Читай также

Руководство разработано в рамках инициативы ПРООН по преодолению негативных последствий COVID-19 для бизнеса в 2020 году.

Изложенная в руководстве информация может не отражать официальную позицию ПРООН. Использованные ссылки на онлайн-ресурсы и платформы носят иллюстративный характер и не являются рекламой этих продуктов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Редакция не получает финансирование от владельцев компаний, продуктов и сервисов, представленных в статьях, а также никак с ними не связана. Редакция не вносит изменения в тексты по просьбе представителей продуктов, описанных в статьях, и не добавляет в текстовые материалы обзоры новых продуктов по запросу владельцев.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X