КАРЬЕРА

Как выбрать между несколькими предложениями о работе?


Лена Коцур-Котяк

Карьерная консультантка, ментор и учитель IT-рекрутеров в Школе Ширкиной.

«Можно обозначить компании, что у тебя есть ещё предложения о работе, и сейчас перед тобой стоит задача изучить рынок чуть глубже, оценить условия, сравнить предложения, обсудить, посоветоваться и подумать. Это абсолютно нормально».

Кто-то скажет, что самое тяжёлое – это отсутствие оффера и отказы. И я не стану спорить. Но на консультациях вижу ещё один «тревожный запрос». И он про выбор, особенно если пришло два письма с одинаковыми на первый взгляд условиями. Часто это вызывает сомнения и колебания. И тогда вот, над чем стоит подумать, и что оценить.

Если у тебя в приоритете заработная плата, то при выборе оффера стоит понять, что работодатель включает в неё, при каких условиях платит и в каком объёме.

Обрати внимание на то, будет ли пересмотр зарплаты после испытательного срока/стажировки, а также при каких условиях и как часто пересматривают зарплату: раз в полугодие или год, по запросу, по другим причинам. Не забудь уточнить, есть ли штрафы за невыполнение KPI и бонусы за выполнение показателей.

Учитывай и нематериальные перспективы. Оплата может быть одинаковой, но какие-то компании к этой сумме могут предлагать компенсацию профильных курсов и английского, обедов, занятий спортом, оплату медицинской страховки. 

Чтобы оценить предложение на долгосрочную перспективу, уточни возможности для карьерного роста и есть ли в компании для этого программы внутреннего обучения. Для некоторых важно поработать над интересными проектами, с крупными, статусными клиентами, с новыми технологиями или направлениями. Возможно, именно это склонит чашу весов в чью-то пользу.

Стоит посмотреть и на должностные обязанности. В разных компаниях они могут отличаться. Если ты меняешь работу, потому что из-за какой-то задачи случилось выгорание, учитывай, будет ли эта функция в твоих обязанностях на новой. Бери во внимание и личные причины. Возможно, тебе важна локация офиса, время отпуска, гибкий график, возможность удалённой работы.

Даже переписка до собеседования может дать пищу для размышлений и для оценки компании. На этапе общения с рекрутером обращай внимание, отвечает ли он на важные для тебя вопросы. Изучи и оцени ценности и миссию компании, проекты, в которых она участвовала, отзывы сотрудников и клиентов. Почитать, что пишут о компании, можно в LinkedIn, Glassdoor, Dev.by. Иногда отзывы оставляют в MAPS.ME, Google и Яндекс Картах. Собрать информацию о небольших и непубличных компаниях можно через поисковые системы, хештеги, которые оставляют сотрудники и клиенты на своих личных страницах.

Попробуй поискать инсайдерскую информацию о компании. Возможно, знакомые или знакомые знакомых расскажут тебе про внутреннюю кухню и ответят на вопросы. В LinkedIn полезно почитать рекрутеров и HR, которые работают в компании, посмотреть, чем они делятся, что транслируют.

Если выбираешь из нескольких офферов и оцениваешь примерно по одинаковым показателям, создай таблицу и внеси важные для тебя разделы: зарплата, бенефиты, репутация, обязанности и другое. Можно сделать отдельную шкалу по баллам, в зависимости от важности показателей именно для тебя. Суммируй баллы и увидишь, какой оффер приоритетнее на языке цифр. Но не стоит забывать и про личную оценку. Например, одна компания получила 19, а вторая 32 балла, но ты про себя подумала, что, кажется, больше хотела бы работать в первой. Прислушайся к себе и посмотри, есть ли возможность переговоров.

Никто не может тебе сказать и посоветовать, стоит или не стоит принимать предложение. Что допустимо и нормально для одного человека, может быть совершенно недопустимо для другого. Держи в голове, что не только тебя выбирают, но и ты выбираешь. Также есть некоторые «красные флаги», после которых нужно задуматься, стоит ли рассматривать предложение:

— Чрезмерные личные вопросы на собеседовании или на этапе переписки (замужество, декрет, больничные детей, вероисповедание, ориентация и другие).

— Неприемлемый лично для тебя стиль общения на собеседовании, в переписках и во всём остальном. Если цель работодателя – это стресс-интервью, то о нём тебя должны предупредить.

— Тестовое задание, которое похоже на полноценную, но бесплатную работу.

— Слишком много этапов интервью, собеседований. Это не всегда оправдано и может показать, что в компании занимаются микроменеджментом, а процессы затягиваются.

— Давление, обесценивание на этапе отбора, ожидание быстрого принятия решения.

— Если работодатель или рекрутер не может точно сказать, в чём заключается твоя работа, скрывает информацию о карьерном росте, зарплате, не говорит причину ухода предыдущего сотрудника. 

— Отсутствие оформления и заработная плата в конверте.

Помни, что оффер — это приглашение к переговорам. И прежде чем отказываться из-за слабых пунктов, подумай, есть ли возможность вступить в переговоры по ним.

Выбирая между несколькими компаниями, не игнорируй нанимателей, которым откажешь. Сообщи о своём решении. Это важное завершение ваших взаимоотношений. Возможно, спустя время тебе придётся с ними общаться по другой вакансии, поэтому будь вежливой.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Редакция не несёт ответственности за качество продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и их работу.

Редакция, авторы статей и героини интервью не получают финансирование от владельцев компаний, продуктов и сервисов, представленных в статьях, а также никак с ними не связаны. 

Редакция не вносит изменения в тексты по просьбе представителей продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и не добавляет в текстовые материалы обзоры новых продуктов по запросу владельцев.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X