БИЗНЕС

Где найти деньги на развитие бизнеса?


Елена Динман

Основательница IT-школы Myfreedom и IT-школы для людей с ограничением слуха. Автор проекта Myfreedom.Junior — IT-предпринимательство для тинейджеров.

«Нельзя в бизнесе придумать схему, в которой ты возьмёшь деньги, и если не получится, то ничего не потеряешь. Всё равно будет риск: твой, инвестора, в зависимости от того, на кого ты этот риск переложишь».

У меня не было сбережений, когда я начинала бизнес. Шестнадцать лет назад, чтобы купить первые шесть компьютеров, я взяла в банке потребительский кредит на 3 тысячи долларов. Сумма была небольшой, и я знала, что смогу её вернуть независимо от того, пойдёт у меня дело или нет. Сегодня сделала бы всё иначе и начала бы ещё с меньшего.

Поэтому первая рекомендация — двигайся небольшими шагами. Определи необходимый минимум и реши, что в списке «нужд», а что — в списке «может подождать». 

Подумай, что ты можешь сделать самостоятельно. Например, если нет денег на маркетолога, пройди бесплатный начальный курс, создай стратегию продвижения и начни собирать аудиторию, вести соцсети сама. Поищи партнёра со схожей аудиторией, чтобы обмениваться клиентами и запустить первые продажи. Используй бартерную систему — предложи свой продукт взамен на его рекламу. Важно понимать, что не только с помощью денег можно развивать проект. 

На мой взгляд, большая ошибка сразу вкладывать деньги в продукт, брать кредиты и только потом начинать продавать. Поэтому вторая рекомендация — не покупай сразу большой объём товара, не вкладывай огромные деньги в производство или рекламу пока не начнёшь продавать и не убедишься, что твой продукт нужен клиентам. Это может звучать странно: «Как я буду продавать то, чего у меня нет?» Но в бизнесе чуть ли не самое главное — это продажи и маркетинг. 

Вначале постарайся с минимальным бюджетом донести до пользователя, что у тебя классный продукт и что он ему нужен. Запусти предпродажу и когда, например, 20 человек захотят его купить, начинай активную подготовку, улучшай тестовую версию предложения, вкладывай больше денег в маркетинг.

На этом этапе можно взять небольшой потребительский кредит и постепенно вкладывать небольшие суммы, не вливать сразу десятки тысяч. И обязательно нужно поставить дедлайн развития проекта, чтобы не было так, что ты постоянно вкладываешь, но ничего не получаешь взамен. Например, ты можешь определить срок в один год, когда ты развиваешь проект. Если за это время он не выйдет в плюс или ноль, то нужно пересмотреть, нужен ли он людям или ты просто не попала в целевую аудиторию. 

Если у тебя есть только идея, поищи конкурсы, корпоративные акселераторы, инкубаторы, где можно выиграть небольшой капитал или пройти обучение. Обычно на таких программах предпринимателям дают от 3 до 5 тысяч долларов. 

Попробуй найти инвестора или партнёра, который заинтересуется твоим проектом. Первые инвестиции я бы рассматривала до 5 тысяч долларов (хотя такую сумму сложно назвать инвестициями). Небольшую сумму проще получить, нужно только найти единомышленника, у которого есть эти деньги и договориться. Например, партнёр даёт деньги, а большую часть по развитию ты берёшь на себя. 

Я знаю людей в Беларуси, которые открывают бизнес в районе 50 тысяч долларов и находят инвесторов на эту сумму. Но чтобы вселить уверенность в инвесторов, ты должна приходить не просто с идеей и личной историей, а показать, что понимаешь отрасль, в которой хочешь развивать бизнес, подкрепить финансовые прогнозы данными. Инвестор должен понять, когда может рассчитывать на возврат своих вложений. Мы шли именно этим путём, когда запускались в других странах. Подсчитали цифры и показали, сколько у нас будет клиентов, какая выручка и что за полгода инвестиции окупятся. Ещё важно оговорить все риски на случай провала, например, должна ли ты будешь возвращать деньги. Кредит в этом смысле немного безопаснее и проще, так как это только твой риск и ответственность перед банком.

Можно попробовать выйти на зарубежную краудфандинг-платформу, особенно если у тебя технологичный продукт. Есть примеры, когда беларуские проекты собирали там деньги. На мой взгляд, это хороший способ проверить жизнестойкость идеи. Если люди донатят, значит продукт нужен. 

Зайди в тематические сообщества, чтобы найти партнёра и скооперироваться. У него могут быть совсем другие ресурсы. Например, у тебя производство, у него маркетинг. У нас есть такой опыт. Мы связались с маркетинговым агентством и предложили им 50% своего бизнеса. Это был полноценный партнёр с экспертизой в маркетинге и продажах, а мы полностью отвечали за производство. Если ты экспертка и хочешь запустить свой онлайн-курс, есть продюсерские агентства, которые готовы за 30-50% прибыли тебя продюсировать. Но у них будут свои условия, например, определённое число подписчиков с твоей стороны.

Не существует «правильного» способа финансирования бизнеса. На разных этапах развития можно использовать комбинацию типов. Поэтому рассматривай для себя несколько способов: личные сбережения, помощь семьи и друзей, кредит, краудфандинг, бизнес-ангелы/инвесторы, гранты, конкурсы, партнёрство, корпоративные акселераторы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Редакция не несёт ответственности за качество продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и их работу.

Редакция, авторы статей и героини интервью не получают финансирование от владельцев компаний, продуктов и сервисов, представленных в статьях, а также никак с ними не связаны. 

Редакция не вносит изменения в тексты по просьбе представителей продуктов и сервисов, упомянутых в статьях, и не добавляет в текстовые материалы обзоры новых продуктов по запросу владельцев.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X