БИЗНЕС БЕЗ СТЫДА: ПОЧЕМУ НАМ БЫВАЕТ СТЫДНО

Поделиться:

Почему мы боимся критики? Почему большинство из нас охотнее сделает что-то скучное и посредственное, чем рискнет пойти на оригинальность и самовыражение? Ответ на эти вопросы – стыд. Это та эмоция, которую мы редко обсуждаем, но ей пропитана вся наша культура. Шутка в том, что говорить о том, что чувствуешь стыд, само по себе стыдно.

Стыд – это универсальный регулятор жизни в обществе. Именно он держит нас в социальных рамках. Как только появились первые примитивные сообщества людей, появился стыд. Нарушения негласных социальных норм нельзя наказать юридически, поэтому таким наказанием становится болезненное чувство стыда. “Хочется под землю провалиться” – довольно точное выражение стыда. Стыд – это желание исчезнуть, самоуничтожиться под порицающим взглядом цензора. Один из самых больших страхов человека – стать изгоем, быть выброшенным из своего сообщества. Этим глубинным животным страхом и питается стыд.

Чем более индивидуалистичным становится общество, тем слабее становится диктатура стыда, и на смену ему приходит вина. Антропологи считают, что восточные коллективистские культуры склонны больше манипулировать человеком с помощью стыда, а западные индивидуалистические – с помощью вины. В наших краях также имеет место особая постсоветская культура, которая является гремучей смесью западного и восточного подходов.

tatyana

ТАТЬЯНА ПУТЯТИНА

психолог, консультант по профориентации и личностному развитию, практикующий HR-консультант. Работает с вопросами поиска своего дела, профориентацией, личностными кризисами, вопросами смысла, прокрастинацией и желанием изменить свой образ жизни на более продуктивный и счастливый.

    

Как же стыд мешает нам самовыражаться и заниматься своим делом?

Как только мы начинаем заниматься каким-либо бизнесом и рекламировать его, мы как будто выходим из однородной толпы зрителей на сцену, где должны показать себя. Это зона стыда, освещенная прожекторами. Причем чем больше мы любим свое дело, тем страшнее на эту сцену выходить, ведь в таком случае мы показываем самую драгоценную подлинную часть своей личности.

Правила игры таковы, что выходя на сцену мы автоматически даем право зрителям нас оценивать и обсуждать, рассматривать и решать, уместны ли мы здесь, достаточно ли хороши, красивы, моральны. У зрителя ответственность минимальна, оттого он бывает безжалостен.

Особым проявлением стыда является синдром самозванца. Он характеризуется тем, что человеку сложно принять собственные успехи. Свои достижения люди с таким синдромом готовы приписать чему угодно – удачному стечению обстоятельств, хорошей команде, случайности. Если такой человек хорошо сдал экзамен, то исключительно из-за того, что очень повезло с билетом или из-за того, что удачно “притворился” умным. Неудачи же всегда являются следствием некомпетентности “самозванцев”. Таким людям проще признать свои ошибки, чем успехи. “Самозванцу” страшно взять на себя ответственность за свои успехи, ведь таким образом он становится видимым и подвергается угрозе стыда.

Безопаснее обесценить себя прежде, чем тебя обесценили другие. Именно этот принцип заставляет человека вечно находиться в тени и отказываться от самой ценной части себя.

Также, если вернуться к постсоветской культуре, то мы понимаем, что в нескольких поколениях она заложила страх быть успешным и видимым. Наши бабушки и дедушки пережили времена, когда выделяться достатком или свежими идеями было попросту опасно для жизни. Это не могло не отразиться на семейных установках.

Стыд как электропастух сокращает траекторию нашего движения до допустимого минимума. Мы так чувствительны к стыду, потому что многих из нас им пичкали с детства. И если кому-то посчастливилось не получить свою порцию стыда в семье, то такие учреждения, как детский сад и школа, не оставили шанса с ним не познакомиться.

Что такое самоценность и как ее развить?

Обратная связь, основанная на стыде и вине, делает наши представления о себе “дырявыми”. У нас формируется самооценка, основанная на мнении других, как будто сложенная из осколков кривых зеркал, но не формируется глубинное чувство самоценности.

Самоценность – это глубокое ощущение, что со мной все ок, я могу ошибаться, я могу быть несовершенной, и это не будет трагедией, потому что глубинно я себя люблю и в себя верю.

Это особое ощущение внутреннего центра, как будто твоя личность как луковица состоит из множества слоев социальных ролей, но под ними есть что-то еще – неделимое ядро твоей личности. Именно оно лишает нас дилеммы “это на самом деле я или просто маска успешной предпринимательницы?”. Да, это ты, но не ты полностью, а всего лишь одна из твоих ролей.

Если это чувство самоценности есть, и оно стабильно, то такого человека очень сложно сбить с ног стыдом. Это не значит, что он не слышит критику. Просто, может взглянуть на нее хладнокровно – задуматься, примерить, посмотреть с разных сторон и решать, принимать ли во внимание. В таком отношении всегда присутствует тезис “моя ошибка не тождественна мне”. Это значит, что признание ошибки или даже провала не поставит под угрозу ценность твоей личности. Для того чтобы развить у себя чувство самоценности, прежде всего надо заботиться о себе, слышать свои потребности, идти за своим “хочу”. На этом непростом пути тебе может понадобиться проводник в виде психолога.

Со мной можно поспорить и сказать, что некоторое количество стыда и осторожного отношения к критике может быть очень полезным. Ведь мы видим примеры абсолютно бесстыдного маркетинга, и они не кажутся хорошей идеей. Думаю, ответ в ценностях. Прежде всего надо опираться на них, а не на ожидания всей аудитории. Если у тебя есть определенные ценности, и твоя целевая аудитория их разделяет, ты найдешь гармонию. А люди, которые будут появляться со шквалом критики и пристыживания, скорее всего окажутся не твоей аудиторией.

Читай также:

3 февраля

ВОРКШОП “КРИТИКА: ИСКУССТВО ДЗЕНА И САМОЗАЩИТЫ”.
Как бороться со страхом критики и реагировать на негатив без ущерба для репутации и бизнеса.

Узнай подробности тут