Шаг за шагом: как написать статью

Писать может каждый, кто этого хочет. Главное – усвоить принципы, по которым создаются хорошие статьи. На наших специальных воркшопах для авторов экспертки делятся опытом в написании текстов. С чего начать создание статьи и как её закончить, рассказала Ольга Шестакова.

Как выбрать тему

Используй принцип «что болит?» у тебя, у общества. Например, ты экспертка в налоговом праве, знаешь, что изменяется в этой сфере и как можно об этом интересно рассказать. Помни, что для статьи содержание важнее формы, а точно сформулированный посыл важнее деталей.

Подумай, о чем тебе интересно написать. Это может быть твоя профессия, увлечение, в котором хочешь найти единомышленников, или тема, в которой планируешь разобраться.

Реши, зачем ты это делаешь. Обозначь для себя, какие изменения хочешь увидеть в читателе: такой анализ поможет разработать тему. Возможно, ты хочешь, чтобы читатель изменил свой образ мышления или узнал, как именно что-то работает. Может быть, тебе важно, чтобы он задумался о проблеме, которую ты описываешь, или поверил в необходимость действий, о которых ты рассказываешь.

С чего начать

Начать можно с любого места. У новичков часто присутствует «страх чистого листа», но не обязательно создавать текст по формуле «от заголовка к выводу». Если не выходит какая-то часть, то закончи ее позже, а пока продолжай писать то, что получается.

Ты можешь начать с заметок в отдельном файле. Назови его условно подходящим будущей статье названием и запиши, что уже знаешь по этой теме и от чего можно оттолкнуться в работе: факты, цитаты, свои мысли. Может быть, у тебя уже готов заголовок или вывод – запиши их. Чтобы начать, важно написать хоть что-нибудь.

Зачем нужна структура

Если ты собираешься написать большой текст, то обрати внимание, чтобы он был структурирован и удобен для чтения.

Структуру лучше продумать заранее. Если писать по вдохновению, без плана, то рискуешь упустить основную мысль, перепрыгивать с темы на тему.

Различают внешнюю структуру (удобно читать или нет) и внутреннюю (логика повествования).

Длинный текст (1,5-2 страницы и больше) должен быть разбит на части подзаголовками.

Примеры подзаголовков:
– предложение\фраза;
– цифры (7 фактов о…);
– факты\мифы;
– хронология (день 1, день 2…);
– география (названия стран\городов) и так далее.

Части статьи должны быть более-менее самодостаточными и при этом связанными с предыдущими и последующими фрагментами и заголовком.

Старайся придерживаться правила: один текст – одна тема, одно предложение – одна мысль. Иногда лишнее видно сразу, а иногда его замечаешь только когда перечитываешь готовый текст.

Как зацепить читателя

Читать тексты люди начинают с заголовка, лида и первого абзаца, затем пробегают глазами по началу разбитых подзаголовками частей, часто обращают внимание на подписи к фото.

Заголовок

Должен быть ясным, давать понять, о чем статья и какую пользу получит из нее читатель. В прессе заголовок чаще всего построен на глаголе, действии. Допустима игра слов, но ей потребуется пояснение в самом заголовке.

Лид

Это вступление, несколько предложений после заголовка. Он объясняет название статьи, но не повторяет его полностью, а дает новые детали и зацепки, которые должны заинтересовать читателя.

Первый абзац

«Крючок», который заставит читать дальше. Первый абзац – это что-то вроде первой фразы спикера, когда он выходит на сцену и обращается к аудитории. Начать можно с шутки, личного примера, факта, чего-то, что демонстрирует твою экспертизу.

Главное – постарайся уйти от банальности, теоретических рассуждений и красивых слов, лучше переходи сразу к фактам.

Такой же прием стоит использовать и в конце статьи. Хорошо, если ты закончишь выводом, но пусть это будет полезный совет, а не упражнения в морализаторстве.

Полезные советы

Пиши просто и по существу. Если ты экспертка и пишешь для людей без специальных знаний по теме, избегай непонятных широкой аудитории терминов. Переводи с профессионального на простой язык и объясняй сложное.

Обязательно приводи примеры, факты и цифры. Они должны быть понятными читателю. Например, не пиши «N гектаров», напиши «два футбольных поля».

Избегай:
– причастных и деепричастных оборотов;
– отглагольных существительных: не «поедание пирогов», а «поесть пирогов»;
– канцеляризмов: не «данный», а «этот»;
– страдательного залога: не «нами решено», а «мы решили».

Пиши короткими предложениями. Превращай запятые в точки там, где это уместно.

Используй больше конкретных, а не абстрактных понятий. Пусть то, о чем ты пишешь, будет легко представить.

Отслеживай и смело вычеркивай повторы, синонимы, вводные слова, длинноты. Например, оборот «всем известно» можно убрать из текста текста вместе с фактом, который за ним следует без потери смысла.

Избегай не известных широко аббревиатур и сокращений. Пусть твоему читателю не придется разбираться, что они значат.

Когда текст готов, перечитай его вслух. Так ты поймешь, где споткнется читатель, где стоит отрезать лишнее и сделать два предложения вместо одного.

Перед отправкой редактору обязательно проверь статью на ошибки. Не порти первое впечатление досадными опечатками.

Обрати внимание, какие тексты нравится читать тебе самой. Это поможет научиться писать хорошие статьи. Следи, чтобы факты были понятными, примеры – увлекательными, детали – яркими. Методом проб и ошибок ты овладеешь мастерством и выработаешь собственный стиль.

 

Транскрибация и работа с текстом:
Анна Шилец

Редактор:
Юлия Капустина

Редактор:
Юлия Капустина

Иллюстрация:
unsplash.com

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.