ТРИ ШАГА ПО СОЗДАНИЮ БИЗНЕСА С НУЛЯ: КОНСПЕКТ ВОРКШОПА

 

Поделиться:

БИЗНЕС – ЭТО ПОСТОЯННЫЙ ТРУД И РИСК. МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ТЫ БЫЛА К ЭТОМУ ГОТОВА. ПОЭТОМУ СОВМЕСТНО С БИЗНЕС-ШКОЛОЙ ИПМ МЫ ПРОВЕЛИ ВОРКШОП ПО ЗАПУСКУ СВОЕГО ПРОЕКТА. ТРИ СПИКЕРА РАССКАЗАЛИ О ТРЕХ АСПЕКТАХ СОЗДАНИЯ БИЗНЕСА: ПОИСК ИДЕИ, ДИАГНОСТИКА И ПРОДВИЖЕНИЕ.
МЫ СДЕЛАЛИ ПОДБОРКУ ЦИТАТ О ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ И СПОСОБАХ ИХ ПРОВЕРКИ НА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ, ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВЫВОДА НОВОГО ПРОДУКТА НА РЫНОК И ПОИСКЕ ПЕРВЫХ КЛИЕНТОВ.

ЮЛЯ СЧАСТНАЯ 

Графический дизайнер, создательница проекта Paper Igloo. Несколько лет проработала в области PR и продвижения.

 

ГЕНЕРАЦИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ БИЗНЕС-ИДЕЙ

  • Стандартное мышление – это, по сути алгоритм, набор привычных шаблонов.
  • Не стоит путать нестандартное мышление с вдохновением, наитием. Творческое мышление – это свойство разума, а это значит, что его можно и нужно прокачивать.
  • Нестандартное мышление необходимо в бизнесе. Часто предприниматели предпочитают брать готовые, работающие идеи. Нестандартное мышление дает возможность найти особенность бизнеса, которая выделит его среди конкурентов.
  • Существует миф, что все творческие люди правополушарные. На самом деле, во время творческого процесса или решения нестандартной задачи задействованы оба полушария.
  • Творческое мышление позволяет бизнесу не только найти свою уникальность, но и оптимизировать внутренние процессы.
  • Для прокачки нестандартного мышления воспользуйся техниками:

ВЫЗОВ И АЛЬТЕРНАТИВЫ: техника для разминки мозга, развития критического мышления и внимательности, улучшения уже созданных идей или предметов/технологий/процессов, личного комфорта в быту. Для этого обращай внимание на привычные вещи и явления, всегда задавая себе вопрос: «как сделать это иначе?», «как это улучшить?», «а есть ли другой способ?»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:


ЧАСТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПРЕДПОЧИТАЮТ БРАТЬ ГОТОВЫЕ, РАБОТАЮЩИЕ ИДЕИ. НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАЙТИ ОСОБЕННОСТЬ БИЗНЕСА, КОТОРАЯ ВЫДЕЛИТ ЕГО СРЕДИ КОНКУРЕНТОВ.

ПРОВОКАЦИОННЫЕ ИДЕИ – техника помогает «сорвать» мышление с его обычной колеи. Полезна для создания новых концепций, поиска бизнес-идей, творческих идей и решений. Сформулируй цель. Возьми свойство объекта, явления (в зависимости от цели) и выдвини относительно него невероятную идею. А после – логически адаптируй ее к реальности. Например, может ли ресторан существовать без еды и официантов?

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ – метод подходит для поиска новых концепций, бизнес-идей, создания инноваций, для разминки мозга и развития «открытого мышления». Поставь цель. Составь два списка из разных свойств, явлений, предметов, мест, идей – в зависимости от цели. Постарайся соединить пункты, расположенные в первом столбце, с пунктами из второго так, чтобы получилась новая концепция. И адаптируй результат к реальности.

ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП – метод подойдет для коллектива, когда ощущается застой идей. Таким образом, можно по своему усмотрению в нужный момент переключать мышление с одного режима на другой.
Каждый человек вытягивает шляпу, и в зависимости от ее цвета выполняет одну из следующих ролей:
– Белая шляпа – человек должен владеть конкретными фактами и цифрами.
– Красная шляпа – человек выступает в роли предсказателя, и при аргументации ссылается в основном на интуицию.
– Черная шляпа – человек критикует абсолютно все все идеи и аргументирует.
– Желтая шляпа – человек поддерживает все идеи и аргументирует.
– Зеленая шляпа – человек предлагает самые нестандартные идеи и решения проблем.
– Синяя шляпа – человек-модератор, выносит общий вердикт, следит за исполнением сценария.

АЛЕНА ПАНАСЕНКО 

Преподаватель программы “Как начать свой бизнес с нуля” Бизнес-школы ИПМ. Бизнес-тренер, МВА. Имеет 15-летний опыт в различных сферах бизнеса: дистрибьютерские компании в сфере FMCG, автомобилестроения, оборудования и технологий; электронные платежи, транспорт и логистика, ритейл, бизнес-образование. Области экспертизы:
стратегический менеджмент, операционный менеджмент, оптимизация бизнес-процессов, переговоры, продажи, новые рынки, создание нового продукта, максимизация прибыли, запуск start-up проектов.

 

ДИАГНОСТИКА БИЗНЕС-ИДЕИ

  • Никогда не начинай планирование бизнеса с продвижения: это то, что приводит 9 из 10 проектов к краху. Убедись, что бета-версия твоего продукта жизнеспособна и находит своего целевого покупателя там, где ты запланировала. Если твои планы не совпали с фактом, измени продукт прежде, чем продвигать его в виде, который оказался не востребован рынком.
  • Соизмеряй задачу, которую ты перед собой поставила, со своими возможностями.
  • Максимально подготовься к запуску: найди специалистов, которые смогут верифицировать твою идею, научись тому, что ты не умеешь делать либо найди того, кому ты сможешь довериться, для выполнения незнакомых тебе задач.

ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ИДЕИ:

  • При поиске идеи обрати внимание на вещи (товары, услуги), которые, как тебе кажется, “должны быть по-любому”, но почему-то их до сих пор нет в нормальном виде. Здесь может быть скрыт потенциал для бизнеса.
  • Изучи ключевых игроков рынка. Сделай список из 100 контактов в области, в которой ты хочешь открыть бизнес: поговори с ними, подпишись на них в социальных сетях, читай статьи о них и интервью с ними.


ПЕРЕД ЗАПУСКОМ БИЗНЕСА СОСТАВЬ МАКСИМАЛЬНО ТОЧНЫЙ ПОРТРЕТ ПОКУПАТЕЛЯ. ТЕБЕ НУЖНО ТОЧНО ЗНАТЬ, КТО ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПЕРВЫЙ ПОДДЕРЖИТ ТВОЮ ИДЕЮ ДЕНЬГАМИ.

  • Найди привычную для людей зону трат, в которую вписывается твоя идея.
  • Перед запуском бизнеса составь максимально точный портрет покупателя. Тебе нужно точно знать, кто тот человек, который первый поддержит твою идею деньгами.
  • Бизнес должен выбирать своих клиентов. Если он открыт для всех, его неминуемо ждет крах.
  • Показывай прототип своего продукта потенциальным клиентам, слушай их отзывы и совершенствуй продукт.
  • Продолжай постоянно совершенствовать свой продукт, даже если тебя преследуют сплошные неудачи: создатели Angry Birds до выпуска знаменитой игры 49 раз выпускали неудачный продукт.
  • Обращайся за советам к другим, наполняй себя тем, чего тебе не хватает: любой человек, который не сведущ в твоей теме, может задать тот вопрос, до которого ты сама бы не додумалась, тем самым, открыв тебе новый путь к развитию.

ЮЛИЯ МАЛЬКОВА 

основательница проекта ProWomen By. Специалист в области маркетинга и коммуникаций. Более 5 лет работы в сфере оффлайн и онлайн маркетинга, event менеджмента, PR, SMM. Имеет опыт вывода на рынок и продвижения компаний в сфере услуг, включая бренды премиум-сегмента.

 

МАРКЕТИНГ НА СТАРТЕ

  • Разработать продукт, продумать его концепцию и уникальное торговое предложение помогут несколько инструментов. Во-первых, воспользуйся бизнес-канвой. Она поможет четко понять бизнес-модель проекта, определить ключевую деятельность и проанализировать ожидаемые издержки и доходы.
  • Чтобы создать коммерчески успешный продукт, тебе понадобится маркетинг микс. Это своеобразный чек-лист, который поможет спланировать маркетинговую деятельность. Изначально он включал в себя комплекс из четырех элементов (product, price, place, promotion), позже к ним добавилось еще три. Тебе необходимо разработать решения по каждому из элементов:

– ПРОДУКТ: дизайн, технология, польза, ценность, брендирование;
– ПРОДВИЖЕНИЕ: каналы, спец.предложения, ко-брендинговые акции;
– ФИЗИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ: интерфейс, комфорт, удобства;
– ПРОЦЕСС: как предоставляется и потребляется продукт;
– ЦЕНА: формирование цены эмоциональный комфорт;
– МЕСТО: где представлен продукт? как происходят продажи?
– ЛЮДИ: сотрудники, менеджмент, корпоративная культура.


ОЧЕНЬ ВАЖНО В НАЧАЛЕ ПУТИ ОБОЗНАЧИТЬ ЦЕННОСТИ, МИССИЮ, ФИЛОСОФИЮ СВОЕГО БИЗНЕСА. ЭТО МОЖЕТ ЛЕЧЬ В ОСНОВУ КОММУНИКАЦИИ С АУДИТОРИЕЙ И РЕКЛАМНЫХ СООБЩЕНИЙ, КОТОРЫЕ ТЫ ХОЧЕШЬ ДОНЕСТИ ДО НЕЕ.

  • Перед выводом продукта на рынок разработай стратегию позиционирования бренда. Для этого можно использовать колесо бренда: бренд представляется как последовательность вложенных друг в друга уровней: атрибуты (что есть бренд? Физическое описание), выгоды (какие физические результаты использования бренда), ценности (какие эмоции вызывает ипользование бренда), личности (кому подходит бренд, кто им пользуется) и суть (ядро бренда, уникальное предложение клиенту). Так ты сможешь выстроить образ, который хочешь вложить бренд; понять, какую позицию бренд должен занять на рынке и в воображении потребителей.
  • Очень важно в начале пути обозначить ценности, миссию, философию своего бизнеса. Это может лечь в основу коммуникации с аудиторией и рекламных сообщений, которые ты хочешь донести до нее. Например, бизнес-идея IKEA: «Предлагать широкий ассортимент удобных и функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей имели возможность их купить», которую они обыгрывают в своей рекламе: столик по цене трех чашек кофе.
  • Определившись с позиционированием, переходи к стратегии и тактике. Важно задать несколько целей, которых ты бы хотела достичь за определенный период времени. Для постановки целей используй технику SMART: все цели должны быть конкретными, измеримыми и привязанными ко времени.
  • Каждая цель разбивается на одну или несколько стратегий, а после – прописываются конкретные методы их достижения.
  • После этого переходи к выбору способов коммуникации, которые помогут тебе достичь поставленных целей. Очень важно выбрать те маркетинговые каналы, которые соответствуют не только твоему бренду и аудитории, но и ресурсам, которые есть у тебя на этапе запуска.
  • Определи портрет своего покупателя – какими характеристиками, привычками и ценностями обладает твой клиент. Поговори со своими друзьями, которым интересен твой продукт, сделай опрос в сети, проведи интервью или посети тематические площадки. В процессе исследования ты обязательно найдешь инсайты, которые помогут лучше таргетировать рекламу (например, твой покупатель заходит в социальные сети только утром, пока добирается на работу. Ты сможешь настроить рекламу, чтобы она показывалась только в утренние часы).
  • Не стоит на самом старте проекта вкладывать в него огромные деньги: для начала сделай прототип, протестируй его среди нужной аудитории, собери фидбэк, доработай и лишь после этого выпускай на рынок готовым. Узнать больше об этом методе ты сможешь из книги Эрика Райса «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup»