Итоги Women Talk #21: Что нужно знать о менеджменте

Даже если ты работаешь в бизнесе в одиночку, ты все равно являешься менеджером, потому что ключевая функция менеджера ― это управление. И если управлять бизнесом плохо, то каким бы крутым ни был продукт/услуга, его в 85% случаев ждёт провал. На Women Talk #21 с Анной Гананайко мы поговорили о менеджменте: как планировать, делегировать и мотивировать себя или сотрудников.

Ресурсы, которыми обладает руководитель:

1) финансы (стартовый капитал или оборот),
2) время (невозобновляемый ресурс, поэтому самый ценный),
3) люди (наемные работники, партнеры, коллеги),
4) материальные ресурсы (товары, помещение мебель, сырье и т. д.).

Все эти ресурсы важны, и при отсутствии одного из них, дальнейшая работа становится невозможна.

2 портрета руководителя

Эффективный руководительНеэффективный руководитель
Анализирует эту причину, делает выводы и в дальнейшем учитываетИщет виновного. И чаще всего это не сам руководитель, а кто-то из подчинённых. Конструктивного решения проблемы такой руководитель не предложит.
Решает проблемы.Скрывает проблемы.
Подбирает сильных подчиненных. Неэффективный руководитель подбирает подчиненных, у которых меньше компетенций, чем у него, чтобы на их фоне ощущать себя звездой. Но сильные подчиненные ускоряют и упрощают работу руководителя. Когда команда сильнее руководителя по компетенциям ― это нормально, потому что у подчиненных и руководителя разные функции. И в таком случае команда быстрее добьется успеха.Подбирает безопасных подчиненных.
Планирует и прогнозирует. Если у тебя есть в подчинении руководитель, и у тебя складывается впечатление, что он ничего не делает, ― вероятнее всего, процессы налажены настолько четко, что у него нет необходимости бегать и что-то срочно решать.Тушит пожары.
Делегирует. Делегирование ― полезный инструмент в менеджменте. Один раз удели время тому, чтобы хорошо объяснить, как выполнить задачу, а после ― только контролируй результат.Подчеркивает свою незаменимость.
Оценивает работу подчиненных. Оценка ― это факты и конкретика. Ставь план и KPI и в конце периода оценивай работу сотрудников.Критикует.
Ставит цели и задачи.Усиливает неопределенность.
Принимает решения.Пытается избежать ответственности.
Развивается быстрее, чем меняется ситуация. Стратег. Видит наперед и планирует.Отстает от действительности, что может не иметь никакого эффекта и пользы.
Развивает своих подчиненных, заботится чтобы команда оставалась сильной.Недоволен своими подчиненными, не предпринимает ничего для их развития.

Делегирование

Чтобы не утонуть в оперативной деятельности, воспользуйся упражнением: напиши список задач, распредели их по степени важности и присвой категорию АБС, где:

А ― можешь сделать только ты как руководитель,

Б ― можно делегировать,

С ― делегировать в обязательном порядке.

В категорию С могут относиться как задачи, которые ты не можешь сделать сама, так и те, которые ты не хочешь делать или которые экономически невыгодно делать самостоятельно (например, доставка товара).

Мотивация

Мотивация ― это сила, основанная на глубоком желании, которое заставляет людей стремиться к достижению своих целей.

Самомотивация бывает или от чувства страха, или от желания достичь определённого результата (страсти). И в зависимости от того, на чём базируется мотивация, получается разный эмоциональный окрас и желание что-то делать.

Часто нами движет страх, и тогда мотивация выглядит так: мне надо повысить продажи, иначе я обанкрочусь. И какие-либо действия происходят, подгоняемые страхом провала.

Прямо противоположная и позитивная мотивация из страсти будет выглядеть так: мне надо повысить продажи, чтобы мочь развивать свой бизнес дальше.

Как мотивировать персонал

Материальная мотивация: премии, бонусы, проценты от продаж и т. д. Это самый понятный и очевидный для руководителей способ мотивации.

Нематериальная мотивация. Часто руководители ее недооценивают. Людей мотивируют как раз не деньги, а, например, значимость вклада сотрудника в развитие компании. Людей мотивирует уважение, признание, новые знания и опыт, возможность проявить свой потенциал, разработать авторский продукт.

Контроль

Контроль ― важный инструмент в менеджменте. Если любой процесс пустить на самотёк и не контролировать его, то получится хаос.

Контроль ― это то, что обеспечивает достижение поставленных целей и задач. Если ты не будешь контролировать реализацию плана, ничего может не сдвинуться. Важно понимать, на какой стадии реализации плана ты находишься, чтобы правильно выбрать вид и методы контроля.

Виды контроля

1) Предварительный. Убедиться, что есть все необходимые ресурсы для выполнения задачи.

2) Текущий. Выявить отклонения и скорректировать задачу для ее скорейшего выполнения. Если что-то идет не так, надо корректировать не план, а процесс выполнения.

3) Заключительный. После того, как задача сделана, подвести итоги и результаты с целью корректировки планов на будущее. Особенно это важно для повторяющихся задач.

Типичные ошибки контроля

1) Контролируешь ежечасно (неоправданно часто). Или ежедневно контролируешь сотрудника, который успешно работает самостоятельно, и достаточно контролировать его раз в месяц.

2) Контролируешь некорректно. Например, требуешь ежедневные подробные отчёты вплоть до занятости поминутно. Важно не превратить контроль в самоцель.

3) Оцениваешь результат, но не разбираешься в причинах отклонений.

4) Не сравниваешь результат с планом.

5) Не учитываешь выявленные ошибки при планировании следующих задач.

Обратная связь

Обратная связь ― это обмен полезной информацией. Благодаря ей ты можешь улучшить свой продукт. Например, продав товар, задай через несколько дней вопрос клиенту, доволен ли он покупкой.

Когда ты даешь обратную связь подчиненным:

1) будь искренна ― говори правду.

2) будь конструктивна ― ищи решение, а не только констатируй факт.

3) соблюдай периодичность ― подчиненному важно получать обратную связь с какой-то периодичностью. Это поможет избежать домыслов.будь своевременна ― важно, чтобы обратная связь была максимально приближена к моменту.

4) будь объективна ― опирайся на факты, а не на эмоции.

5) будь справедлива ― единые правила для всех.

6) будь конкретна ― избегай слов “всегда”, “никогда” и оперируй только фактами.

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X