УЛУЧШИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ: ЮЗАБИЛИТИ САЙТА

Поделиться:

ЧАСТО УСПЕХ ВЕБ-САЙТА ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ОДНОЙ ВЕЩИ — КАК ПОСЕТИТЕЛИ ЕГО ВОСПРИНИМАЮТ. В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО УСПЕШНЫЕ КОМПАНИИ – FACEBOOK, TWITTER, EBAY и AMAZON – ПРИЗНАЛИ, ЧТО ОПЫТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ОКАЗЫВАЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ИХ МЕСТО В ПОИСКОВОЙ СТРОКЕ. ЭТИ КОРПОРАЦИИ ПОСТОЯННО ПРОВЕРЯЮТ КАЖДЫЙ АСПЕКТ СВОЕГО БИЗНЕСА НА РЕАЛЬНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯХ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КЛИЕНТОВ.

Практика показывает, что если пользователи не находят на сайте нужную информацию или сталкиваются с трудностями при приобретении товаров, они быстро покидают сайт.

Прежде чем перейти к рекомендациям, давай разберемся с понятиями.
Юзабилити (от англ. «usability») — это удобство и простота использования. Чем проще посетителю ориентироваться на сайте, тем больше он будет расположен к твоему продукту. Это в свою очередь напрямую влияет на лояльность, количество посещений и даже конверсию на сайте.
UX или опыт взаимодействия (англ. User eXperience, UX) — это восприятие и ответные действия пользователя, возникающие в результате использования продукции, системы или услуги. Хороший UX позволяет пользователям быстро и легко находить необходимую информацию.

Чтобы сделать сайт более удобным, используй следующие рекомендации.

СТИЛИ САЙТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЮЗАБИЛИТИ И UX

  • Четкость и простота дизайна. Дизайн сайта не должен мешать пользователю в поиске необходимой ему информации.
  • Типографика. Желательно использовать не больше 3 шрифтов. Размер шрифта должен быть удобным для чтения информации: слишком мелкий, также как и слишком крупный шрифт, понизит читабельность страницы.
  • Цвета. Используй 2-3 основных и 2-3 дополнительных цвета, которыми будут оформлены ссылки, меню, кнопки и прочие элементы сайта.
  • Графика. Используй ее только в том случае, если она помогает выполнить определенную функцию на сайте.
  • Визуальная иерархия. Она предполагает такую организацию элементов, при которой пользователи акцентируют внимание на важных элементах в первую очередь.

Помни – в оптимизации удобства пользования сайтом главной целью является довести посетителей до целевого действия. Регулируя положение элементов, их цвет или размер, ты можешь структурировать сайт так, что посетители будут привлечены к определенным блокам в первую очередь.

МЕНЮ И НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

Интуитивная навигация на сайте имеет решающее значение для получения пользователями нужной им информации. В идеале – посетитель не должен думать о том, где он находится. Перемещение из точки А в точку Б должно быть простым и понятным.

Вот несколько советов для оптимизации навигации твоего сайта:

  • Структура основной навигации ресурса должна быть простой (в верхней части страницы в том числе).
  • Включи навигацию в футере (подвале) сайта.
  • Используй хлебные крошки (навигационную цепочку, например, Главная › Контакты) на каждой странице за исключением главной – это помогает пользователю лучше ориентироваться на сайте.
  • Включи окно поиска в верхней части сайта, чтобы пользователи могли осуществлять поиск по ключевым словам.
  • Навигация должна быть не более трех уровней в глубину.
  • Создай карту сайта, которая также помогает пользователям быстрее ориентироваться на сайте.

Еще один указатель: расположение навигации должно оставаться одинаковым на каждой странице сайта.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Внешний вид сайта – фон, цветовые схемы, шрифты – и даже писем в рассылке должен быть одинаковым на всех страницах. Это положительно влияет на юзабилити и UX. Но это не означает, что все страницы на сайте должны иметь одинаковое расположение блоков. Вместо этого ты должна создать разные макеты для определенных типов страниц (целевых, информационных страниц и т.д.) – это будет сокращать время на поиск информации на сайте.

АДАПТИВНОСТЬ

Адаптивный дизайн (responsive web design) – это дизайн, который динамично изменяется в зависимости от размера устройства, на котором он отображается. Основная цель – сделать просмотр сайта доступным и комфортным с любого устройства.
Использование интернета с планшета с 2013 по 2015 год выросло на 30%, а со смартфонов – на 78%. Поэтому обязательно учитывай адаптивность в разработке сайта.

КОНТЕНТ

  • Размещай уникальный и интересный контент, чтобы пользователи повторно заходили на сайт.
  • Не стоит писать длинные тексты – чем короче и информативнее материал, тем лучше.
  • Разбавляй текст фотографиями, инфографикой, иконками, чтобы повысить читабельность ресурса.
  • Делай перелинковку страниц. Этим стоит заниматься постоянно – не только на этапе создания сайта. Материалы, дополняющие основную тематику статьи, всегда увеличивают время пребывания посетителя на сайте.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САЙТА

  • Онлайн-консультант. Позволяет потенциальному покупателю быстро получить ответ на свой вопрос и определиться с выбором продукта.
  • Формы. Минимизируй количество полей для заполнения, оставив только действительно необходимые.
  • Скорость загрузки. Согласно результатам исследований, 2/3 посетителей покидают сайт, если он загружается более 5 секунд. Кроме того, скорость загрузки теперь учитывается и при ранжировании поисковыми системами.
  • Мгновенная проверка полей. При заполнении любого поля или формы это экономит пользователю время, поскольку он сразу видит ошибку и может ее исправить.
  • Индикатор загрузки. Визуальное обозначение процесса обработки определенной информации помогает пользователю понять, что загрузка выполняется.
  • Автоматическая регистрация. Покупателю, который впервые осуществляет заказ в магазине, можно автоматически создавать аккаунт, отправляя на почту логин и пароль.
  • Обратный звонок. Демонстрирует внимание со стороны сотрудников интернет-магазина, позволяет сэкономить определенные средства пользователю и способствует повышению лояльности аудитории.
  • Добавление Alt-текста под изображения повышает доступность сайта. Посетители, которые не могут видеть изображения в своих браузерах, смогут понять, что находится на странице.
  • Ссылки должны открываться в новой вкладке. Таким образом, ты не только сделаешьте навигацию более удобной, но и сохранишь значительную часть трафика на своем сайте.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Вышеописанный список являются отличной отправной точкой. Но реальный ключ к улучшению юзабилити и UX сайта – проведение тестирования пользователей, сбор обратной связи, внесение изменений, основанных на том, что ты услышала и узнала.
Тестирование может быть самостоятельным и профессиональным. Выбор зависит от направления твоего проекта и целей, которые ты перед ним ставишь.
Самостоятельное тестирование можно провести, задействовав в нем своих родственников, знакомых, добровольцев из соц. сетей, пользователей фриланс-бирж и т. д. Этот способ оценки сайта привлекает своей дешевизной, но он уместен лишь для некоммерческих проектов или проектов широкой тематики вроде интернет-магазина женской одежды. К тому же, на самостоятельный поиск респондентов, проведение тестирования и анализа результатов понадобятся время и определенные знания и навыки в области интернет-маркетинга.
Профессиональное тестирование направлено на анализ коммерческих сайтов с узкой тематикой. Например, если ты продаешь швейную фурнитуру или организуешь выездные конференции за границей, обычный пользователь едва ли сможет объективно оценить сайт. А в компании для исследования твоего ресурса подберут людей «в теме» или опытных юзабилистов, которые понимают, что именно нужно анализировать на ресурсе того или иного направления.

Надеемся, что тебе помогут советы, представленные в статье. Эти рекомендации позволят еще на шаг приблизить твой проект к совершенству. Желаем тебе удачи в качественной реализации своего проекта!

ОБ АВТОРЕ

ЕКАТЕРИНА АЛИНОВСКАЯ – UX/UI дизайнер фрилансер с 3-х летним опытом. В портфолио корпоративные сайты, интернет-магазины, порталы. Соучредитель проекта Nauchis.by — каталога курсов, тренингов и семинаров.