За дело!
Анастасия Жаврид и svoyurist.by

Три года назад Анастасия Жаврид открыла частную юридическую практику. Сегодня её доход достигает уровня топового юриста. В нашем интервью Анастасия рассказывает, почему будущее за IT-правом, как найти идеального клиента и не выгореть в своём бизнесе.

Анастасия, зная твою любовь к животным, почему выбрала не профессию ветеринара, а юриспруденцию? Что повлияло на выбор?

Я хотела стать ветеринаром. Целенаправленно готовилась к этому примерно до 8 класса: читала литературу, изучала энциклопедии. Но родственники меня отговорили, сказали, что ветеринар — это непрестижно, после учёбы «отправлюсь крутить коровам хвосты» и не стоит тратить на это свою жизнь.

На тот момент тётя, которая много вложила в моё воспитание, работала федеральным судьёй в России. Я часто бывала в залах заседания и решила, что мне нравится этот антураж — буду юристом. Когда поступила, до конца не понимала, что это за профессия, но учёба очень нравилась. Я практически не вылезала из библиотеки.

Первую работу быстро нашла?

Я прошла около тридцати собеседований в частные организации. Госструктуры даже не рассматривала, практика в университете показала — это не моё место. Пока искала работу, начала самостоятельно изучать soft skills, прочла кучу литературы. Уже на тот момент было много информации, как правильно составить резюме. Отклики были хорошие, но всех смущало отсутствие опыта.

Моим первым местом работы стала иностранная компания по производству паркета в Заславле. Было страшно, так как я толком не знала, что должен делать юрист на предприятии, а персонала насчитывалось около 300 человек. Мне сказали, напиши сама себе должностную инструкцию, а я не знала, что это такое. Посоветовалась с мужем подруги, который был юристом. Он подсказал, чем должен заниматься юрист, а что не входит в мои обязанности. Разобралась, но через три месяца стало скучно.

Почему?

Предприятие работало по предоплате, всё было оформлено, круг обязанностей — однообразный. Возможно, им нужен был консультант по росту, развитию, но не юрист. На тот момент задач для меня не было. Спустя полгода мы приняли обоюдное решение — распрощаться. И уже через неделю я нашла супер интересную работу в Минске. Это был частный завод по производству мороженого. Там я очень многому научилась. Работа была из серии «шмель не знает, что по законам аэродинамики он может не летать». Передо мной ставили задачу, я даже не думала, что могу с ней не справиться — просто делала. Так научилась регистрировать рекламные игры, работать по банкротству, судебным производствам, перелопатила все юридические нюансы, ведь я вела сразу три юридических лица. Это был колоссальный опыт! Но компания разорилась, завод перепродали.

Получив такой богатый опыт, возникло желание уйти в частную практику?

В то время я начала заниматься активизмом, волонтёрила в общественном объединении защиты животных «Эгида», окончила курс «Менеджмент НКО», потом заинтересовалась правами человека. Моя юридическая идентичность отошла на второй план: продолжая работать в офисе, я не смогла бы столько ездить и столько учиться. Поэтому я устраивалась на неполную занятость, по договору подряда и постоянно думала, как совместить все мои компетенции и интересы. В 2014 году, чтобы получить лицензию на юридическую практику, надо было сдать экзамен в Минюсте. Поскольку я активно занималась правозащитной деятельностью, опасалась, что мне её не дадут, и не пошла сдавать.

Пробовала работать с экологическими организациями, но быстро поняла, что неинтересно, не горят глаза. Потом попала в Офис по правам людей с инвалидностью. Здесь я решила, что это будет моим последним местом работы по найму. В 2017 году стало возможным получить лицензию без сдачи экзамена, достаточно было трёх лет стажа. Заглянула в свою трудовую книжку, а там — ровно три года.

И ты открыла ИП. Это было сознательное и взвешенное решение?

Я понимала, что мне нужен свободный график, я умею работать и не люблю, когда мной управляют. Очень много вопросов из юридического поля поступало от знакомых. По сути, я оказывала юридические консультации, но бесплатно. Почему не делать это за деньги, подумала я и решилась открыть ИП.

Перед уходом в свободное плавание финансовую подушку безопасности подготовила?

Я всем клиентам советую: на открытие должен быть бюджет. Но у меня получилась обратная ситуация. Накоплений не было. Правда, был муж, который поддержал и помог финансово. И я точно знала, что есть клиенты, которые закажут услугу. Перед увольнением писала посты в соцсетях, что собираюсь открывать ИП, чем планирую заниматься, спрашивала, кому было бы интересно сотрудничество. Понимала, что у меня не хватит сил объять необъятное, поэтому старалась охватить только ближайшее окружение. И получилось. Пошли отклики, репосты, запросы на консультацию.

Чем предпочитаешь заниматься в своей сфере?

Больше всего у меня душа лежит к оформлению сделок, договорённостей между людьми. В основном, услуги, купля-продажа. Это как сочинение писать. Есть два партнёра, и то, что они скажут, надо положить на бумагу. Творческая задача.

Кто твои основные клиенты и откуда они приходят?

Современные предприниматели от 20 до 35 лет, которые горят своим делом, но далеки от юридических тонкостей.

Мои клиенты в основном из бьюти-индустрии. Всё, что касается бровей, маникюра, мастеров по волосам, наращивания ресниц, пошива одежды — сфера услуг. Я не консультирую по таможенному, жилищному праву. Не люблю работать с торговлей и строительством.

В какой-то момент поняла, что мне интересно IT-право. Любопытно с юридической точки зрения, как роботы, искусственный интеллект войдут в нашу жизнь, как это будет оформляться в договорах, повлияет на право. Я решила — вот сфера, в которой хочу развиваться. Окончила в 2018 году специальный курс по IT-праву. Было интересно посмотреть, какие наработки уже есть в актуальной практике, так как её пока мало, и классно, что преподаватели-юристы поделились своими кейсами. После курса я стала иногда писать на эту тему, и подтянулись клиенты, которые делают чат-ботов, разрабатывают приложения, пишут программы.

Идеальный клиент — он какой?

Люблю клиентов, которые приходят на встречу подготовленными, открывают блокнот, а там все вопросы записаны. Пусть своими словами, но видно, что человек сел и продумал свой запрос. Я всегда повторяю, что никто не знает вашу сферу лучше, чем вы сами. Поэтому для успешного решения задачи дайте мне всё необходимое.

Люблю клиентов, которые читают документы перед подписанием, но напоминаю, что одна запятая, союз — и это уже совсем другое предложение, и об этом будет знать только юрист или налоговик. Человеку без юридического образования и практики сложно заметить подобные нюансы.

Конкурентов отслеживаешь? Сравниваешь цены, предложения?

Отслеживала, сравнивала и очень расстраивалась. Думала, какая я никчёмная. Знакомая посоветовала отписаться от всех, и моя жизнь качественно изменилась.

Ты получаешь негативные комментарии о своей работе в директ или публично? Твоя реакция на них?

Были комментарии от людей смежных профессий, которые находили у меня ошибку. С одной специалисткой из ФСЗН мы в итоге подружились, и я обращалась к ней за консультацией. А вообще на моей странице — жёсткая диктатура. Комментарии и сообщения из серии «зависть» я блокирую.

У тебя два вида консультаций — онлайн и офлайн. Что клиенты выбирают чаще?

Молодёжь охотнее идет на онлайн, любят камеру включить, чтобы всё было как в жизни. Да и время это экономит, не надо тратить его на дорогу. Онлайн-формат удобен и для регионов. Клиенты постарше соглашаются на онлайн, когда не хотят переплачивать. Консультация офлайн на 10 рублей дороже. Я включила в стоимость проезд и кофе, который обязательно закажешь, если встреча проходит в кафе.

Старшее поколение воспринимает онлайн-консультацию, как разговор по телефону, за который они не привыкли платить. А для молодёжи это обычная услуга.

Какие ошибки ты делала в бизнесе?

Ошибки были, когда я влезала не в свою сферу. Например, решила посчитать зарплату, обязательные платежи и взносы. Очень сильно просчиталась, хорошо, что это было с одним клиентом. Тогда решила, что больше никогда не трогаю бухгалтерию.

Как клиенты узнают о тебе? Что используешь для продвижения своих услуг?

Я смотрела очень много бесплатных материалов по продвижению бизнеса, инфобизнеса, юридических услуг. Девиз первого года жизни моего ИП — ни одного доллара на рекламу. Я решила побаловаться органическим приростом. Со временем пришла к пониманию, что надо составлять контент-план, детально планировать публикации. Выработался определённый стиль, и посты стали приносить клиентов. Хорошо работает и сарафанное радио.

Из соцсетей площадка номер один — Instagram. Поток клиентов неиссякаем. Запускаю там рекламу вебинаров, услуг. В Facebook задают много вопросов, обсуждают, но клиенты не приходят. Зато вот недавно журналистка обратилась за комментарием. Упоминания в СМИ — ценный рекламный канал для продвижения.

Контент-план для всех соцсетей один?

Пробовала для каждой соцсети делать отдельный контент, но меня на это не хватает, поэтому составляю один для всех. Контент пишу исходя из «болей» клиентов.

В твоих постах нет сложного юридического языка. Это подкупает. Где училась писать?

Юридический язык предназначен для профессионалов, а не для клиентов. Курсы копирайтинга я не заканчивала. Пишу так, чтобы понял обычный человек. И это умение связываю с тем, что у меня есть две младшие сестры. С детства надо было доносить до них понятные чёткие мысли.

У тебя только платные вебинары, с чем это связано? В чём плюсы и минусы такого продвижения?

Я пробовала проводить бесплатные, клиенты не пришли. Когда поставила минимальную цену 15 рублей, воронка продаж заработала. Даже если человек не купит мою услугу, я остаюсь в плюсе.

Вебинар не отличается от обычного выступления, но экономит ресурсы на дорогу, время, деньги на аренду помещения. Из минусов — не вижу реакцию участников. Первое время это очень сильно сбивало, я не понимала, слышат меня или нет, как реагируют. Пересматривала записи и разбиралась, где мне надо доработать. Сейчас готовим мастер-класс для предпринимателей — как держаться перед камерой без зажимов.

У тебя есть помощники, которым делегируешь часть обязанностей?

Через полтора года после открытия ИП я поняла, что не справляюсь, и взяла специалистку по smm. Посты пишу сама, а в её задачи входит их размещение и подбор картинок.

Дважды пробовала найти помощника-юриста, но приходилось перепроверять, доделывать. Пока отложила эту идею.

Ты работаешь над созданием личного бренда?

Не уделяю этому достаточно времени. Хотела сказать, не успеваю, но в данный момент это не приоритет. Если меня приглашают выступить — соглашаюсь, но целенаправленно не ищу площадки, где могу заявить о себе. Я придерживаюсь мнения, что мне не нужны все деньги мира. Пока всё устраивает: мне комфортно жить и работать.

Сейчас я определяюсь, в какую сторону буду двигаться дальше. Если в сторону инфобизнеса, то да, личный бренд необходим. Но пока я не уверена в этом и хочу побыть со своей неуверенностью наедине.

Значит, выстраивание бизнес-процессов ещё продолжается?

В процессе даже глобальная стратегия. Чего я хочу через три года, десять лет. Пока не знаю. Когда открывала ИП, хотела независимости — это было моей мотивацией и движением. Теперь думаю, что делать дальше. Сейчас у меня идёт процесс роста бизнеса, и пока я медлю со следующим шагом.

Бизнес не предполагает стабильности. Ты довольна своим доходом?

Первые полгода работала практически в ноль. Клиентов было мало. Я смотрела на свои налоги, и это были слёзы, как в кафе посидеть. Успокаивала себя, что, сидя в маленьком офисе, зарабатывала бы столько же. Сейчас мой доход как у топового юриста. На этот уровень я вышла через два года работы.

Если выбирать, то работа по найму или на себя? Что порекомендуешь?

Всё очень индивидуально и зависит от личных качеств человека. Видела очень много юристов, которым комфортно работать по найму, это люди системы и им хорошо. Работая на себя, нужно учитывать много нюансов: надо быть собранным, уметь структурировать день так, чтобы не только выполнять задачи, но и отдыхать. Ты сам отвечаешь за поступления денег, налоги и отчисления, обеспечиваешь себе время для выходных и отпуска, умеешь работать не из-под палки.

Что помогает не выгореть в своём бизнесе?

Забота о себе. Я отказываю в онлайн-консультациях раньше 09:00 и не назначаю офлайн-встреч до 12:00, потому что лично мне встречаться в такое время некомфортно. Сделаю исключение, только если это будет супер-консультация на интересную мне тему, и за которую хорошо заплатят. Всё остальное может подождать до 12:00.

Вечером принимаю звонки до 20:00 и соглашаюсь перенести на 21:00 в порядке исключения.

Какие планы на ближайшее будущее?

Думаю, как свои уже имеющиеся компетенции переложить на современный мир. Я сейчас планирую онлайн-курс для ИП. Хочу обучать активных предпринимателей защищать свои права.

Твои посты часто заканчиваются вопросом: «Какой он, юрист будущего»?

Это вопрос про меня. Пока нет ответа. Но очень хочется, чтобы был. Напишу потом об этом пост.

Интервью подготовлено в рамках проекта «Продвижение женского предпринимательства в Беларуси». Проект реализуется при поддержке Программы малых грантов посольства США в Республике Беларусь. Удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи №03-08/102 от 12.04.2019.

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X