БИЗНЕС С ПОЛЬЗОЙ: СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ЧАСТЬ I

 

Поделиться:

КТО ТАКОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ? И ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС? ТЫ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ЗАДАЕШЬ СЕБЕ ВОПРОС, И ПОКА НЕ НАХОДИШЬ НА НЕГО ОТВЕТ? ЭТО НОРМАЛЬНО. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – ОДНО ИЗ САМЫХ ПОДВИЖНЫХ И САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ВО ВСЕМ МИРЕ. В КАЖДОЙ СТРАНЕ ОНО ТРАКТУЕТСЯ ПО-РАЗНОМУ, И КРИТЕРИИ, ПО КОТОРЫМ ОПРЕДЕЛЯЮТ СОЦИАЛЬНОСТЬ БИЗНЕСА ОТ СТРАНЫ К СТРАНЕ ТОЖЕ РАЗНЯТСЯ. ЧТО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ?

oks

ОКСАНА ШЕВЧЕНКО – 

учредитель и руководитель компании “Метеорит Плюс” с 11-летним опытом управления производством детских спортивных и развивающих игрушек. Соавтор программы развития социального предпринимательства. Организатор благотворительных мероприятий для детей и подростков из детского дома.
Сферы компетенций:
Стратегическое планирование и развитие, менеджмент социальных проектов, социальное предпринимательство, личностный рост и мотивация.

Целью социального бизнеса должна быть социальная миссия. Деньги, в случае работы социального предпринимателя, становятся не целью, а средством достижения социально-ориентированных задач.
Социальное предпринимательство – это новое явление не только в Беларуси, но и в мировой экономической системе тоже. Несмотря на это, число социальных предпринимателей активно растет. И на данный момент времени определилось несколько путей, благодаря которым можно оказаться в рядах социальных предпринимателей.

ПЕРВЫЙ ПУТЬ: ОТ «БИЗНЕСА» К «СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ»

Путь легкий, но мало используемый. Бизнесмены научились строить бизнес, но пока не осознали важность социального предпринимательства и не нашли ему места в своих стратегических планах. Предприниматели пока слабо понимают, зачем им это надо. Со студенческой скамьи у будущих предпринимателей формируется стремление к рентабельному и эффективному бизнесу. А социальная направленность дает явное снижение конкурентоспособности по ряду экономических факторов.
За время учебы ни один студент ни одного слова о социальном предпринимательстве не слышал, потому что в учебной программе об этом явлении пока нет ни одного параграфа. И, вступая в стройные ряды бизнесменов, каждый предприниматель стремится только к тому, чему их научили учебники: к быстрому обогащению и накоплению.

ВТОРОЙ ПУТЬ: ОТ «ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» К «СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ»

Сложный, но вполне реальный. В случае с общественными организациями происходит ситуация наоборот. Они четко и остро понимают важность социальной работы над проблемами общества. И на сегодняшний день уже очень многие осознали необходимость развития социального предпринимательства в рамках их деятельности. Эта необходимость продиктована тем, что у общественных организаций появляется возможность заработать деньги на решение проблем, которыми они занимаются. Кроме этого социальное предпринимательство помогает решить вопрос зависимости от грантов и доноров. Но главная проблема этого пути состоит в том, что здесь мало кто знает и понимает, как начать, спланировать и организовать деятельность эффективного социального бизнеса.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

В МИРЕ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА СТЫКЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И КОММЕРЦИИ, ИННОВАЦИЙ И ТРАДИЦИОННЫХ БИЗНЕС-ПРАКТИК ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.   

ТРЕТИЙ ПУТЬ – ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ: «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» В ЧИСТОМ ВИДЕ

Такой путь самый короткий и самый редко встречающийся одновременно. Он случается там, где система общественных ценностей создает в голове у будущих предпринимателей алгоритм, по которому любой бизнес должен быть изначально «социальным», а потом «бизнесом».
При таком подходе на этапе формирования бизнес-идеи ты, как будущий предприниматель, должна задавать себе и своей команде вопросы:

1. Что полезного будет приносить мой бизнес обществу?
2. Какова социальная миссия моего бизнеса?
3. Как мой бизнес будет влиять на тех, кто живет рядом с нами?
4. Как мой бизнес будет влиять на экологию?
5. Кому будет полезен и кому поможет мой бизнес?
6. Может быть, мой бизнес кому-то нанесет вред?

Социальный бизнес – это тренд, который с каждым годом набирает силу. В мире становится все больше предпринимателей, которые действуют на стыке благотворительности и коммерции, инноваций и традиционных бизнес-практик для решения социальных проблем.