МИНИМАЛИЗМ:
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЛИШНЕГО | КОНСПЕКТ ВОРКШОПА

Уже довольно давно у всех на слуху одна очень важная тема: как успевать всё в современном ритме жизни. Мир ускоряется и количество якобы важных вещей, которые нужно обязательно успеть, становится всё больше и больше. Вместо того, чтобы участвовать в этой бессмысленной гонке, в которой победить невозможно, лучше остановиться и подумать что действительно важно, а без чего можно обойтись. Именно этому учат минимализм и эссенциализм, ставшие отрезвляющим ответом культу супер-продуктивности.

Давай разберёмся, как выделять главное и отказываться от остального.

putjatina

ТАТЬЯНА ПУТЯТИНА

Психолог, тренер, карьерный консультант. Консультирует клиентов по вопросам самоопределения, поиска своего дела и улучшения качества жизни. Любит искусство и использует в работе элементы арт-терапевтических техник и письменных практик.

Для начала стоит осознать, что почти всё – не важно. Ты поймёшь это, как только критично изучишь свой список дел. Убежденность, что все дела в твоем списке приоритетны и требуют скорейшего решения, рассеивается во время любой форс-мажорной ситуации или, к примеру, болезни. Внезапно оказывается, что ничего страшного не происходит, всё более или менее находится под контролем.

Куда выигрышнее найти то самое главное и сфокусироваться на нём, вместо того чтобы пытаться успеть всё и сразу. Когда ты вкладываешься в одно дело, то вся твоя энергия направлена на него, ты не распыляешься и становишься более продуктивной.

Как же к этому прийти?

Оставь себе немного пустоты
Пусть у тебя будет пространство для того, чтобы поразмышлять. Оставляй себе паузы тишины, время для прогулок в одиночестве, заведи дневник, чтобы писать о своих чувствах и желаниях. Не забывай оставить время на сон и отдых.

Выделяй суть
В любой проблеме есть какая-то ключевая деталь, которую легко не заметить из-за распыления. Но ты ведь помнишь о законе Паретто? 20% твоих усилий приносят 80% результата.

Играй
Позволять себе безумные вещи, мысли креативно, не бойся ненадолго превратиться в ребёнка.

Береги активы
Высыпайся. Между сном и чтением полезной книги выбирай первое, не забирай время у сна.
Вот тебе убедительный пример: виртуозы от просто хороших скрипачей отличаются только тем, что первые много спят (примерно 8.6 часа в сутки ночью + 2.8 часа в неделю на дневной сон).

Будь придирчива при выборе возможностей, на которые ты тратишь своё время
Если нет ощущения «точно да! это на 100% моё», то лучше откажись.

Как убрать лишнее?

Давай разберемся, почему тебе всегда так сложно отказаться от возможностей, которые сами идут в руки, но не являются твоим приоритетом:

Эффект владения
Тебе сложнее отказаться от того, что у тебя уже есть.

Что делать?
Задай себе отрезвляющий вопрос «Если бы этой возможности у меня не было, что бы я была готова сделать, чтобы её получить?» или «Сколько бы я отдала за эту вещь, если бы встретила её снова?»

Склонность к невозвратным издержкам
С этим ты могла столкнуться, если вложилась в безнадёжный проект и продолжаешь тратить на него свои деньги и энергию, хотя понимаешь, что ничего толкового из этого не получится.
Человеку непросто отказаться от того, во что уже вложены силы, время и ресурсы. И чем больше был твой вклад, тем сложнее это сделать.

Что делать?
1. Осознай свой страх потери, ощути его.
2. Поговори с невовлечённым человеком. Поделись с ним, сколько ты уже вложила в это дело, какой получила результат и каковы убытки. Обратная связь поможет тебе объективно посмотреть на ситуацию.
3. Признай свою ошибку. Такое бывает, ты просто ошиблась и вложилась не туда. Проанализируй этот опыт и двигайся дальше.
4. Честно ответь себе на вопрос «Если бы я сейчас принимала решение о том, чтобы начать этот проект, взялась бы я за него?».
Помни, что ничего не даётся бесплатно. За всё ты платишь своим временем, здоровьем и ресурсами.

Эффект статус-кво
Мозг мыслит стереотипно, поэтому мы склонны желать, чтобы всё оставалось на своём месте, как есть.

Что делать?
1. Возьми паузу, прежде чем согласиться на какие-то изменения. Подумай ещё раз.
2. Когда ты бюджетируешь свой бизнес, то попробуй сделать это с нуля, не отталкиваясь от прошлого года и опыта.
3. Занимайся прототипированием. Перед тем как вкладывать во что-то огромные ресурсы, сделай маленькую модель и убедись, что она работает.

FOMO и сравнение с другими
Мозг постоянно ищет новые возможности. Из-за этого мы тревожимся, не упускаем ли чего-то важного, ведь мы хотим быть не хуже других. Но это беспокойство не помогает идти к своим целям, скорее наоборот.

Что делать?
1. Соблюдай информационную гигиену. Следи за количеством времени в социальных сетях, старайся не реагировать на все сообщения этого мира.
2. Помни о своём главном векторе, для этого спрашивай себя «что мне важно в данный момент?».
3. Отличай свои потребности от навязанных.

Важно научиться отказываться от задач, которые отвлекают тебя от главного.

Помни:
– Проще сказать «нет», когда ты оценила, чего тебе будет стоить «да», поэтому прежде чем соглашаться, взвесь в себе цену «да».
– «Нет» – это обмен популярности и удобства для других на уважение. Если ты четко обозначаешь свои границы и обоснованно говоришь, почему не можешь взяться за эту задачу, тебя уважают. При этом, конечно, есть риск перестать быть удобной.
– Твердое «нет» любезней невнятного «да». Лучше сразу отказаться, чем согласиться, а затем прокрастинировать и так и не решить эту задачу.

Как сказать «нет»?
 
  1. Не говори «да» сразу, возьми паузу на размышление, проверь своё расписание.
  2. Используй формулировку «нет, но…». Даже если ты отказываешь в помощи, ты можешь дать полезный отклик своему собеседнику («Я не могу тебе помочь, но могу посоветовать человека, который сможет»).
  3. Если ты скажешь «да», то какие-то задачи тебе придётся отложить – подумай об этом заранее. Если задачу тебе формирует менеджер, то спроси: «Какие из уже имеющихся дел я могу отложить, чтобы взяться за новое?»

Удели внимание построению своих границ. Они помогают избавиться от препятствий и ожиданий, которые отвлекают тебя от того, что действительно имеет значение.
Важные принципы:
– Дай другим делать свою работу самостоятельно, помогай словом и рекомендацией, но не бери чужую работу на себя. Ничего общего с взаимопомощью это не имеет.
– Создавай социальные контракты, договаривайся об условиях сотрудничества на берегу.

Немаловажно и твоё умение планировать время. Избегай ошибок:
– Создавай временной буфер. Не ставь в свой календарь кучу дел, забывая о паузах. Добавляй к задаче 50% времени для форс-мажорных обстоятельств. Признай, что не успеешь всего. К тому же, если ты оставишь себе паузы и зазоры между встречами, качество твоей жизни существенно вырастет.
– Уделяй время подготовке к выполнению задач.
– Планируй риски. Что-то всегда может пойти не так, пусть у тебя будет время справиться с этим.

И не забудь удалить лишнее. Для этого:
– Найди слабое звено в процессе, удали его или измени.
– Используй принцип минимального жизнеспособного товара. Делай минимум, уделяй внимание только жизнеспособности твоего продукта. Такой подход сэкономит силы.
– Начинай со сложных дел, завершай их в первую очередь.
– Регулярно задавай себе вопрос «Что мне важно сейчас?».

Путь к экзистенциализму не бывает простым, но пусть эти советы помогут тебе пройти его быстрее.

 

Статья подготовлена по материалам выступления, основанном на книге Грега Маккеона «Эссенциализм».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.
К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.