За дело! Наталья Грудинская и merilstudio

Как открыть магазин без ошибок? Что делать, если продажи падают? Маркетинговая компания Натальи Грудинской работает с ритейлерами и помогает добиваться высоких продаж, избегая распространенных ошибок. Мы поговорили с Натальей о бизнесе, рекламе и витринистике.

grudinskaya

НАТАЛЬЯ ГРУДИНСКАЯ

маркетолог, владелица merilstudio.by

Наталья, что такое витринистика, и привлекает ли тебя эта ниша?

Витринистика — узкая специальность, поэтому она мне не очень интересна. Хорошим витринистом может быть любой художник или дизайнер с маркетинговым мышлением. Специализация моей компании шире, например, в витринистике мы работаем только с крупными сетями и разрабатываем дизайн витрин в рамках концепта сети. Например, мы разрабатывали концепцию витрин для сетей «МЕГАТОП», «Милавица», ZIKO, «Світанак». С отдельными магазинами, как правило, не работаем. Единственное исключение — бренд GOTTI, для него мы сделали рестайлинг, разработали брендбук и концепт фирменного магазина. Поэтому я курирую оформление витрин GOTTI. Еще ЦУМ — знаковый универмаг на главном проспекте столицы, у него восемь больших витрин, конечно, это нам интересно.

Расскажи о выборе профессии. Как и когда произошел переход к рекламной деятельности?

Я окончила БГУ, факультет журналистики, но уже на первых курсах поняла, что не буду работать в медиа. Диплом писала на тему «Реклама и связи с общественностью». Уже тогда я знала, что хочу заниматься рекламой. В 1994 году зарегистрировала ИП и стала оказывать консультационные услуги. В 1996 году меня заметила небольшая обувная компания и пригласила посотрудничать. Я занималась всем: от поиска и выбора мест для магазинов, разработки планировки и расстановки оборудования, до закупок обуви и продвижения. Компания росла и стала лидером на обувном рынке. В 2008 году я ушла и открыла собственный проект — интернет-журнал TUTTO, где человек мог выбрать из множества предложений, например, джинсы, и перейти в интернет-магазин, чтобы их купить. Но проект опередил время: тогда далеко не у всех были сайты, не то что интернет-магазины. Сейчас я работаю с заказчиками и вижу, чего не хватает в продвижении такого ресурса, как TUTTO, но мне уже неинтересно этим заниматься. Хотя даже тогда проект окупился и приносил деньги.
Какие самые удачные проекты?

Проекты как дети, они все удачные, и я люблю их все. Хотя случается, что заказчики делают не все, что мы рекомендуем, и не в точном соответствии с нашими предложениями. Это огорчает.

Как магазину привлечь покупателя? Какие сегодня тренды?

Если говорить о витринистике — использовать классику маркетинга и проверенную формулу AIDA: привлечь внимание, вызвать интерес, побудить к действию — зайти в магазин и купить. Тренды? Активно выходить в онлайн. В офлайне все заинтересованы, чтобы покупатель не проходил мимо — витрины должны дополняться новыми технологиями, например, сенсорными экранами, динамическими дисплеями. Должны быть интересные концепты магазинов и их нужно обновлять, как минимум, раз в 5-7 лет.
Что включает в себя разработка концепта магазина?

Выполняя такую задачу, мы не только готовим дизайн торгового зала, проект оборудования и мерчендайзинг, но и прописываем все: от музыки в торговом зале, запаха, тактильных ощущений до одежды персонала, сменяющейся навигации, витрин. Иногда работаем и над ассортиментной матрицей.

Помимо грамотно разработанного концепта, что еще влияет на продажи?

Для магазина все определяет место — это классика маркетинга. Если магазин расположен в правильном месте, грамотно позиционируется — можно ошибиться с антуражем, но он все равно будет продавать. Если клиент собирается открывать новые магазины, мы даем ему рекомендации, где это лучше сделать.

Наталья, ты была первой на этом рынке?

Нет. Отдельные услуги предоставляли рекламные агентства, производители торгового оборудования, консультанты по мерчендайзингу. В комплексе никто не занимался разработкой концепта. Поэтому самые крупные ритейлеры заказывали проекты у специалистов из Европы. Я выбрала это узкоспециализированное направление и продолжаю в нем работать. Многому приходилось учиться в процессе, так как в 90-е маркетологов-практиков в стране не было.

Сейчас конкуренция большая?

В Беларуси очень маленький рынок, соответственно, нет и конкуренции. Я работаю только с тем, в чем разбираюсь: одежда, обувь, белье, аксессуары. Бренды, с которыми мы можем работать, можно пересчитать на пальцах. Большинство магазинов работают по франшизе с готовыми концептами и бренд-буками.

Как клиенты узнают о вас? И достаточно ли у компании заказчиков?

Моей компании нет в социальных сетях, есть только сайт. О нас узнают только по сарафанному радио. «Клиентов никогда много не бывает» — я думаю, многие согласятся с этим утверждением. Мы настолько вникаем в каждый проект, что до сих пор не понимаю, как можно успевать быстро и много делать. В команде я и два дизайнера. Изготовителей оборудования, монтажников, оформителей нанимаем со стороны под конкретный заказ. На один проект уходит не менее трех месяцев, быстрее не получается.

Как оценить потенциал своих магазинов и понять, что надо что-то доработать?

Если падают продажи, надо что-то предпринимать. Есть такое понятие — маркетинговый аудит. Даже если в магазине просто обновить навигацию, он будет иначе восприниматься покупателями. Витрины должны обновляться каждый сезон, на все праздники, скидки. Но у нас экономят. Переоденут манекен и считают, что этого достаточно. Или клеят плакаты на стекла. Это недоработка маркетологов.

Сложно ли конкурировать с молодежью?

Только в самопиаре и личном продвижении в соцсетях. «Мы первые. Мы лучшие. Мы единственные. Мы вас обучим…» Тут мне за ними не угнаться (смеется).

Твои ближайшие планы на год?

Работать над собой. Оказывается, во мне прочно сидит «синдром самозванца». Это я поняла на курсе Out Loud, программа которого составлена очень грамотно. Есть над чем поработать.

Интервью подготовлено в рамках проекта “Продвижение женского предпринимательства в Беларуси”. Проект реализуется при поддержке Программы малых грантов посольства США в Республике Беларусь. Удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи №03-08/102 от 12.04.2019.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.
К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.