ЗА ДЕЛО! АННА МАТВЕЕВА И LAVANDAMIA

Поделиться:

Анна Матвеева и Виталий Ковалевич – семейная пара из Бреста, которая выращивает лаванду на собственной ферме в Полесье. Мы поговорили с Анной о том, как устроен их необычный проект.

Как появилась идея создать лавандовую ферму?

Все началось осенью 2014 года, когда мы готовились к свадьбе. Моя мама – опытный садовод, и в то время мы с ней уже успели вырастить небольшую полянку лаванды около дома. Глядя на нее, в голову сама собой пришла мысль сделать лаванду темой свадьбы. Экономия!

anna

АННА МАТВЕЕВА

соосновательница семейной мастерской и лавандовой фермы LavandaMia

Пока мы с Виталиком собирали лаванду в пучки, решили поискать в интернете, что можно с ней еще делать. И увидели, что за границей очень популярны частные лавандовые поля и фермы. К тому же, оказалось, что мой будущий муж унаследовал домик в деревне с кусочком земли. И он же меня и убедил попробовать выращивать лаванду, хоть я и упиралась. И вот летом 2015 года мы начали наш лавандовый путь.

Lavanda Mia – семейный бизнес. Как разделяются рабочие задачи в вашем проекте?

Каждый делает то, что хорошо умеет и может в данный момент. Но  некое разделение все-таки есть.

На Виталике весь тяжелый физический труд. Это естественно: он мужчина.  До беременности я тоже пыталась не уступать, хоть худенькая и хрупкая, но работы на ферме слишком много. Также мой муж работает курьером. Может собрать заказ, сделать букет.

Я занимаюсь продвижением и маркетингом: веду соцсети и интернет-магазин, принимаю и обрабатываю заказы, общаюсь с покупателями. Также я занимаюсь бухучетом, придумываю и создаю букеты.

Все остальное мы делаем вместе: от мелких дел до планирования сезона и работы с поставщиками. Мы всегда друг у друга на подхвате. Власть не делим, работаем одной командой.

Вы были первыми, кто решил выращивать лаванду в Беларуси?

Да, в 2015 году мы были первыми, кто взялся за такое необычное занятие. Хоть в Беларуси, особенно на Полесье, откуда родом Виталик, очень сильны традиции выращивания всего на свете. И у него это в крови.

Сложно ли было выходить с этой идеей на рынок?

Да. Лаванда в тот момент еще не была так популярна. И нам приходилось рассказывать, что это не просто сухой цветочек, не бабушкин, что он не портится и мы растим его в тут, в Беларуси. Также много говорили о том, как лаванда пахнет.

Не имея опыта в продвижении, сами учились фотографировать так, чтобы было и красиво, и фото не искажало цвет лаванды, учились писать тексты, придумывали новые товары.

Вы так и не ушли с основной работы. Как вам удается совмещать это со своим делом?

Непросто. Очень устаем, но уже не бросишь все это хозяйство. К тому же, мы пока не достигли того уровня, когда можно жить только «с лаванды». Поэтому основную работу бросать не собираемся и никому не советуем.

Особенно непросто совмещать летом, в период цветения и сбора лаванды. Это самые «жаркие» дни. В остальное время работы тоже очень много, как в любом производстве. Работать по ночам, без праздников, выходных и отпусков – для нас нормально.

Аня, каким ты видишь Lavanda Mia в будущем?

Вижу доведенную до ума ферму, где все красиво, чисто и можно смело звать гостей. Заветная мечта – небольшой офлайн-магазинчик, куда покупатель мог бы прийти, пообщаться с нами, потрогать и понюхать лаванду. Ну а пока в самых далеких мечтах – увеличение площадей. Больше-больше лаванды!

На вашем сайте можно купить несколько видов продукции на основе лаванды – от букетов до саше и натуральной косметики. Вы это все делаете сами?

У нас довольно большой ассортимент. Но сами мы делаем только букеты и тканевые саше. Хорошо вязать я не умею, поэтому мы сотрудничаем с мастером, который делает нам вязаные саше в форме заек и мишек, а мы их наполняем лавандой.

Лавандовая натуральная косметика также не нашего изготовления. Мы заказываем ее у производителя в Минске, который имеет соответствующий сертификат: для нас это был принципиальный момент. Так мы имеем качественный товар, который делают профессионалы своего дела, и клиенту не нужно ждать свой заказ месяцами.

То, что мы будем не просто заниматься букетами, а делать что-то из лаванды, мы решили ещё в самом начале. Но так как на выращивание уходила масса времени и сил, то вскоре мы поняли, что сильно размахнулись. Поэтому сейчас работаем в таком режиме.

Сталкивались ли вы с трудностями в оформлении бизнеса из-за необычного вида деятельности? 

Для регистрации наш вид деятельности не оказался необычным. Сложностей никаких нет,  в плане оформления все довольно просто. У нас зарегистрировано ИП и интернет-магазин.  

Какой из продуктов заказывают чаще всего?

Букеты, конечно. На втором месте – саше и лавандовая косметика, а также наборы из них.

Возвращаются ли к вам клиенты за повторной покупкой? Делаете ли вы что-то, чтобы увеличить процент возвратов или все происходит стихийно?

У нас очень много постоянных покупателей, некоторые с нами уже по три года. И это особенно радует. Для таких покупателей мы делаем скидки или дарим лавандовые подарочки. Им приятно.

Понятно, что лаванда – сезонный продукт. А можешь ли ты сказать, что спрос на нее тоже падает и растет в зависимости от времени года?

Это небольшое заблуждение, что лаванда – сезонный продукт.  Спрос в течение года примерно одинаковый. Увеличивается только к праздникам и летом, в период цветения, когда лаванда свежая.

Какие каналы коммуникации вы используете? Что приносит вам больше всего клиентов?

У нас есть интернет-магазин, но соцсети приносят больше заказов. В частности, инстаграм. А изначально лучше всего работало «сарафанное радио».

Были моменты, когда хотелось все бросить?

Нет, за все время мы ни разу не хотели бросить это дело!  Да, были сложные моменты, но это все ценный опыт. Ну а еще это очень интересное занятие для души и тела.

У вас недавно родилась дочь. Ваш бизнес изменился с появлением ребенка?

Да, изменился. Мы думали, что замедлимся, но все случилось как раз таки наоборот: мы стали еще активнее. Можно сказать, что дочь – наш главный мотиватор и вдохновитель.

Аня, что посоветуешь тем, кто хочет открыть свое дело, но не знает с чего начать?

Не бояться, верить в свои силы и окружать себя теми, кто поддержит. У нас очень большая поддержка со стороны семьи – это очень ценно. А еще стоит прислушиваться к знающим и опытным, но хорошо фильтровать информацию. Нам, к примеру, бывалые предприниматели четыре года назад советовали вообще не ввязываться в цветочный бизнес. Кто знает, как бы скучно мы жили, послушай мы их и не рискни?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.
К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.