ЗА ДЕЛО: АЛЕСЯ ПЧЁЛКА И МАГАЗИН “КАЛИЛАСКА”

Поделиться:

В 2013 ГОДУ В МИНСКЕ ЗАРАБОТАЛ УНИКАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ МАГАЗИН “КАЛIЛАСКА”. ИДЕЯ ПРОСТА: КАЛIЛАСКА СОБИРАЕТ, СОРТИРУЕТ И РАСПРЕДЕЛЯЕТ ВЕЩИ. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ВЕЩЕЙ ПЕРЕДАЕТСЯ НУЖДАЮЩИМСЯ, ЛУЧШЕЕ ОСТАЕТСЯ В МАГАЗИНЕ. СРЕДСТВА ОТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ПОКРЫВАЮТ РАСХОДЫ МАГАЗИНА.
МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ЛЕСЕЙ ПЧЕЛКОЙ – ОСНОВАТЕЛЬНИЦЕЙ ПРОЕКТА – ЧТОБЫ ПОГОВОРИТЬ О ТОМ, КАК ОНА НАЧИНАЛА, О ВДОХНОВЕНИИ И О ТОМ, С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.

РАССКАЖИ, КАК ЗАРОДИЛАСЬ ИДЕЯ ПРОЕКТА? ЧТО ВДОХНОВИЛО?

Впервые идея возникла во время путешествий. Благотворительные магазины в разных городах со временем стали для меня любимым местом шоппинга. Это срез времени, вкуса, менталитета. В черитишопах (charity shop – благотворительный магазин – прим. ред.) всегда можно найти уникальные вещи, для меня это куда интересней любых сувенирных лавок. И это не масс-маркет – здесь своей покупкой ты делаешь доброе дело, поддерживаешь фонд, экологию, это очень приятно.
Удивительно, что постоянно посещая такие магазины, я и представить не могла, что в Минске может быть что-то такое. И через несколько лет идея пришла сама собой. Фотография (то чем я занималась в то время) потеряла для меня смысл. Я распродала всю фототехнику, вырученные деньги и стали уставным фондом проекта. Идея уже была, мне оставалось только перенести ее на наши реалии и адаптировать. Большую роль в этом сыграл опыт благотворительного магазина «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.

РАССКАЖИ ПОДРОБНЕЕ О САМОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА

Первый благотворительный магазин в современном понимании открыл в Британии фонд OXFAM в 1947 году. В то время фонд собирал вещи для нуждающихся в послевоенной Греции: объем пожертвований, в основном одеял и теплых вещей, превысил потребность, и было решено продать часть и отправить в Грецию не вещи, а деньги. OXFAM работает и сейчас. Чаще всего благотворительные магазины принадлежат общественным фондам, люди бесплатно отдают им вещи (одежду, обувь, бытовую технику и т. п.), а они продают по низкой цене, в среднем до £10 за вещь. 80% аренды магазина покрывает государство, а продавцами обычно выступают волонтеры. Прибыль идет на реализацию целей фонда. И это не обязательно прямое перечисление денег нуждающимся, есть и другие схемы работы. Например в Goodwill (крупнейшая сеть благотворительных магазинов в Америке) работают инвалиды, и все вырученные деньги с продажи вещей остаются в самом фонде, для того чтобы предоставить больше рабочих мест людям с ограниченными возможностями.
Благотворительный магазин «КалiЛаска» принимает вещи у населения. Далее мы сортируем и распределяем их, передавая организациям именно те вещи в которых нуждаются их подопечные. 95% бесплатно передаются нуждающимся. Не более 4%, самые интересные экземпляры, отправляются на продажу. 1% – ветошь, мы передаем в приюты для животных. К сожалению, многие подопечные благотворительных организаций и социальных учреждений Беларуси нуждается не только в деньгах, но и в элементарных предметах гардероба.
На данный момент мы базируемся по адресу пр. Машерова 9, офис 111 в Центре экологических решений, где и принимаем вещи. Благодаря этой организации, бесплатно предоставляющей нам склад и офис, мы можем работать даже в отсутствии магазина. Периодически мы устраиваем распродажи, в кафе и барах Минска, где все желающие могут купить те самые 4% лучших вещей, выгодно обновить свой гардероб и поддержать нас.

КАК ДОЛГО ДЛИЛСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП? С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ДОВЕЛОСЬ СТОЛКНУТЬСЯ?

Для открытия магазина понадобилось буквально несколько месяцев, точнее 4. Это авантюра, было столько энергии внутри, появилось подходящие помещение и все взорвалось.
Наверное, самые сложные ситуации были связанны с отсутствием законодательства. Меня консультировали 4 юриста, бухгалтера, а в налоговой пожимали плечами. Вписать это в рамки нашего законодательства практически невозможно, но с другой стороны и нет прямых барьеров, которые бы запрещали подобную деятельность. Выбрала ту форму, в которой было меньшее количество бумаг – это благотворительное учреждение.
В Минске есть бизнес-инкубаторы, но они работают только с предпринимателями, а «КалiЛаска» для них благотворительность. С другой стороны налоги ты платишь как все, у тебя нет льготной аренды, потому что ты предприниматель, который занимается продажей вещей.
Второе – человеческий фактор. Когда проектом начали интересоваться все СМИ города, людей, желающих помочь, засветившись перед камерой, были десятки, но в первый же день работы практически все они исчезли, и на меня свалился огромный ком работы, к которому я не была готова. Волонтерство — это, когда сегодня человек говорит: «я помогу тебе в этом, я хочу сделать так», а завтра он говорит «ты мне не платишь, и у меня свои дела», или просто «я не могу сегодня, я обещал, но давай увидимся в другой раз». Я все понимаю, не обижаюсь и не держу зла. И я знаю множество таких историй и в других проектах, ничего с этим не поделаешь.
Для полноценной работы нужна команда, вменяемая зарплата, на энтузиазме бизнес не построишь. Написание грантов это отдельная история. Крупные коммерческие компании не финансируют подобные авантюры, они и в магазин такой не пойдут, не принимая ресайклинг, как идею спасения будущего. И что важно, они не понимают, зачем платить людям, которые в подобных проектах работают. Говорю о своем, субъективном, опыте полученном в краудфандинговых ивентах.
Говоря о том, к чему мы пришли сейчас, стоит отметить, что проект пока не может полноценно работать. Первый год у нас был постоянный магазин, и проект окупал себя. Но помещения этого уже нет, чтобы снять новое и сделать там ремонт нужен новый уставной фонд. Разовыми распродажами достаточное количество средств не соберешь, но эта вынужденная ситуация временна.

left16КОГДА ПРОЕКТОМ НАЧАЛИ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ВСЕ СМИ ГОРОДА, ЛЮДЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ ПОМОЧЬ, ЗАСВЕТИВШИСЬ ПЕРЕД КАМЕРОЙ, БЫЛИ ДЕСЯТКИ, НО В ПЕРВЫЙ ЖЕ ДЕНЬ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ОНИ ИСЧЕЗЛИ

КАКИЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ ИСПОЛЬЗУЕТ «КАЛІЛАСКА»? КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ОКАЗАЛСЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ?

В первую очередь это наши группы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook. Деятельность проекта уникальна, поэтому наши мероприятия часто посещают СМИ. Этих точек взаимодействия с аудиторий вполне достаточно. За день приема мы можем собрать до тонны вещей. Переносить и разбирать пакеты сложно просто физически, если вещей будет больше, мы не справимся без организованной команды.

left16ПРОЕКТ «КАЛIЛАСКА» НИКОГДА НЕ ПРЕТЕНДОВАЛ НА МОНОПОЛИЮ, И МЫ ВСЕГДА БЫЛИ ГОТОВЫ ПОДДЕРЖАТЬ СОВЕТОМ ПОДОБНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ.

КАКИЕ ВЫЗОВЫ СТОЯТ ПЕРЕД ПРОЕКТОМ СЕЙЧАС?

Забавный вопрос. Как насчет, устроить революцию в мышлении современного беларуса!? Показать, что отдавать свои ненужные, хорошие вещи другим – это нормально. Так же как собирать раздельно мусор и доносить до нужной урны. Покупать вещи б/у – это тоже нормально! Использование бывших в употреблении предметов сокращает производство новых вещей, а, следовательно, и уменьшает количество потраченных на производство ресурсов. Да здравствуют экология, здравый смысл и реальная экономия. Это все не вызовы – это нормально. Я, напротив, не могу понять, как можно потратить 80% своей зарплаты, чтобы купить себе новый пуховик на сезон.

КАКИЕ ПЛАНЫ ПРОЕКТА НА БУДУЩЕЕ?

Начну с того, что через месяц я ухожу из проекта, передавая ее другой заинтересованной стороне. Таким же альтруистам, как и я, но у них больше сил внутри. Очень надеюсь, что реорганизация станет тем необходимым толчком для возобновления работы проекта. В первое время я буду помогать, полагаясь на опыт.
Проект «КалiЛаска» никогда не претендовал на монополию, и мы всегда были готовы поддержать советом подобные инициативы. Благотворительный магазин – это позитивное движение, очень болею за то, чтобы идея захватила и областные центры, проблема перепотребелния касается не только Минска. Пусть нам и не так часто говорят об этой проблеме по телевидению .
Работа проекта приносит реальную пользу людям, находящимся в зоне социального риска, тем людям, до которых многим нет и дела. Люди любят помогать детям и котикам, на это проще собрать деньги. “КалiЛаска” же по большей части работает с психоневрологическими интернатами, организациями, которые занимаются социальной адаптацией бывших заключённых, наркоманов, алкоголиков и так далее. Если вы говорите, что помогаете людям, избавьте себя от оценки и осуждения. Вы не знаете историй этих людей.

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЛАСЬ ДО СТАРТА ПРОЕКТА? ПРИГОДИЛИСЬ ЛИ ЭТИ НАВЫКИ В НЫНЕШНЕЙ РАБОТЕ?

Я работала с фотографией, предпочтительно с аналоговой фотосъемкой. Съемка портретов для журналов, фэшн, что-то для себя. Конечно, навык «снимать красиво» в эпоху супер популярности социальных сетей пригодится в любой сфере деятельности, и «КалiЛаска» не исключение.
Как бы это не звучало странно для меня самой, я возвращаюсь туда, откуда все начиналось. Опыт работы в проекте «КалiЛаска» показал другую грань мира. Меня волнуют социальные проблемы, и я не могу оставаться к ним равнодушной по принципу «моя хата с краю». Это, безусловно, отразится в моем творчестве и планируемых фотопроектах. Теперь фотография, как самый для меня простой инструмент выражения чувств, снова обретает смысл.

ЧТО ПОСОВЕТУЕШЬ ДЕВУШКАМ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО ЗАДУМЫВАЮТСЯ О СОБСТВЕННОМ ДЕЛЕ?

Нет никакой катастрофы, если, что-то не получится. Всегда стоит брать поправку в самом начале – «если нет, то я готов спустить все вложенные деньги на ветер». Хуже если вы не найдете для себя любимое дело и всегда будете жалеть, что не попробовали. Впадать в уныние на нелюбимой работе ведет ко всяким душевным печалям.
Открытие бизнеса – всегда риск, но социальное предпринимательство – это идея будущего. Девушки, со свойственной всем нам глубокой эмоциональностью, лучше могут это понять и придумать «нужный» бизнес. Социально значимые проекты легко продвигать, они нравятся людям, поэтому предпринимателям легче найти клиентов и помощников. Выбирая полезный бизнес, вы уже делаете первый шаг к успеху!