КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ БУХГАЛТЕРА

Поделиться:

ЛЮБОЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, КАК СОСТОЯВШЕГОСЯ БИЗНЕСА, ТАК И УЧРЕДИТЕЛЬ НЕБОЛЬШОГО СТАРТАПА СТАЛКИВАЮТСЯ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПРИЕМА НА РАБОТУ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА И (ИЛИ) ФОРМИРОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ (ИСКЛЮЧЕНИЕ СОСТАВЛЯЮТ МИКРООРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕДИНЕНИЯ), ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО РУКОВОДИТЕЛЬ ДАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТВЕЧАЕТ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К ГЛАВНОМУ БУХГАЛТЕРУ). И ЕСЛИ РУКОВОДИТЕЛЬ КРУПНОЙ КОМПАНИИ В СВОЕМ АРСЕНАЛЕ ИМЕЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОМОЩНИКОВ (HR-СЛУЖБА, ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР, ВНУТРЕННИЙ АУДИТОР И ПР.), НАЧИНАЮЩИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ОСТАЕТСЯ С ПРОБЛЕМОЙ ВЫБОРА «ОДИН НА ОДИН». В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ ПОДБОРЕ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА И ФОРМИРОВАНИИ ШТАТА, ОСНОВАННЫЕ НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНО ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ БУХГАЛТЕРСКИХ СЛУЖБ. ИТАК, НАЧНЕМ!

ВИЖУ ЦЕЛЬ

Умение определить цель и грамотно поставить задачи – 50% успеха. И если твоя цель довольно четко определена – получение прибыли, развитие и процветание бизнеса, то определиться какие задачи необходимо поставить перед будущим бухгалтером в рамках реализации твоей цели иногда бывает сложно. Как следствие, часто можно встретить такие «квалификационные требования», как «успешное прохождение проверок» или «отсутствие проблем с налоговой». Конечно, это важно, но уверена ли ты в том, что отсутствие так называемых «проблем» – это заслуга твоего будущего претендента, а не руководителя, и «успешная проверка» не явилась основанием распрощаться с таким «специалистом».
Четко поставь задачи, заранее разработай функциональные обязанности будущего бухгалтера по принципу: «должен делать конкретную работу определенным способом к необходимому сроку». Здесь можно использовать опыт, как консалтинговых компаний, так и наработки из различных информационно-правовых ресурсов.

ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО

Разумное в понимании многих работодателей требование к бухгалтеру «обязательный опыт работы в определенной сфере деятельности не менее пяти, а то и десяти лет» – «разумное» только на первый взгляд (даже на законодательном уровне требование к главному бухгалтеру предусматривает стаж три года). Тенденции к узкой специализации – болезнь крупного бизнеса в условиях избытка ресурсов, тебе же, особенно на начальном этапе, необходим специалист-универсал по «разумной цене». Да и перспектива роста бизнеса со временем может потребовать от тебя развивать финансовую структуру, а кто как не бухгалтер-универсал сможет это сделать.
Откажись от штампов, ищи специалистов несколько раз сменивших место работы (конечно без фанатизма) и проработавших в разных отраслях экономики. Стаж работы два года в одной компании – разумная достаточность. По мнению HR-специалистов, зачастую через полтора-два года работы увольняются именно профессионалы, когда не видят возможностей для роста и развития. А где как не у тебя – начинающей предпринимательницы – условий для развития «хоть отбавляй».

ЦЕНА – КАЧЕСТВО

Одно из трудных решений начинающего бизнеса в условиях ограниченных финансовых ресурсов – это заработная плата будущего бухгалтера. Здесь уместно выражение: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Прежде всего, необходимо изучить зарплатные ожидания претендентов и зарплатные предложения работодателей на рынке труда с привязкой к объему выполняемых работ и необходимой квалификации специалистов (подойдет любой Интернет-ресурс с размещенными вакансиями и резюме соискателей). Если после этого ты посчитаешь, что наем главного бухгалтера не рационален с точки зрения финансовой эффективности, можно воспользоваться услугами бухгалтерских компаний, благо на рынке их много и выбор «на вкус и цвет» не ограничен.
Оптимальной на начальном этапе будет схема, при которой ты нанимаешь сотрудника бухгалтера, который выполняет первичные операции, а функции «главного бухгалтера» передаешь юридическому лицу по договору оказания услуг. Это позволит сократить расходы на выплату заработной платы, сохранить необходимую степень контроля над порядком ведения бухгалтерского учета и сформировать «кадровый резерв» к тому времени, когда возникнет потребность в собственной бухгалтерской службе.

left16ОДНО ИЗ ТРУДНЫХ РЕШЕНИЙ НАЧИНАЮЩЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ – ЭТО ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА БУДУЩЕГО БУХГАЛТЕРА.

НЕМНОГО ПСИХОЛОГИИ

Не снимая со счетов советы специалистов в области психологии и HR, а также психологические характеристики будущего сотрудника и их возможное влияние на микроклимат в твоей организации (за исключением тех крайних случаев, когда поведение человека предмет деятельности специалистов в области психиатрии), ты должна понимать, что бухгалтер по определению будет находиться в некоторой «оппозиции» к руководителю. Ведь бухгалтер чаще всего это единственный работник твоей компании, который полностью разделяет с тбой всю ответственность за финансово-хозяйственную деятельность и при этом еще должен «превратить все твои хочу в можно».
Откинь в сторону личные симпатии (или ты ищешь спутника жизни?), советы знакомых и друзей (ты на 100% уверена в их мотивах?), психологические тесты по подбору персонала (последние в руках неспециалиста чаще приводят к противоположному эффекту), ищи сотрудника, имеющего сформировавшиеся профессиональные установки, «экспертное мнение», если хочешь.

ИЩУ РАБОТУ ВООБЩЕ, ИЛИ ХОЧУ РАБОТАТЬ ИМЕННО У ВАС

Обрати внимание на пунктуальность (вовремя ли прибыл на собеседование), лично побеседуй с кандидатом (работать с ним лично тебе), узнай, на чем построен интерес к твоему бизнесу. Поинтересуйся у потенциального кандидата, каким объемом информации он владеет о компании и (или) о той сфере бизнеса, которой ты планируешь заниматься или занимаешься. Знаком ли он с официальным сайтом твоей компании и информацией, размещенной на ней.
Специалист, праздно шатающийся из офиса в офис по принципу «лишь бы взяли» – не твой специалист.

ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК – ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ

Как было сказано выше, прежде всего, тебе нужен профессионал, а не просто «хороший человек», который «вовремя приходит на работу», «вежлив и неконфликтен», «не доставляет проблем руководителю». Изучай опыт работы (не стаж, а опыт), документы о профессиональной подготовке (сертификаты, свидетельства), их актуальность, периодичность получения и степень независимости оценки результатов (не все золото, что блестит), рекомендации с предыдущих мест работы. Проведи тестирование и (или) предложи решить ситуационные задачи по основным вопросам, относящимся к компетенции бухгалтера, по возможности, включи задания, относящиеся к специфике твоего бизнеса. При этом лучше использовать опыт сторонних организаций, в крайнем случае – типовые задания, опубликованные в сети Интернет. Хотя в последнем случае есть риск использовать некорректную или неактуальную информацию, а также возникает проблема их интерпретации (решать тебе).
Объективно оцени профессиональную подготовку, в первую очередь, обратив внимание на практические умения (их в используемой программе тестирования должно быть не менее 75%), грамотный специалист всегда найдет, из каких ресурсов можно восполнить пробелы теоретических знаний.

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

Уточни, откуда претендент черпает актуальную информацию об изменениях законодательства и где находит информацию при решении текущих задач. На рынке труда встречаются специалисты, которые обретают «профессиональный опыт по аналогии» путем изучения примеров и заметок в СМИ или по принципу «меня так научили или мы всегда так делали», а не путем аналитической работы с первоисточниками (законодательными и нормативными правовыми актами) и направления официальных запросов в уполномоченные органы. Пренебрежение этим правилом может привести к печальным последствиям, «прецедентное право» – удел наших заокеанских коллег.

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА

Задай простой вопрос «сколько частей содержит Налоговый кодекс?». Иногда даже практикующих бухгалтеров этот вопрос вводит в затруднительное положение, хотя данный документ должен быть настольной книгой любого бухгалтера (как начинающего, так и с опытом работы). При этом опытного бухгалтера в процессе собеседования «может выдать» знание названий глав и номеров статей.

БУХГАЛТЕР ИЛИ ОПЕРАТОР 1С

В практике подбора персонала часто встречаются практикующие бухгалтеры, которые, к сожалению, без автоматизированных систем ведения бухгалтерского учета испытывают трудности с написанием корреспонденций счетов или так называемых «проводок». Автоматизация бухгалтерского учета, несомненно, предоставляет упрощение и экономию времени, однако, бухгалтер, по сути, становится не более чем оператором информационной базы по вводу первичных учетных документов. Для типовой компании в типовых условиях, возможно, этого было бы достаточно, но разве такие бывают?
Итак, важный момент – дай задание отразить типовые операции на бумаге, т.е. написать «проводки» (счета бухгалтерского учета по дебету – Д-т и кредиту – К-т). Самые распространенные операции, которые должен знать бухгалтер, как шаблон для проведения проверки знаний:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Уточни, какими программными продуктами в своей профессиональной деятельности пользуется бухгалтер, насторожись, если потенциальный сотрудник скептически относится к любым техническим нововведениям. В век информационных технологий, бухгалтер, как никто другой, должен быть подкован в этой сфере. Только вдумайся, какое количество программ и веб-приложений используется в данной профессиональной практике: банк-клиент, Интернет-банкинг, Электронное декларирование, Электронный респондент, портал налогоплательщика, портал ФСЗН, программа для ведения форм ДПУ, не говоря уже о привычном пакете MS Office.

 

ОБ АВТОРЕ

ЛЮБОВЬ БАРЦ – Учредитель и руководитель компании ООО “ФинКонсалтПлюс”. Опыт работы в финансовой сфере более 10 лет. Квалификация ACCA DipIFR (Rus)
Сертифицированный бухгалтер-практик CAP. Профессиональный бухгалтер коммерческой организации Республики Беларусь. Профессиональный бухгалтер Республики Казахстан