ЭМПАТИЯ И ВНУТРЕННИЙ РЕДАКТОР. ПОЧЕМУ ТВОИ СТАТЬИ (НЕ) ЧИТАЮТ: КОНСПЕКТ ВОРКШОПА

Поделиться:

Журналистка CityDog.by Александра Савинич рассказала авторам ProWomen By о том, как писать тексты, которые будут читать, а не пролистывать и забывать; что такое эмпатия и почему она важна; и чем отличается лид от билборда.

О функциях в журналистике

В журналистике есть две важных функции: информирование и образование.

Журналисты должны информировать своего читателя  ─ предоставлять полную и достоверную информацию. Но некоторые авторы подменяют понятия и идут дальше: хотят помочь своему читателю. Это неверно! Каждый читатель должен принимать решения самостоятельно. А журналисты ─ лишь давать полную и объективную информацию. Без искаженных или приукрашенных фактов. Чем больше у тебя информации, тем правильнее ты сделаешь выбор.

Образовывать читателя не значить учить. Это значит рассказывать о важных для человека вещах, мероприятиях и общественных организациях. Так у читателя формируется критическое мышление.

savinych

АЛЕКСАНДРА САВИНИЧ

Корреспондентка CityDog.by, занимается социальной журналистикой.
Четыре года назад окончила юридический факультет, полгода проработала аспиранткой на кафедре адвокатуры в Международном университете «МИТСО», а потом ушла в журналистику. Изучает гендерные права и права человека. В работе ставит перед собой три задачи  – информирование, образование, отказ от языка вражды.

Об эмпатии

Для того, чтобы читатель услышал тебя, нужно быть эмпатичной или сопереживательной. И перед тем как писать текст, нужно задать себе пару вопросов: «Что меня волнует и беспокоит прямо сейчас? Какие проблемы в жизни есть у меня?». Скорее всего ответы на эти вопросы будут волновать и самого читателя.

Может случиться так, что твоя статья станет терапевтической и для тебя самой. Но для того, чтобы не замкнуться только на себе, необходимо задать еще один вопрос «Зачем я вообще пишу статью?». Если ты не ответишь на этот вопрос, то читатель тебя просто не поймёт, и эмпатии не случится.

Для того, чтобы быть эмпатичной и понятной для читателя, лучше не употреблять сложные слова. Например, в CityDog.by вместо слов «автомобиль» или «приобрести», мы пишем “машина” и “купить”.  С читателем лучше общаться на понятном языке – простом и разговорном, как в жизни. Раздражают и канцеляризмы. Поэтому следи за словами, которые пишешь.

О написании сложных текстов

Как объяснить сложное. Для того, чтобы описать что-то сложное, например, закон, – сначала прочитай нужный отрывок, а затем перепиши его “человеческим” языком. Если это не сработает – вернись через некоторое время к этому отрывку и представь, как бы пересказала этот кусок своей подруге / мужу / ребенку. Причем нужно рассказать его так, чтобы тебя поняли без контекста.

Помощь друга. Или попроси друга прочитать сложный фрагмент и затем спроси, все ли ему понятно. Если нет, то стоит ещё поработать над текстом и упростить так, чтобы твоему другу стало ясно.

Внутренний редактор. Если твою статью будет править редактор, может так случиться, что он поймет тебя неправильно и исказит смысл твоего текста. Поэтому лучше включать внутреннего редактора и править себя самостоятельно. Или пиши сразу так, словно ты беседуешь с читателем с глазу на глаз.

Для этого дай себе 30 минут отдыха после написания текста, а потом прочитай его заново, но сделай это максимально отстраненно. Другими словами, представь, будто ты в первый раз видишь этот текст и ничего не знаешь про эту тему. Или представь, что этот текст читает твоя подруга (человек с другим жизненным опытом): поймёт ли она, что ты написала?

Об анализе текста

Существуют инструменты (например, Медиатор), которые показывают, как в среднем пользователи читают текст: на каких моментах они закрывают статью и дочитывают ли они ее до конца. Это помогает понять, в какой части текст сложный, ненужный или скучный.

Если результаты плохие и в тексте есть ошибки, статью можно переписать и опубликовать заново. Если такой возможности нет – переделай текст просто для себя. Важно перечитывать свои тексты через годы и не бояться предлагать новые правки.

О структуре статьи

Заголовки и картинки

Когда читатель заходит на сайт, первое, что попадается ему на глаза – это картинки и заголовки. Они позволяют зацепиться глазу за текст. В заголовке обязательно расскажи, о чём твоя статья. Но не забудь встать на место читателя: заголовок должен цеплять и тебя. Заставь читателя отвлечься от параллельных дел и потратить 5-10 минут на твой текст.

И если заголовок заинтересует читателя, то он откроет статью. Но дальше – больше. Перед прочтением читатель скролит текст и пытается визуально “влюбиться” в твой текст: цепляется глазами за визуал, подзаголовки, цитаты. Все это якоря, которые говорят: “Возвращайся в начало и читай. Будет интересно”. Если читателя ничего не зацепит, он просто уйдет.

Лиды и билборды

Первый абзац текста – лид. Читая его, человек понимает, о чём история, и почему ему может быть интересно дальше. Леонид Бершидский, автор книги “Ремесло”, называет лид «ловушкой» или «верхним краем стакана, в котором, заглянув, ты увидишь чёрта».

После лида Леонид Бершидский предлагает использовать билборд. Билборд – это ответ автора на вопрос читателя «Зачем ты написал этот текст?». Если лид бросает читателя в контекст, то в билборде ты объясняешь, что будет дальше. Это даже может быть введение в саму историю, но из этого абзаца человек должен понять, в чем весь “сок”.

За все лиды и билборды читатели скажут “спасибо”. Почему? У читателя крайне мало времени на все тексты. Поэтому, прочитав два первых абзаца, человек открыто говорит: “Вот что я написал. Хочешь почитать?”. И лучше, конечно, чтобы твой читатель, отвечая на вопрос положительно, даже не колебался.

О том, как цеплять читателя

Цеплять читателя через банальные абстрактные вещи бесполезно. Что-то вроде «Оля открыла свою арт-студию, потому что считала это важным. Сегодня мы поговорим о том, как сложно это сделать». Это лид ни о чём.

У каждого своё понимание важности, поэтому нужны детали, парадоксы и “изюм” текста. Нужно идти от стереотипов и задавать себе вопрос «Почему бы я прочла свою статью?». Детализация помогает создать образ, характер героя.

Пример лида: “Оля два года пыталась открыть арт-студию для детей с инвалидностью. Но ничего не получилось: госорганы ставили палки в колеса, муж бросил с двумя детьми, а младшему сыну становилось все хуже – его “съедала” эпилепсия.

Пример билборда: “Несколько лет Оля задавала себе один и тот же вопрос: “Может я не люблю его? Не люблю своего сына, за то, что он родился с инвалидностью?” Она не знала куда себя деть, боялась признаться даже самой себе. Ведь не любить своего ребенка нельзя. Или может?”

(Важно: пример лида и билборда носит иллюстративный характер)

О полезных книгах

Леонид Бершидский «Ремесло» и Николай Кононов «Автор, ножницы, бумага». Это две классные книги, написанные простым языком, людьми, которые знают, как писать, чтобы это было понятно, логично, читаемо и очень интересно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.
К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.