ПЯТЬ ЧАСТЫХ ОШИБОК ПРИ ПОДБОРЕ ПЕРСОНАЛА

Поделиться:

ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ТВОЙ БИЗНЕС УСПЕШНО РАБОТАЛ И РАЗВИВАЛСЯ? ПЕРВОЕ, ЧТО ПРИХОДИТ НА УМ – КАПИТАЛ, ЧЕТКО РАЗРАБОТАННЫЙ БИЗНЕС-ПЛАН И РЕКЛАМА. МЫСЛЬ О ТАКОМ ЦЕННОМ РЕСУРСЕ КАК ПЕРСОНАЛ ПОЯВЛЯЕТСЯ В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ. НО ИМЕННО СОТРУДНИКИ ДЕЛАЮТ БИЗНЕС ЖИВЫМ ОРГАНИЗМОМ: ОН РАСТЕТ, РАЗВИВАЕТСЯ, ТЕРПИТ КРИЗИСЫ, ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ИЛИ УМИРАЕТ. СОБРАТЬ ИДЕАЛЬНУЮ КОМАНДУ ПРОФЕССИОНАЛОВ МЕЧТАЕТ ЛЮБОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. ТАК КАК ЖЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?

АНАСТАСИЯ ТЕТЕРУК

специалист по подбору персонала кадрового центра “Статус”, психолог. Опыт работы в должности “Рекрутер” в рознице (один из крупнейших ритейлов РБ “Соседи”).
Занимается подбором специалистов как топ-позиций, так и линейного персонала. Осуществляет психологическую оценку и тестирование соискателей, карьерное консультирование, а также профориентацию.
Сфера компетенций – рекрутинг, карьерное консультирование, профориентация, психологическая оценка и психологическое тестирование персонала.

 

На первый взгляд, сложностей подобрать персонал нет: составляем объявление о вакансии и размещаем его на порталах по поиску работы или в социальных сетях. Более того, эффект сарафанного радио и рекомендательный рекрутинг никто не отменял. Далее работаем с откликами и проводим собеседования. Все просто. Тем не менее, предприниматели совершают ошибки при подборе персонала.

ОШИБКА № 1. ОТСУТСТВИЕ ПРОФИЛЯ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА

Создание профиля сотрудника — первый этап при подборе персонала. Составляя его, мы даем точный и подробный ответ на вопрос «кого ищем?».
Он включает в себя:
• описание должности (название, ее место в структуре, условия работы, карьерный рост, подчиненность / наличие подчиненных);
• биографические требования (пол, возраст);
• общие профессиональные требования (образование, опыт работы);
• функционал (должностные обязанности, зона ответственности);
• ключевые компетенции (знания, умения, навыки кандидата, его личные качества).
Но многие думают так: «Нужен менеджер по продажам с опытом работы. А дальше на собеседовании разберемся». Получается, что мы сами или не можем понять, кто нам нужен, или хотим сэкономить время на подбор, «взять хоть кого, кто бы хотел продавать». Только не стоит потом удивляться, почему в команде высокая текучка кадров. Подбирать сотрудника нужно с учетом сферы деятельности твоего бизнеса, особенностями корпоративной культуры и кадровой политики.

ОШИБКА № 2. ОТСУТСТВИЕ ТЕЛЕФОННОГО ИНТЕРВЬЮ

Отсев кандидатов с помощью телефонного интервью часто игнорируют. А ведь именно этот этап, наряду с отсевом по резюме, экономит время на поиск персонала. Благодаря телефонному интервью можно уточнить имеющиеся вопросы по резюме, заочно познакомиться с кандидатом и выяснить его мотивацию к работе.

ОШИБКА № 3. ОТСУТСТВИЕ СТРУКТУРЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ

Иногда собеседование превращается в сплошной хаос: кабинета отдельного нет, во время беседы присутствуют посторонние люди, резюме не распечатано, а вопросы возникают хаотично по ходу беседы.
Собеседование желательно проводить в отдельном кабинете один на один. Исключение: если привлекается еще один сотрудник-эксперт.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

ПОДБИРАЯ ПЕРСОНАЛ, МОЖНО ОКАЗАТЬСЯ В ЛОВУШКЕ СТЕРЕОТИПОВ И УСТАНОВОК.

Многие грешат тем, что собирают группу кандидатов и устраивают соревнование «кто круче». А затем на основе личных пристрастий выбирают счастливчика, который получит работу. Это непрофессионально и неправильно. Исключение можно сделать при подборе массового персонала (уборщики, кухонные рабочие и так далее), когда в штат оперативно нужно взять несколько человек и проводить тщательную оценку не нужно.
На собеседование нужно брать резюме кандидата для уточнения профессионального опыта и других биографических данных. Иначе оно превратится в свободное повествование о себе.
В проведении собеседовании есть четкая структура:
– краткое представление себя и открытой вакансии;
– вопросы по резюме кандидата;
– подробный рассказ о вакансии и компании;
– ответы на вопросы кандидата.

ОШИБКА № 4. ОТСУТСТВИЕ ПЛАНА ОЦЕНКИ КАНДИДАТА

Перед собеседованием ознакомься с резюме и отметь, что и как оценивать. Рядовые вопросы на собеседовании дадут лишь поверхностное представление о кандидате. Неверным будет довериться интуиции и личной симпатии.
Используй специальный набор методик для оценки кандидата. Это могут быть обычные вопросы, тесты, кейс, деловая игра. Оценивать можно профессиональные компетенции и личностные качества.
Профессиональные компетенции  – это навыки менеджмента, нацеленность на результат, знание рынка по специфике бизнеса, навыки установления контакта и работы с возражениями.
Личностные качества  – это стрессоустойчивость, адаптивность, коммуникабельность, лидерство, инициативность.
Можно проверить кандидата на знание определенных программ, иностранного языка. Кандидатам творческих профессий предложи выполнить домашнее задание (сделать рисунок, составить дизайн-проект).
По итогу собеседования у тебя должен сложиться четкий профессиональный профиль кандидата.

ОШИБКА № 5. СТЕРЕОТИПЫ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ

Трудно безэмоционально оценивать кандидатов. Подбирая персонал, можно оказаться в ловушке стереотипов и установок. Наиболее часты следующие:
• Молодой – неопытный и ветреный.
• Старшего возраста – менее активный и безынициативный.
• Молодая замужняя девушка – скоро уйдет в декрет.
• Часто меняет место работы – ненадежный человек.
• Хорошо презентует себя во время собеседования – отличный профессионал.
• Поведение и факты из жизни кандидата подтверждают мое собственное мнение – это плохой / хороший кандидат.
Похожая ситуация и с субъективным мнением. Часто мы отдаем предпочтение тем, кто похож на нас, думает и ведет себя, как мы. Мы включаем фильтр и видим только хорошее, а плохое игнорируем. То же происходит, если человек нам не нравится.

Ошибки неизбежны в работе каждого. И это нормально. Главное, их вовремя обнаружить и исправить. Полезным будет заранее составить план или пошаговую инструкцию подбора персонала. Прописать критерии оценки и составить желаемый профессиональный профиль. А затем посмотреть есть ли расхождения между ожидаемым и реальным.
Не оценивай личность кандидата по критерию «нравится он мне или не нравится». Оценивай в нем специалиста. Ведь эффективность твоего бизнеса зависит от продуктивной и профессиональной команды, а не от того разделяет ли сотрудник твои взгляды на жизнь.