Как эмоциональный интеллект помогает в управлении бизнесом

Представь, что ты едешь верхом на лошади и нужно свернуть направо. Но лошадь не хочет, она упёрлась. Ты можешь заставить её: есть хлыст, шпоры и собственный вес. Если применить боль и страх, ситуация может выйти из-под контроля, и лошадь понесёт тебя сквозь лесную чащу. Последствия такой прогулки — не самые приятные. Как поступить? Предварительная кропотливая работа приводит к тому, что такие ситуации не случаются. Продолжая метафору, можно сказать, что лошадь должна доверять и чувствовать в тебе лидера, который точно знает, зачем нужно свернуть направо.

Управление бизнесом легко сравнить с управлением лошадью. Ты работаешь с людьми, у которых меняется настроение, у каждого из них свой уровень доверия к тебе и понимание, куда вы движетесь в работе. При чём здесь эмоциональный интеллект? Поговорим подробнее.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (EQ, ЭИ) —‌ это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач (определение из Википедии).

Дэниел Гоулман, американский психолог и исследователь в области эмоционального интеллекта, на основе экспериментов и анализа данных пришёл к выводу, что управленцы с высоким уровнем EQ добиваются гораздо больших успехов, чем их коллеги с равным IQ (коэффициентом интеллекта), но более низким EQ.

Задай себе вопрос «Какие личностные качества важны для владельца бизнеса?» и запиши свои ответы. А теперь давай сравним.

В эмоциональном интеллекте выделяют 5 составляющих.

Самосознание

Самосознание —‌ это способность понимать свои эмоции, настроение, ценности, убеждения, цели и мечты. Люди с развитым самосознанием точно знают, куда держат курс и зачем.

Например, тебе поступает предложение от потенциального клиента, которое идёт вразрез с твоими ценностями и принципами, но сулит большую прибыль. Если согласишься, то на протяжении всего сотрудничества будешь испытывать дискомфорт, смятение и тревогу, поскольку пренебрегла своими ценностями.

«Доход был большим, поэтому я решилась на эту работу, но проект мало для меня значил, не откликался в душе и быстро мне надоел» —‌ примерно такие мысли возникают, когда мы делаем то, что не совпадает с нашими внутренними установками.

Самосознание —‌ это, в первую очередь, про честность с собой. Оно даёт уверенность, адекватную самооценку, умение посмеяться над собой и воспринимать конструктивную критику.

Понимание причин своих эмоций позволяет управлять тем, как собственное настроение воздействует на окружающих, и следующая составляющая эмоционального интеллекта —‌ самоконтроль, как раз об этом.

Самоконтроль

Люди, контролирующие свои эмоции и порывы, создают вокруг себя доверие и атмосферу справедливости, ощущение надёжности и честности. Это напрямую влияет на эффективность труда сотрудников и на репутацию среди партнёров.

Да, нашими эмоциями управляет биология, и ты не можешь усилием воли отменить воздействие, например, норадреналина. Но в твоей воле контролировать конечную реакцию. Навыки самоконтроля помогают справляться с изменениями, непредвиденными ситуациями и конфликтами.

Ты не впадаешь в панику —‌ это конкурентное преимущество для компании. Пока другие сетуют на изменения и ничего не делают, человек с высоким уровнем самоконтроля способен трезво оценить ситуацию и действовать эффективно.

Самоконтроль —‌ это умение сказать «нет» импульсным реакциям, навык спокойно относиться к неопределённости. Очень ценное качество для человека, управляющего своим бизнесом.

Мотивация

Взглянем на мотивацию с двух позиций. Первая — мотивация внешних вознаграждений (зарплата, высокий статус), вторая —‌ мотивация достижения, страсть к работе (желание браться за сложные творческие задачи или улучшить прежние достижения). Выше, сильнее, быстрее —‌ подходящая характеристика для мотивации как одной из составляющих эмоционального интеллекта.

Твоя увлечённость работой подаёт пример сотрудникам. Готовность к испытаниям, вера в свои силы вселяют оптимизм и как локомотив двигают к намеченной цели.

Признаком «заразной» мотивации служит желание разбираться в причинах неудач, а не списывать всё на внешние факторы и якобы невозможность ничего изменить. Веди счёт своих неудач и анализируй причины, которые к ним привели.

Эмпатия

Эмпатия —‌ это способность понимать эмоциональное состояние других людей. У человека нет тумблера вкл/выкл, поэтому не у всех получается оставить рабочие проблемы на работе или не принести в офис взвинченное состояние после ссоры дома.

Например, у тебя переговоры с деловым партнёром и ты видишь, что человек чем-то обеспокоен, думает явно не о предстоящем разговоре. Эмпатия здесь как раз в том, чтобы заметить беспокойство другого человека. Можно озвучить: «Я вижу, что вы обеспокоены, скажите, что вас волнует, может быть, я могу помочь?». Даже если человек откажется от помощи, он запомнит, что тебе не безразлично его состояние и в душе будет за это благодарен, а это напрямую влияет на ваши партнёрские отношения.

При этом сопереживание и стремление понять другого человека не значит, что нужно жертвовать собой и угождать каждому. Сопереживание —‌ проявление уважения к чувствам другого человека.

Эмпатия является неотъемлемой частью обучения сотрудников. Ты видишь реакцию и точно можешь определить, когда, как и какой дать совет. Эмпатия вызывает доверие.

Социальные навыки

Их также называют soft skills —‌ это навык знакомиться, строить отношения, добиваться взаимопонимания, умение слушать и убеждать окружающих. Это искусство управлять отношениями с другими людьми.

Социальные навыки делают тебя лидером, ведут за тобой людей, привлекают и располагают к тебе, ведь люди —‌ существа социальные.

Для владелицы бизнеса способность налаживать контакты —‌ одна из ключевых. Ты используешь связи, когда наступает время действовать, получаешь ценную информацию, распространяешь своё экспертное мнение.

Обладая социальными навыками, ты с лёгкостью будешь управлять своим коллективом. Позитивный лидер вдохновляет и вселяет энтузиазм.

Все составляющие эмоционального интеллекта создают такое качество, как эффективное лидерство. Эмоциональный интеллект можно развить: это непростой процесс, нужно время и целеустремлённость.

Обратись к близким людям, которым ты доверяешь, за обратной связью —‌ они подскажут, какая ты со стороны, и ты поймёшь, что именно нужно в себе развивать. Также поможет личный коуч. Воспринимай критику конструктивно и всё обязательно получится.

Статья подготовлена в рамках проекта «Продвижение женского предпринимательства в Беларуси». Проект реализуется при поддержке Программы малых грантов посольства США в Республике Беларусь. Удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи №03-08/102 от 12.04.2019.

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X