НА ВСЕ СТО: КАК ЗАПУСТИТЬ КРАУДФАНДИНГ-КАМПАНИЮ

Поделиться:

Зачастую для старта своего дела необходим некий первичный денежный капитал, который можно получить посредством кредита или займа. Набирающий в Беларуси популярность краудфандинг (коллективное финансирование, основанное на добровольных взносах) также является одним из способов получения денег для реализации задуманного.  

Глобально все краудфандинг-проекты можно разделить на «продуктовые» (спонсор оплачивает предзаказ, а по окончании кампании получает готовый продукт – книгу, ночник, компьютерную игру и т.д.) и «непродуктовые» (спонсор жертвует определенную сумму на социально важные и благотворительные цели – зачастую за весьма формальное вознаграждение).

Опираясь на личный опыт и опыт знакомых, предлагаем тебе несколько универсальных рекомендаций по подготовке краудфандинг-кампании.

YADVIHA

ЯДВИГА ЛУКАШИК

Историк, религиовед, арт-директор Лынтупского культурного центра “Культыватар”. Успешно провела краудфандинг-кампанию по сбору средств на реставрацию культурного центра.

1.Сформулируй идею и проанализируй краудфандинг-проекты, схожие с твоим. Это позволит узнать, насколько жизнеспособна твоя идея, что помогло другим добиться успеха или какие действия привели к неудачам.

2.Определись с целевой аудиторией, на которую ориентирован проект. Это поможет понять объем работы, определиться со средствами продвижения и продумать систему вознаграждений (смотри пункт 4). Работа с целевой аудиторией  кропотливый процесс, но чем лучше ты представишь себе своего спонсора (включая возраст, пол, место проживания и интересы), тем успешнее будет твой проект.

3. Найди помощников. Собери команду единомышленников, организуй волонтеров или найми платных специалистов. Объясни им цель кампании, убедись, что все ее правильно понимают и готовы работать.

Делая краудфандинг-кампанию в одиночку, ты практически обрекаешь ее на неудачу  у тебя просто не хватит компетенций и времени. Ведь тебе понадобятся: умение писать тексты и делать качественные фотографии, знание SMM, отличные навыки коммуникации, связи в сообществах по смежным темам, стрессоустойчивость, ответственность и фантазия.

Обязательно распределите роли в команде, чтобы не мешать работать один одному. И помни: работая вместе, никогда не подчеркивай, что проект придуман тобой. Хорошая команда стоит сотни идей ㅡ без поддержки ни одна блестящая задумка не будет доведена до конца.

4. Продумай систему вознаграждений. Она должна соответствовать твоему продукту. Если собираешь средства на фильм, не стоит предлагать в качестве вознаграждения кепку или кружку. Предложи спонсорам то, что может им понравиться: встреча с авторами проекта, имя в титрах. Именно здесь тебе очень пригодится знание своей целевой аудитории.

5.Определись с платформой. Можно и нужно связываться с менеджерами для получения консультаций. Изучи требования платформ к проектам, размер комиссии, возможность работать с юридическими лицами, оцени удобство пользования платформой с точки зрения спонсора.

Сейчас в Беларуси есть две площадки: Talaka и Улей. По нашему опыту, Улей лучше всего подходит под продуктовые проекты. На Улье действуют строгие рамки сбора и если твой проект социально-ориентирован, но ты не уверена, что соберешь всю сумму, стоит рассмотреть другие варианты. В нашем случае, мы остановили свой выбор на платформе Talaka.

Более подробное описание платформ смотри в таблице ниже.

6. Определись с PR-стратегией и стратегией работы со спонсорами: количество и периодичность постов и рекламы в социальных сетях, обращения в СМИ.

Независимо от выбранной платформы, продвигать проект задача автора. Большим плюсом будет, если ты уже поддерживала какие-то проекты на выбранной платформе: это сформирует доверие спонсоров.

Составь список спонсоров, которым будут рассылаться письма с просьбой поддержать проект. Малознакомым и незнакомым лучше писать по email, знакомым через мессенджеры. Личное письмо эффективнее массовой рассылки. Звонки лучше минимизировать: они загоняют потенциального спонсора на территорию однозначного ответа. Заранее попроси родственников и друзей поддержать проект деньгами: статистика показывает, что охотнее помогают проектам, у которых в первый час уже есть хотя бы небольшая сумма пожертвований.

7. Составь график реализации проекта и оговори его с командой: старт, продвижение, финал, вручение вознаграждений. Когда будут розданы последние подарки, организуй неформальную встречу с ребятами, которые помогли в реализации проекта. Благодарностей мало не бывает благодари команду, даже если проект не собрал нужную сумму.

Однако сколько бы ты не прочитала по теме запуска краудфадинга, на практике всегда будет немного (или совсем) не так, как написано.  Сроки могут затянуться, спонсоры не забрать оплаченные подарки, фирмы по изготовлению маек внезапно отказаться от сотрудничества или взвинтить цены.

Даже если с первого раза собрать необходимую сумму не удалось, помни: есть немало проектов, которым второй старт принес оглушительный успех.

Краткий обзор краудфандинг-площадок Беларуси

Talaka

Улей

Требования к проектам

В проекте должно указываться, какую проблему он решает, и как автор собирается осуществить задуманное. Подходит для любых проектов (социально-ориентированных, продуктовых и т.д.).

Подходит для любых проектов (социально-ориентированных, культурных, городских, бизнес-проектов, продуктовых и т. д.).

Размер комиссии

7,5% от собранной суммы в любом режиме сбора

10% от собранной суммы. Комиссия берется только с успешно профинансированных проектов.

Удобство платформы с точки зрения спонсора

Интерфейс аккуратный, но достаточно сложный и нагруженный информацией.

Понятный интерфейс без излишней информации.

Преимущества

Можно собрать не только деньги, но и команду.

Возможность продлить сбор.

Большее количество вариантов поддержки (можно выбрать наиболее удобный для проекта вариант).

Меньшая комиссия.

Уникальная для Беларуси механика “вызовов”, в рамках которой проекты могут не только собрать деньги, но и получить обширную информационную и PR- поддержку и достойные призы по итогу завершения конкурса (пример – недавно завершившееся Паскарэнне);

Возможность открыть проект со сбором без подписания дополнительных документов – “из дома” как физическому лицу, так и юридическому.

Есть онлайн-обучение краудфандингу и образовательные курсы по доработке идеи.

Для некоторых проектов по договоренности площадка помогает в поиске инвестиций со стороны бизнеса.

Площадка запускает новое направление в области креативных индустрий, где совместно с авторами создают интересные проекты для сообщества Улья. Как пример, крауд-кампания по сбору предзаказов на пятитомник С. Алексиевич (было собрано около $115 000)

Автор проекта

Может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Информационная поддержка

Размещение информации о проекте на своих страницах в соц. сетях, осуществление бесплатного таргетинга, проведение “Вызовов”. Возможны публикации в СМИ в качестве дополнительной поддержки.

Размещение информации о проекте на своих страницах в соц. сетях.

Консультационная поддержка

Есть

Есть

Личный менеджер

Есть

Есть

Перевод денег от юридического лица (безналичный расчет)

Да

Да

Перевод денег из-за границы

Да (может быть ограничен по требованию автора – для облегчения декларирования полученных средств)

Да

Принцип сбора денег

Можно выбрать тип сбора:

1. Донорство. Автор получает всю собранную на платформе сумму в независимости от того, сколько собрал проект.

2. Членская подписка. Регулярное финансирование проекта пользователями, оформившими подписку (деньги автоматически снимаются с банковской карты ежемесячно). Хорошо подходит для блогов, регулярных изданий, интернет-порталов и т. д. Автор получает всю собранную сумму.

3. Всё или ничего. Автор проекта получает деньги, только если соберется вся необходимая сумма.

4. Всё, что собрано. Автор получит деньги, если соберет хотя бы 25%.

Всё или ничего. Проекты, которые не набрали нужную сумму, признаются несостоявшимися, а деньги возвращаются на карты плательщиков без взимания какой-либо комиссии со стороны банка.

О краудфандинг-проекте Ядвиги

В сентябре-октябре 2017 года наша команда реализовала краудфандинг-проект “Реставрация Лынтупского культурного центра” на платформе Talaka, который собрал 82% средств (что считается успешным для системы “Донорство”) и сплотил свыше сотни человек. Наш проект можно отнести к категории “непродуктовых”, которым сложнее собрать средства, используя краудфандинг никакого материального продукта спонсор взамен своему денежному вкладу не получает. Тем не менее, методы работы с краудфандинг-проектами “продуктового” и “непродуктового” типа принципиально не отличаются.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.
К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.