КРУЖОК МОДЕЛЬЕРОВ: РАЗРАБАТЫВАЕМ КАНВУ БИЗНЕС МОДЕЛИ

Поделиться:

ЗАДУМЫВАЯСЬ О ЗАПУСКЕ БИЗНЕСА, СТОИТ НАЧАТЬ С РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ. НА СМЕНУ МНОГОСТРАНИЧНЫМ БИЗНЕС-ПЛАНАМ ПРИХОДЯТ ПРОСТЫЕ ШАБЛОНЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОТВЕТИТЬ НА ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ – КАКУЮ ЦЕННОСТЬ СОЗДАЕТ БИЗНЕС, КТО ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ КЛИЕНТЫ И КАК ОН СОБИРАЕТСЯ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ДОХОД. В ОТЛИЧИЕ ОТ СТРАТЕГИИ, КОТОРАЯ ФОКУСИРУЕТСЯ НА СОЗДАНИИ УСТОЙЧИВОГО КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА, БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ОПИСЫВАЕТ, КАК КОМПАНИЯ СОЗДАЕТ ПОЛЬЗУ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРЕВРАЩАЕТ ЕЕ В ПРИБЫЛЬ.

Один из инструментов, который поможет выстроить модель бизнеса и проверить ее сильные и слабые стороны – канва бизнес-модели, созданная Александром Остервальдером. Канва применяется, как для нового, так и для действующего бизнеса. Чтобы выявить “узкие” места и возможности роста своего стартапа, заполни пошагово 9 блоков шаблона. Скачать документ можно тут.

КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ

Начинать анализ твоей идеи стоит с заполнения блока Ключевые ценности (еще его называют Уникальное торговое предложение). Не нужно описывать сам товар, сфокусируйся на той проблеме, которую он позволяет решить. Определи, чем твоя компания отличается от других – то самое уникальное предложение, которое заставит клиента покупать именно у тебя. На самых ранних стадиях планирования бизнеса стоит сфокусироваться именно на этом блоке и не двигаться дальше, пока не будет выявлена проблема потребителя, которую решает твой продукт.
После того, как проблема найдена, осталось описать решение, за которое люди готовы платить. Обозначь те преимущества, которые получает клиент от твоего продукта.

left16ОПРЕДЕЛИ, ЧЕМ ТВОЯ КОМПАНИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ –
ТО САМОЕ УНИКАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ЗАСТАВИТ
КЛИЕНТА ПОКУПАТЬ ИМЕННО У ТЕБЯ.

СЕГМЕНТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Второй сегмент, который требует заполнения на этапе планирования бизнеса – Сегменты потребителей. В нем определяются основные характеристики твоих клиентов – пол, возраст, география, их привычки и предпочтения. Если ты уделила достаточно времени первому блоку, описать портрет потребителя не составит труда.
Здесь же определяются ранние последователи – первые клиенты, которые вероятнее всего поддержат твою идею, купят твой товар или воспользуются услугой.

КАНАЛЫ СБЫТА

Здесь описываются пути, которыми ты доносишь свое уникальное предложение до целевой аудитории, иными словами, как твой продукт попадает к клиенту. В этом блоке учитывается все – начиная от каналов продвижения, заканчивая доставкой и послепродажным сервисом. Важно выбрать те каналы, которые соответствуют не только формату, но и бюджету твоего бизнеса.

ОТНОШЕНИЯ С КЛИЕНТАМИ

На этом этапе тебе нужно определить, как компания будет выстраивать взаимоотношения с аудиторией, удерживать существующих клиентов и привлекать новых. Это может быть персональное обслуживание, самообслуживание или автоматизированный сервис. Твой бизнес может объединить клиентов в сообщество, предоставляя им платформу для общения, либо даже позволить им влиять на конечный продукт, предлагая совместную работу над идеей. Тебе решать.

ПОТОКИ ДОХОДОВ

В этом сегменте тебе нужно определить цены на свои товары/услуги, проанализировать предложения конкурентов и ту стоимость, которую готов заплатить / платит сейчас клиент за похожие продукты. Здесь также учитывается, как клиенту удобно оплачивать твои товары/услуги и сколько каждый поток доходов составляет в общей структуре доходов. После запуска бизнеса этот сегмент стоит пересмотреть еще раз и проанализировать, какие продукты приносят больший доход. Быть может, некоторые продукты не будут продаваться вообще. Тогда стоит перераспределить ресурсы в пользу производства тех товаров / услуг, которые пользуются спросом.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕСУРСЫ

Еще один важный сегмент для начинающего предпринимателя. На этом этапе необходимо определить, какие именно ресурсы потребуются для создания продукта и доставки его потребителю. Здесь также указывается какие именно ресурсы есть в наличии, а какие – требуют дополнительных инвестиций. Для удобства классифицируй ресурсы на материальные, интеллектуальные, человеческие, финансовые.

КЛЮЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Здесь необходимо перечислить все шаги, которые нужно предпринять для создания и продажи продукта. В этот сегмент входит не только производство, но и рекламная деятельность, послепродажный сервис и так далее. Благодаря этому сегменту ты сможешь определить ключевые бизнес-процессы и позже рассчитать необходимые затраты. На этом этапе важно сверяться со всеми уже заполненными блоками.

КЛЮЧЕВЫЕ ПАРТНЕРЫ

В этом блоке перечисли всех, с кем ты сотрудничаешь и без кого твой бизнес не сможет существовать: партнеры, консультанты, поставщики, аутсорсинговые компании.
Заполняя этот блок, также стоит ответить на вопрос, какие задачи твоя компания может отдать на аутсорс, чтобы сосредоточиться на ключевой деятельности.
Этот сегмент поможет тебе посмотреть на свою идею с точки зрения оптимизации бизнес-процессов. Может быть, партнерство или стратегический альянс с другой компанией позволят сделать твой бизнес более устойчивым или оптимизировать необходимые издержки.

СТРУКТУРА ИЗДЕРЖЕК

Последний сегмент, который требует заполнения в канве бизнес модели – это анализ затрат. Выдели наиболее значительные расходы будущей компании – постоянные и переменные издержки, расходы на заработную плату, налоги и так далее. Ты легко с этим справишься, если ты точно определила необходимые ресурсы, ключевые виды деятельности и своих партнеров.
Теперь, когда все блоки заполнены, можно пойти в обратном направлении и подумать, как минимизировать издержки, если в этом есть необходимость.

В заключение стоит отметить, что канву бизнес-модели стоит регулярно пересматривать. К ней стоит относиться, как к гипотезе, которая требует тестирования. На этапе бизнес идеи, весь документ строится на предположениях. Поэтому, как только у тебя появляется дополнительная информация, обновляй канву на основе новых полученных данных.

ОБ АВТОРЕ

ЮЛИЯ МАЛЬКОВА – основательница ProWomen.by. Специалист в области маркетинга и коммуникаций. Более 5 лет работы в сфере оффлайн и онлайн маркетинга, event менеджмента, PR, SMM. Опыт вывода на рынок и продвижения компаний в сфере услуг, включая бренды премиум-сегмента.