В изоляции: четыре истории о бизнесе

Что делать в кризис? Залечь на дно и подождать, пока ситуация нормализуется, или собраться с силами и искать новые ресурсы? Четыре предпринимательницы из разных сфер рассказали о том, как сохраняют свой бизнес в непростое время.

DARYA-nwb5ofu626707dnfsxex9bkmvyf4m9f63z1ldbbcvc
Дарья Дудко

основательница TINT Brow Bar (Минск и Гомель), бровист, визажист, психолог по образованию.

Ещё в начале марта мы заметили постепенное уменьшение выручки в обоих городах. В Минске это началось чуть раньше, чем в Гомеле, на сегодняшний день ситуация везде одинаково сложная.

В первую очередь мы начали снижать все возможные затраты: отказались от рекламных проектов, сейчас ведём переговоры с арендодателями о снижении оплаты, снижаем расходную часть.

Сейчас мы работаем на одно кресло в Минске, в Гомеле — на два, и держим дистанцию около 3 метров между креслами. Во время перманентного макияжа в зале находится только мастер и клиент, так было и раньше. Все сотрудники работают в масках, на стойке стоят дезинфекторы для посетителей, предлагаем мыть руки. В работе мастеров по дезинфекции ничего не поменялось, за исключением того, что добавилось дежурство по обработке не только рабочих поверхностей, но и ручек, выключателей и так далее.

Многие клиенты сейчас отменяют запись, приходят в тревоге. Но много и тех, кто нас поддерживает, говорят: «Спасибо, что вы есть», «мы надеемся, вы не закроетесь», «мы с вами». Это, безусловно, радует.

Мы продолжили диджитализацию своего бизнеса, и сейчас помимо привычной онлайн-записи и электронной системы лояльности добавили электронные подарочные сертификаты с возможностью удалённой оплаты. Также мы подготовили видеоурок и боксы для самостоятельного окрашивания бровей на дому, чтобы наши клиенты даже на самоизоляции чувствовали себя красивыми. Сейчас стратегия номер один — всё, что можем сделать дистанционно, переводить в онлайн и доставку.

Если объявят карантин, то работники останутся без зарплаты, но, будем надеяться, что карантин будет означать налоговые послабления и арендные каникулы.

Думаем, что вся эта ситуация закончится не раньше середины лета, а экономические последствия продлятся ещё дольше, но мы нацелены не падать духом и постараться пройти это трудное время с такими потерями, которые не станут фатальными для нашего бизнеса.

nadezhda_aksenenko-obs0rncw9aj1193do5hy4jry20lgumdhnluof0mvhk
Надежда Аксёненко

руководитель детской научной студии «Эколаборатория».

Когда накрыло Италию, стало понятно, что у нас тоже грядут большие перемены. Сначала мы поговорили с клиентами, выяснили их планы. Поняли, что примерно 60% детей перестанут к нам ходить. Для нас это означает не просто работу в ноль, а убытки. Дистанционное обучение — не наш вариант, ведь дети изучают науки на практике. Поэтому, долго не раздумывая, закрылись с 1 апреля.

Сейчас мы прекратили занятия в школах, расторгли досрочно договоры аренды. Сотрудников пришлось уволить, поскольку у нас оплата по факту отработанных часов. Жалко расставаться с сотрудниками, но пока абсолютно непонятно, как ситуация будет развиваться дальше. Если раньше работа летнего лагеря закрывала в этот период вопрос по зарплате, то сейчас — увы, лагеря, скорее всего, не будет. Организацию праздников тоже не заказывают по понятным причинам. Работает только администратор и контент-менеджер.

Сейчас мы разрабатываем новый продукт, запаковываем свой курс в коробку, которую можно купить и заниматься дома. Начали этим заниматься ещё до ситуации с вирусом, совсем не ожидая, что это станет так актуально.

Возможно, в сентябре мы снова наберём группы. А пока делаем ставку на готовые наборы, генерируем новые форматы и идеи на будущее.

Наши клиенты в целом очень печалятся, что мы закрылись, но в то же время многие говорят, что это правильное решение. Обещают прийти к нам осенью снова. Поддержки много, это радует. Значит, мы работали не зря.

Я сама реагирую в целом спокойно, хотя очень грущу от понимания, что всё так хрупко. За это время несколько раз успела простыть, думаю, что так проявлялась моя адаптация. Но при этом я точно знаю, что это временная ситуация и я скоро снова буду в строю. Реакция была бы совсем другой, если бы это был мой единственный источник дохода и если бы не было поддержки семьи.

Карантин для меня уже наступил. Я продолжаю и буду продолжать разработку и запуск нового продукта. Думаю, что история с вирусом закончится к осени, а вот финансовые трудности ещё только начинаются. Сложно говорить про перспективы, но мне кажется, что офлайн мероприятия не потеряют своей актуальности. Не исключено, что после изоляции люди будут охотно встречаться, общаться, собираться. Что касается образования, то я вообще слабо представляю его исключительно в онлайне. На мой взгляд, тогда оно очень много теряет. И всё же форматы будут меняться, и у меня тоже: массовой работы со школами я больше организовывать не буду, а продолжу углубляться в темы, которые мне особенно интересны и делать небольшие узкопрофильные ивенты. Онлайн-продукты будут представлены более широко. Идей — масса, успевай только воплощать.

nadezhda-obne0dkrbci2tl6ik7ecegcfztyi6jsvm65cx1qv3c
Надежда Анисенко

основательница студии проката платьев LoveDressMagic, консультант по вопросам оптимизации малого бизнеса.

Мы с самого начала следили за ситуацией и не пытались делать вид, что всё идёт по плану и будет как раньше. Поэтому уже с начала марта ввели новые правила примерок: только по записи и не больше 2 человек в студии единовременно, закупили дезинфекторы, маски, перчатки и стали просить клиентов обрабатывать руки при входе.

Тогда многие смотрели на нас с подозрением, мол, не всё так плохо, зачем такие меры — только народ пугаете. Особенно остро реагировали на просьбу не брать всю семью на примерку, а только одного сопровождающего.

Весна для нас — пик сезона, так как бронируют платья на школьный и университетский выпускные, свадьбы, фотосессии. Сейчас ситуация меняется каждую неделю: в первой половине марта поток людей и заказов снизился только на 30%, к середине марта стало понятно, что многие массовые мероприятия под угрозой срыва или переноса на неопределённый срок, поэтому клиенты не спешили бронировать наряды. К апрелю спад дошёл до минус 90% от аналогичного периода в прошлом году.

Сейчас на 90% снизилось количество бронирований на апрель-май, поскольку люди не знают, что будет даже через несколько дней, и, в целом, стараются лишний раз не посещать места скопления людей и мероприятия.

Мы сократили график работы: работаем только по выходным вместо полной рабочей недели. Но первые выходные апреля показали, что, вероятно, придётся перейти к работе по предварительной записи.

Единственное, что (пока?) не отменилось — выпускные. За счёт предоплаты на них и выживаем. Аренда студии привязана к курсу евро, поэтому с новым курсом она увеличилась. Арендодатель пошёл навстречу и зафиксировал курс для оплаты на 01.03.20, давать более значительную скидку или арендные каникулы оснований пока нет.

К этому моменту одного сотрудника мы отправили в отпуск, один администратор работает, но рабочие часы сократили. В январе мы, по традиции, перед началом высокого сезона, обновили ассортимент и закупили партии новых платьев и аксессуаров, поэтому финансовых резервов осталось немного. В марте студия сработала в ноль, в апреле ситуация ожидается хуже —аренду и зарплаты будем выплачивать не из оборотных, а из личных средств. В таких условиях мы сможем выдержать пару месяцев.

Клиенты, которые сейчас приходят на примерки, ведут себя спокойно. Как-то спросили, кипятим ли мы платья в спирте после каждого клиента, но это, скорее, шутки.

Я сама реагирую на ситуацию по возможности спокойно и трезво. Сейчас все решения принимаются «с сегодня на завтра», так как делать долгосрочные прогнозы не удаётся даже опытным экономистам и аналитикам. Для меня сейчас главное — не оставить без заработка сотрудников и, по возможности, помогать подрядчикам, которые от нас зависят.

Я привыкла продумывать худший сценарий развития событий. Да, мой бизнес может закрыться, если через 2-3 месяца ситуация не улучшится, а аренду и налоги нужно будет по-прежнему платить в полном объёме. Рассматриваемая государством отсрочка платежа нам не поможет, для многих это просто отложенная смерть.

Переход в онлайн в ближайшее время — тоже не выход. Проблема не только в том, что люди стараются не выходить из дома, а в том, что им просто некуда надевать эти наряды.

У возможного карантина есть свои плюсы и минусы. К сожалению, на данный момент, нет исследований и математических моделей, которые точно могли бы показать, что лучше скажется на экономике и здоровье: его ввод или отсутствие. Для нашего бизнеса карантин мог бы принести пользу, если он будет зафиксирован как форс-мажор и станет основанием для арендных и налоговых каникул.

Сейчас прокат держится за счёт того, что у нас есть ещё один бизнес, который чуть меньше пострадал от происходящего и может быть «донором» проката. Как только это станет экономически нецелесообразно (пару месяцев) — студию, вероятно, придётся закрыть. Если же летом поток заказов стабилизируется хотя бы на 50%, то будем работать в прежнем режиме, сокращая издержки и внедряя новые стратегии ведения бизнеса, которые мы сейчас и разрабатываем.

Будем ориентироваться по обстоятельствам и оперативно принимать решения. Не исключаю ни один вариант: от полного закрытия и распродажи до перепрофилирования студии проката под другие запросы рынка. Предпринимательство — это находчивость, прорвёмся.

yazvinskaya_av
Виктория Язвинская

основательница бренда одежды Wooma, маркетолог, брендмейкер, 10 лет в маркетинге, 5 лет в собственном бизнесе.

Я поняла, что ситуация изменилась, когда начал расти курс валюты. У нас аренда привязана к евро. Закупка тканей и фурнитуры — к курсу доллара. В связи с этим выросли расходы и себестоимость продукции, снизилась маржинальность.

Мы сразу начали оптимизировать расходы. Уже в середине марта, когда начался рост евро, мы обратились к арендодателю с просьбой пересмотреть условия аренды.

Перед кризисом от нас ушла менеджер и мы отказались от поиска нового сотрудника, временно всю работу я взяла на себя.

Кроме этого, мы ещё в середине марта, когда кризис только начал ощущаться, мы пошли на опережение и запустили распродажу, что позволило нам получить живые деньги и сформировать подушку безопасности.

Сейчас мы работаем в обычном режиме. Изначально наша бизнес-модель предполагала доставку клиенту на дом с примеркой. Можно сказать, что мы на 90% — онлайновый бизнес.

Также частично мы вернулись к схеме работы по индивидуальному заказу.

Продажи сильно упали. Наша продукция рассчитана на мам с грудными детьми, для прогулок, поездок, общественных мест. Все сейчас этого избегают, поэтому необходимость в такой одежде отпала.

До кризиса у нас было 3 работающих канала продаж, направленных на разные рынки. В марте, когда все страны начали закрывать границы, мы не смогли отправлять заказы с Etsy, затем Wildberries ввёл бесконтактную доставку по предоплате без примерки и остановились заказы из России в категории одежда. Остался только Instagram, который пока работает. Мы выжимаем из него максимум, чтобы сформировать подушку безопасности на ближайшие два-три месяца.

Клиенты у нас очень лояльные: мы изначально делали ставку на коммуникацию и доверительные отношения. Поэтому, когда в начале кризиса я обратилась к ним в нашем аккаунте инстаграм за отзывами, то получила очень много слов поддержки.

Сама я в какой-то момент словила азарт от этой ситуации. Мне очень интересно, что будет дальше и какой буду я, когда всё это закончится.

В целом пока я нахожусь в довольно спокойном состоянии, так как наша бизнес-модель позволила быстро среагировать и включить режим перезагрузки. У меня параллельно есть другие каналы дохода, и если этот бизнес придётся закрыть или поставить на паузу, то я смогу быстро переключится на другие проекты.

Также у меня большой опыт в маркетинге и SMM и при самой пессимистичной ситуации я смогу уйти в найм. Это, конечно, крайняя мера, но я как предприниматель рассматриваю для себя разные сценарии.

Ещё до кризиса я максимально обезопасила как свой бизнес, создав в нём несколько каналов продаж, так и себя лично, прокачав свои профессиональные навыки и масштабируя источники дохода.

Мы рассматриваем самые пессимистичные сценарии. Пока мы сохранили аренду на новых условиях, но отправили собственнику извещение о расторжении договора аренды со следующего месяца. Если ситуация будет улучшаться, то сохраним аренду, если нет, то у нас останутся только минимальные, в основном переменные, расходы.

В целом мой бизнес находится не в самом плохом состоянии: у меня нет больших издержек в виде штата сотрудников или аренды производственных или торговых площадей, валютных кредитов. И есть небольшая подушка безопасности, которая позволит нам платить по счетам и подготовиться к новому сезону.

Я полагаю, что эпидемия и ситуация с ней связанная — это только верхушка айсберга, которая пока отвлекает от кризиса в экономике, роста доллара, падении цен на нефть, выборов президента в конце лета. В целом уже наблюдается рост цен и падение уровня доходов населения. Поэтому и после окончания карантинных мер люди будут тратить на самое необходимое и экономить на одежде, в том числе. А мой товар попадает ещё в большую группу риска, так как одежда с секретами для кормления — товар далеко не первой необходимости и ей легко найти альтернативу.

Поэтому, с учётом многих неизвестных и специфичности этого кризиса, никто не берётся делать какие-то более-менее точные прогнозы. Я рассматриваю несколько вариантов действий, начиная c тех шагов, которые были уже сделаны (оптимизация расходов, корректировка бизнес-модели, перераспределении ресурсов по каналам продаж), вплоть до закрытия бизнеса.

Читай также

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Если у тебя есть знания в сфере ведения бизнеса или опыт в создании своего дела, ты можешь поделиться этим с нашей аудиторией, опубликовав статью на сайте. Каждая статья — это вклад в развитие нового бизнеса и твой профессиональный рост.

К тому же мы подготовили специальные закрытые встречи для авторов сайта и бонусные баллы, которые можно обменять на посещение любых наших мероприятий. Как стать автором ProWomen By, читай тут.

Подписывайся на наш канал в Telegram!

X